Десять ИТ-тенденций для государств
Исследовательская компания Gartner выделила 10 ключевых трендов построения государственных цифровых систем в 2019-2020 годах. Аналитики рассчитывают, что эти аспекты будут работать на оптимизацию госуслуг в ближайшие год-полтора.
Gartner выделил стратегические тенденции внедрения ИТ в госсекторе в соответствии с потребностями бизнеса и актуальными целями правительств. Они вписываются в более широкий круг макротенденций, требующих внимания властей, среди них:
- социальная нестабильность,
- жесткая экономия бюджета,
- старение населения,
- рост популизма,
- необходимость поддержания долговременного развития.
Следует отметить, что уже сегодня Россия достигла значительного прогресса по многим направлениям, которые Gartner выделил, как тенденции будущего.
Рик Ховард, вице-президент по исследованиям Gartner, отметил, что технологические приоритеты должны учитывать стремление к цифровому равенству, этику, конфиденциальность, “пропасть” между поколениями и необходимость институциональной гибкости.
Власти ожидают, что директора государственных ИТ-департаментов найдут способы снизить затраты, повысить эффективность и отдачу от цифровых систем для бизнеса и граждан. Дальновидные политики знают, что в цифровом обществе “политика – это технология, а технология – это политика”, отметил Рик Ховард: “Любая масштабная госуслуга опирается на множество технологий. Если технологии ставят задуманное властью под угрозу, то под угрозу попадают и политические цели”.
Список стратегических технологических трендов Gartner призван помочь государственным ИТ-директорам выделить приоритеты при инвестировании в технологии, обосновать их и установить сроки. Однако топ-10 ничего не говорит о том, на что ИТ-директора тратят большую часть своего времени или бюджета сегодня. Выделенные тенденции имеют различное значение в зависимости от уровня госуправления – государственного, регионального или местного, а так же регионального и делового контекста. Именно по этой причине они не ранжируются в десятке по номерам.
CIO могут использовать исследование для привлечения заинтересованных сторон, демистификации новых цифровых подходов и содействия диалогу о ценностях конкретных ИТ-тенденций для граждан и общества.
Адаптивная безопасность
Адаптивный подход к безопасности рассматривает “риски”, “доверие” и “безопасность” в целом, как непрерывный процесс, который предвосхищает и смягчает постоянно развивающиеся киберугрозы. Концепция признает, что абсолютной защиты не существует и защита должна адаптироваться непрерывно, везде и всегда.
Цифровые удостоверения личности
Цифровая идентификация (Digital ID) – это возможность подтвердить личность человека по любому государственному цифровому каналу. Она имеет решающее значение для обеспечения массового доступа к госуслугам, однако многие правительства не спешат ее внедрять. ИТ-директора должны способствовать распространению безопасных цифровых идентификаторов, которые будут удобны гражданам.
Многоканальное взаимодействие в гражданском обществе
Чиновники должны быть доступны не только по традиционным каналам – на приеме в кабинете, но и через чат-боты, смартфоны и любые устройства и решения, которые позволяют отправлять запросы и контактировать друг с другом. По опросу 2018 года, уже более 50% трафика на госсайтах дают мобильные устройства.
Предпочтительная методология разработки — гибкая
Бюджет цифрового правительства не может распределяться по принципу “проинвестировал, сделал и забыл”. ИТ-директорам необходимо создать гибкую среду проектирования с постоянной обратной связью, используя Agile-подходы. Методология должны учитывать не только текущее, но и целевое состояние бизнес-, информационной и технической архитектуры.
Управление цифровым продуктом (DPM)
В опросе Gartner CIO 2019 года более двух третей государственных ИТ-директоров заявили, что они уже используют или планируют внедрить управление цифровыми продуктами (Digital Product Management, DPM).
DPM включает разработку, распространение, мониторинг, доработку и управление “продуктами” для бизнес-пользователей или граждан. Проект в парадигме DPM постоянно дорабатывается, изменения измеряются, решения о будущих изменениях делаются на основе анализа результатов предыдущих изменений и в зависимости от состояния продукта в его текущей версии.
Аналитики считают DPM-подход более устойчивым, потому что он быстрее дает ощутимые результаты. Предполагается, что DPM вытеснит классическую каскадную модель (так называемый Waterfall, водопад).

Источник: Блог компании Edison
Все как услуга (XaaS)
39% госорганизаций планируют потратить основную часть дополнительного финансирования на облачные сервисы. Модель XaaS предлагает альтернативу модернизации устаревшей инфраструктуры, обеспечивает масштабируемость и сокращает время предоставления цифровых государственных услуг.
Единая платформа 2.0
Многие ведомства пытались повысить эффективность ИТ путем централизации разработки и дальнейшего повсеместного использования единственного продукта, часто неудачно. Единая платформа 2.0 смещает фокус с экономии средств на предоставление высокоценных бизнес-возможностей – на единые инструменты идентификации, корпоративной безопасности, бизнес-аналитики.
Служащие, усиленные цифровыми платформами
Цифровая рабочая среда влияет на удовлетворенность, удержание и вовлечение работающих. Но правительства отстают от частных работодателей в этом вопросе. Штат самоуправляющихся команд нуждается в обучении, технологиях и самостоятельности для работы над инициативами в области цифровой трансформации.
Аналитика везде
Аналитика будет использоваться на всех этапах деятельности, во всех процессах. Правительственные учреждения должны перейти со статических отчетов с заведомо устаревшими на момент публикации показателями на аналитические системы, которые помогают выбирать оптимальные решения в режиме реального времени.
Дополненный интеллект
Технологии искусственного интеллекта должны рассматриваться как “дополненный интеллект”. Пора использовать решения, ориентированные на партнерство человека и искусственного интеллекта, которые вместе помогают повышать эффективность.
Российская специфика
Россия быстро развивает государственные сервисы по многим выделенным аналитиками Gartner направлениям.
Еще в 2013 году в России приравняли бумажные оригиналы документов и их электронные копии с цифровой подписью, началось развитие “Госуслуг” в цифровой среде. В августе 2019 года проект “Госуслуги” показал 10 из 25 прототипов будущих более развитых “суперсервисов”. Они позволят удаленно сдавать экзамены в вузы, обжаловать штрафы и даже дистанционно участвовать в заседаниях судов. В отличие от стандартных услуг, документы в рамках суперсервисов подбирает интеллектуальная система, а не гражданин или чиновник.
С 1 октября 2019 года Гражданский кодекс описывает так называемые цифровые права, среди них смарт-контракты, токены, голосование, юридически равнозначные своим офлайновым аналогам. Учётной записью государственной “Единой системой идентификации и аутентификации” (ЕСИА) можно воспользоваться для входа не только на сайт “Госуслуг”, но и на многие сайты независимых бизнес-структур. По плану, утвержденному Дмитрием Медведевым, в 2020 году москвичи начнут получать электронные паспорта вместо классической бумажной книжки и смогут для идентификации использовать мобильное приложение. Планируется, что в 2022 году ID-карты будут выдаваться по всей стране.
Крупнейшим проектом, связанным с унификацией ключевых аналитических показателей жизни страны, может стать так называемый “Единый федеральный информационный ресурс, содержащий сведения о населении Российской Федерации”. Правительство внесло в Думу законопроект о реестре в июле 2019 года. С одной стороны, система объединит разрозненные базы данных МВД, Минобороны, Минкомсвязи, Минобразования, налоговой, Минтруда, ЗАГСов, муниципальным и других госсистем. С другой – “ресурс” станет поставщиком государственных данных для существующих и новых госуслуг, статистики, федеральных и муниципальных органов управления. В перспективе России не потребуется проводить перепись населения.
В 2019 году институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве по заказу фонда “Сколково” разработал концепцию госрегулирования на основе big data, собранную в тех или иных база-данных. Ключевая идея проекта – быстрая реакция регуляторов на изменения в жизни страны.
Следует выделить и ведомственные облачные инициативы. Так, уже в ноябре 2019 года Минпросвещения запустит в собственном облаке “образовательный маркетплейс”. Первоначально проект охватывал лишь Москву, но масштабируется до федерального масштаба. Проект будет сочетать множество функций, среди интересных для граждан дистрибуция учебных материалов и электронные дневники школьников. Постоянный мониторинг прохождения образовательных программ окажется полезен самому регулятору. Условное название “образовательный маркетплейс” появилось потому, что кроме государственных учебных материалов, через платформу Минпросвещения будут распространяться и образовательные программы, предложенные третьими лицами или бизнесом (после экспертной проверки).