10 крупнейших российских ИТ-стартапов 2018 года

10 минут

Хотя российский рынок венчурных инвестиций составляет около 0,2% от мирового, тем не менее Россию можно назвать донором мирового рынка инноваций. Мы составили перечень ИТ-стартапов российского происхождения, которые привлекли крупные инвестиции в 2018 году.

По данным исследования РВК, проведенного при поддержке EY, Национальной ассоциации бизнес-ангелов (НАБА) и PwC, в 2018 году объем российского венчурного рынка составил $351 млн. Правда, реальная цифра должна быть гораздо больше – многие инвесторы скрывают подробности своих сделок. Если же отталкиваться от открытой информации, то отечественный сегмент не дотягивает даже до 1% мирового венчурного рынка. Для сравнения, аналитики PwC в сотрудничестве с CB Insights в 2018 году оценили объем венчурных инвестиций в мире в $207 млрд.

Однако очень многие стартапы имеют российское происхождение — хотя бы один из основателей был или является гражданином России. Поэтому страну можно назвать донором инноваций. Мы собрали перечень из десяти ИТ-стартапов российского происхождения, которые привлекли максимальный объем инвестиций в 2018 году. Большинство проектов существует достаточно давно и имеет солидный штат сотрудников.

1. WayRay

Объем инвестиций: $80 млн

Инвесторы: Porsche (09.2018)

WayRay основан в 2012 году выходцем из России Виталием Пономаревым. Головной офис компании расположен в Цюрихе, Швейцария, а центр разработки в Москве. Кроме того, проект имеет представительства в США, Гонконге, Китае и Германии. Компания разрабатывает первую в мире навигационную систему для автомобилей с функцией голографической дополненной реальности (AR). То есть данные системы проецируются на лобовое стекло автомобиля.

WayRay предлагает два вида устройств. Это навигационная система для автомобилей Navion, устройство Element, которое собирает сведения о поведении водителя, скорости, расходе топлива и состоянии транспортного средства. Для сторонних разработчиков создана платформа True AR SDK, на базе которой можно создавать AR-приложения для голографических AR-дисплеев WayRay.

 

Компания входит в список разработчиков, которые изменят автомобильный рынок, по мнению VentureBeat. WayRay уже заключила соглашения о сотрудничестве с Porsche, SAIC Motor, Honda.

2. CityMobil

Объем инвестиций: $35 млн

Инвесторы: Mail.ru Group (05.2018)

Компания «СитиМобил» основана в 2007 году. Уже тогда она одна из первых начала использовать программное обеспечение, позволяющее автоматизировано раздавать заказы ближайшему автомобилю. Далее проект развивался как сервис по вызову такси и к 2018 году вышел на второе место по мобильной онлайн-аудитории в Москве. По словам Арама Аракеляна, гендиректора «Ситимобил», благодаря инвестициям сервису «удалось в разы увеличить число водителей и заметно расширить клиентскую базу».

3. RealtimeBoard

Объем инвестиций: $25 млн

Инвесторы: Accel (11.2018)

RealtimeBoard основана в Перми в 2011 году. Компания предлагает платформу для совместной работы – виртуальные доски, которые позволяют прикреплять картинки, рисовать схемы и графики, создавать коллажи и пр. Использовать доску можно индивидуально или  целой командой. Например, на доске можно визуализировать шаблонные картинки, картинки из интернета или со своего компьютера. Можно с помощью чата обсуждать ход работ, подгружать документы с Google Drive и т.д.

Сейчас у RealtimeBoard четыре офиса в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Амстердаме и Перми, в которых работает более 150 сотрудников из разных стран мира. Среди клиентов Netflix, Skyscanner, Autodesk, Cisco, SAP и другие.

«Мы используем RealtimeBoard в команде, чтобы строить ментальные карты, собирать и структурировать результаты аналитики и CustDev, проектировать процессы, разрабатывать продукты и предложения. Работает быстро, не тормозит даже на больших схемах, всегда под рукой – можно быстро обсудить схему с коллегами, можно даже использовать в качестве презентации клиентам», – говорят о сервисе пользователи.

4. YouDo

Объем инвестиций: $17 млн

Инвесторы: MTS Systems (09.2018)

YouDo основан в 2012 году в Москве. Это маркетплейс, с помощью которого можно быстро и безопасно находить надежных исполнителей для решения бытовых и бизнес-задач. Достаточно разместить задание на сервисе, и через несколько минут вы начнете получать предложения от исполнителей, которые будут готовы его выполнить. Исполнители проходят специальную проверку администрацией сервиса, поэтому YouDo безопасен для заказчиков.

По состоянию на декабрь 2018 года на YouDo.com насчитывалось более 5 млн постоянных пользователей, среди которых 850 тыс. исполнителей. YouDo.com работает в пяти городах России. Число публикуемых ежедневно заданий составляет 7 тыс., 77% заданий размещается и выполняется в Москве. Оборот проекта приближается к 1 млрд рублей в месяц, однако платформа пока не приносит прибыль.

5. inDriver

 Объем инвестиций: $10 млн

Инвесторы: Leta Capital (08.2018)

inDriver основан в Якутске в 2012 году. Это сервис заказа такси, отличительной особенностью которого является то, что пассажир может участвовать в обсуждении стоимости поездки. Сервис показывает ему рекомендованную стоимость поездки, после чего клиент может ее изменить и предложить водителям. Мобильное приложение inDriver работает на платформах Android и iOS.

В июле 2018 года inDriver перенес свой офис в Нью-Йорк. Сегодня компания работает в более чем 200 городах 18 стран, в том числе в США, России, Мексике, Колумбии, Перу, Чили, Гватемале, Сальвадоре, Танзании, Казахстане, Узбекистане. Количество пользователей сервиса превышает 20 млн.В 2019 года inDriver намерен войти в топ-6 сервисов на мировом рынке по числу поездок.

6. Dbrain

Объем инвестиций: $8,2 млн

Инвесторы: AngelVest, Bitfury Group (07.2018 – $5,7млн), G2H2 Capital (02.2018 – $2,5 млн)

Dbrain основан в 2017 году в Москве. Это открытая блокчейн-платформа на основе искусственного интеллекта (AI), которая, по словам ее основателей, помогает компаниям создавать, обучать и внедрять нейросети без «радикальных» вложений и погружения в технические сложности.

Как работает Dbrain? Клиент загружает свои данные (например, фотографии). Люди регистрируются на сайте, проходят предварительное тестирование, а затем приступают к работе: просматривают фотографии и отмечают, что на них изображено, тем самым обучая нейросеть. За это они получают криптовалюту Dbraincoin (DBR), выводимую в эфир-кошелек.

После этого платформа на открытом конкурсе находит разработчика, который пишет алгоритм нейросети. Dbrain проверяет готовое решение, а бизнес подключает его через API. «Наш главный фокус сейчас – на классных кейсах применения ИИ для больших компаний, где наши решения дают максимальный эффект, и понимание, какое из решений масштабировать. Мы хотим сделать понятный продукт, который можно продавать бизнесу без радикальных вложений или изменений под каждого клиента», – рассказывают основатели компании .

Сегодня у Dbrain более 20 клиентов, среди которых Dodo Pizza, Nestle, Kupivip, Hoff и др. Более 20 тыс. пользователей уже выполнили более 5,5 млн заданий.

7. Grabr

Объем инвестиций: $8 млн

Инвесторы: Foundation Capital(03.2018)

Grabr основан в 2015 году в Сан-Франциско выходцами из России Дарьей Ребенок и Артемом Федяевым. Это сервис трансграничной доставки, который позволяет путешественником заработать на том, чтобы привезти из другой страны заказанный покупателем товар. Заказчики размещают на сайте свои пожелания, а исполнители могут ввести даты и направление поездки и получить список того, что люди хотели бы получить. Если они договариваются о заказе, на карте покупателя блокируются деньги, которые исполнитель получает после вручения покупки.

«Я уже несколько раз отправлялась в поездки с Grabr, и всегда все проходило очень легко и гладко. Покупатели с нетерпением ждали, когда я привезу им их заказы. Я общалась с множеством людей, хотя иногда мешал языковой барьер. Я рассказала своим друзьям о сервисе, потому что у них всегда есть свободное место в багаже для нескольких товаров для покупателей. Grabr — это отличный способ не только подзаработать, но и познакомиться с местными по всему миру», – пишет о своем опыте использования сервиса Анжелика Тройдер (Angelica Troyer) из США.

В ноябре 2018 года в интервью The Bell основатели сервиса рассказывали, что его пользователями стали уже более 1 млн человек из 53 стран.

8. Mercaux

Объем инвестиций: $4,5 млн

Инвесторы: Nauta Capital (11.2018)

Mercaux была основана в 2013 году в США россиянкой Ольгой Коцур. Это B2B-SaaS-платформа, которая помогает ритейлерам автоматизировать работу на точках продаж. Продавцы получают доступ к платформе с помощью мобильных устройств и могут, сканируя штрих-код товара, мгновенно получить о нем всю необходимую информацию, узнать, есть ли он на складе, заказать доставку, предложить покупателю альтернативу и сопутствующие товары или услуги. Для офисных сотрудников имеется BI-платформа, использующая технологии искусственного интеллекта.

В 2015 компания открыла офис в Москве, в 2016 — головной офис в Лондоне. Сегодня ее услугами пользуются более 15 ритейлеров из Великобритании, Европы, Латинской Америки и России. Среди них такие известные как United Colors of Benetton, Nike, Under Armour, Finn Flare, French Connection, Karen Millen.

9. Stafory

Объем инвестиций: 226 млн рублей ($3,6 млн)

Инвесторы: ФРИИ, Георгий Семененко(12.2018)

Stafory основана в 2015 году в Санкт-Петербурге. На первом этапе компания развивалась как сервис, позволяющий упростить процесс подбора персонала с помощью рекрутеров. Работодатель публикует свою вакансию, а зарегистрированные на Stafory рекрутеры делают ему предложения, из которых можно выбрать наиболее подходящее. Дополнительно на сервисе реализованы инструменты, которые позволяют улучшить процесс взаимодействия работодателя с рекрутерами: деловая переписка, просмотр резюме, отбор кандидатов, назначение собеседований, подведение итогов сотрудничества.

Однако известность компании принес созданный в 2017 году на базе искусственного интеллекта робот-рекрутер «Вера». Он умеет искать резюме на разных сайтах в соответствии с требованиями вакансии, звонить кандидатам, анализировать ответы, отвечать на вопросы пользователей и проводить видеособеседования с функцией распознавания эмоций. «Вера» уже сделала 1,4 млн звонков и провела 10 тыс. видеоинтервью для более чем 200 крупных заказчиков.

Сегодня  среди российских клиентов Stafory МТС, PepsiCo, Raiffaisen, IKEA и др. Роботом заинтересовались в ОАЭ – там уже запущен пилотный проект, в ходе которого «Вера» должна подобрать для предприятий более 25 тыс. сотрудников. Стартовали пилоты и во Франции, Италии, Индии, Сербии. В ближайших планах выход на рынки Великобритании, США и Германии.

10. PimPay

Объем инвестиций: 200 млн рублей ($3,2 млн)

Инвесторы: ФРИИ (07.2018)

PimPay основан в 2013 году в Москве. Это финтех-компания, которая разрабатывает различные сервисы для интернет-магазинов, телемагазинов и других компаний, отправляющих товары покупателям с наложенным платежом. Сегодня таких сервисов шесть. Это возможность получить наложенный платеж в день отправки товара, прием онлайн-платежей, розыск потерянных посылок и наложенных платежей, аналитика в режиме реального времени, проведение сверок со службами доставки, привлечение дополнительного финансирования.

Схема работы PimPay

Сегодня в компании работает 60 человек. Ее услугами воспользовались уже более 2500 интернет-магазинов, 400 являются активными пользователями. «Мы хотели создать удобный и безопасный способ расчетов между продавцом и покупателем при дистанционной торговле, который защитит интересы покупателя и поможет продавцу в развитии бизнеса. Эту цель считаем самой главной, и по сей день идем к ней», – говорит один из основателей PimPay Евгений Чернов.

Большинство успешных компаний с российскими корнями, так же как и иностранные проекты, которым удалось привлечь в 2018 году солидные инвестиции, используют технологии искусственного интеллекта или дополненной реальности. Финансирование AI и AR/VR превратилось в устойчивую тенденцию.

Group 40Group 44Group 43Group 46Group 41Group 27Group 42Group 39