Кризис 2020 года показал бизнесу, что IT — это ценный ресурс, с которым нужно уметь обращаться, чтобы в момент потрясений оказаться готовым к перегрузкам.

Ведь если доступ к офлайновым услугам и спрос на них катастрофически сократились, то нагрузка на онлайн-услуги выросла кратно. И те, кто накачали «мышцу цифровизации» до кризиса, неплохо с этим справились: не упали под нагрузкой, но и не переплатили за эту устойчивость.

В 2020 году технологии устойчивости и экономии только продолжат свою эволюцию. Вот пять из них, которые нужно учитывать уже сейчас, чтобы быть готовыми к любой новой турбулентности.

1. Переход в облако — работающий лайфхак для экономии (прямо как в 2010-х)

С одной стороны, механика оптимизации расходов в облаке широко известна. С другой, для перехода к облачной инфраструктуре в разных отраслях существовали разные препятствия. Облака «созревают» и снимают эти помехи достаточно постепенно, так что поток компаний, которым внезапно пришло время перейти в облако, до сих пор не иссякает.

По данным Gartner, в 2022 году около 60% организаций будут пользоваться услугами облачных провайдеров, то есть по сравнению с 2018 годом их количество возрастет вдвое. Предполагается, что в 2020 году рынок публичных облачных услуг во всем мире вырастет на 17% (также по данным Gartner, 2019 года). На облачные сервисы компании потратят 266,4 млрд долларов.

В Forrester в связи с кризисом, вызванным пандемией коронавируса, пересмотрели прогнозы на 2020 год. И теперь ожидают, что спад на рынке IT-технологий составит до 50%. Однако, отмечают аналитики, снижение спроса будет наблюдаться не во всех сегментах — ожидается рост спроса на облачные технологии и увеличение расходов на специализированное программное обеспечение, коммуникационное оборудование и телекоммуникационные услуги, нужные для удаленной работы и обучения. Это связано с тем, что компании переводят сотрудников на работу из дома, а школы переходят на дистанционное обучение.

Благодаря облачным сервисам можно модернизировать IT-систему, поддерживать инфраструктуру без существенных затрат и в итоге сократить расходы компаний. Именно ради оптимизации расходов переезжают в облако в 47% случаев (источник: Opsramp, Skyhighnetworks, Directive).

Например, у интернет-магазинов в разное время года инфраструктура нагружена неравномерно. В «черную пятницу» компаниям требуется больше вычислительных мощностей. Но обслуживать инфраструктуру, которая используется несколько дней в год, — дорого и нерационально.

В облаке эта проблема решается с помощью автоматического масштабирования. Мощности виртуальных ресурсов, которые ритейл получает у провайдера, регулируются в зависимости от количества покупателей. Причем интернет-магазин платит только за использованные мощности. «Черная пятница» закончилась — затраты на инфраструктуру резко сократились.

2. Автоматизация в облаке позволяет ускорить разработку софта

Компании автоматизируют разработку софта в облаке. Спрос на облачные платформы растет: в 2020 году, прогнозирует Gartner, рынок решений PaaS (платформа как сервис) вырастет до 39,7 млрд долларов, в 2019 году цифра была значительно меньше — 32,2 млрд долларов.

Прогноз дохода от услуг общедоступного облака в мире (в миллиардах долларов США):

20182019202020212022
IaaS32,440,350,061,374,1
PaaS26,432,239,748,358,0
SaaS85,799,5116,0133,0151,1

PaaS — это готовые инструменты, развернутые в облаке. Например, к ним относят системы управления базами данных, среды машинного обучения и аналитики больших данных. Эти решения необходимо настраивать под требования компании, но не нужно строить с нуля. Оптимальную конфигурацию берет на себя облачный провайдер: компании не нужно следить за настройками, обновлениями и безопасностью.

Преимущество PaaS — в экономии времени IT-специалистов. Например, эксперты не тратят время на разработку собственной базы данных, а сразу начинают работать, используя готовое решение. Благодаря этому даже у небольших стартапов есть возможность создать в облаке автоматизированную инфраструктуру для разработки. Причем, как отмечают в Gartner, около 50% решений, которые предлагают сегодня облачные провайдеры, доступны только в облаке — больше нигде их нельзя получить.

3. Многие компании переходят к модели cloud only или «только облака»

Компании, работающие в различных сферах, в частности, в финансовом секторе, медицине, здравоохранении и ритейле, постепенно придут к модели cloud only («только облака»). Другими словами, использование облачной инфраструктуры станет для них единственным вариантом. Он выгоден, поскольку благодаря переезду в облако возможны переход на современную архитектуру и модернизация IT-системы.

Еще одно преимущество облака — готовые компоненты, в частности, инструменты PaaS (приложения как сервисы) и приложения в маркетплейсах. С их помощью возможно выстроить инфраструктуру под запросы конкретной компании. Это похоже на создание цельной модели из отдельных деталей конструктора. Но в качестве деталей выступают среды машинного обучения, системы мониторинга, базы данных, контейнеры для приложений и другие решения.

Например, крупнейшая фриланс-биржа в русскоязычном интернете FL.ru сначала развернула в облаке VK Cloud (бывш. MCS) инфраструктуру и перенесла данные в облачное хранилище. Позднее в компании решили перейти на микросервисную архитектуру и стали в облаке использовать Kubernetes как сервис. Возможность добавлять необходимые сервисы по требованию, без лишних затрат на оборудование — большое преимущество облачных вычислений.

4. Компании вкладываются в машинное обучение и искусственный интеллект

Расходы компаний на системы искусственного интеллекта, по данным IDC, будут расти на 28,4% в год и к 2023 достигнут 97,9 млрд долларов. Пока ИИ чаще всего используют для автоматизации клиентского обслуживания и продаж, поиска и предотвращения угроз, а машинное обучение помогает добыть полезную информацию из любых данных: документооборота, транзакций, видеозаписей камер, что позволяет принимать решения, основанные на аналитике, а не на интуиции.

Значительные расходы на системы искусственного интеллекта наблюдаются в розничной и банковской индустриях. Ритейлеры вкладываются в автоматизацию обслуживания клиентов. Банковская индустрия сосредоточит инвестиции на автоматизированных системах кредитного скоринга и предотвращения угроз, а также на анализе и расследовании случаев мошенничества.

Так, банк Goldman Sachs автоматизировал трейдинг и сократил расходы на зарплату трейдеров в 300 раз. Банк JPMorgan Chase использует алгоритм, который за минуты обрабатывает 12 000 кредитных договоров за несколько минут. В Китае голосовой помощник на основе искусственного интеллекта помог компании Ziyitong увеличить возврат долгов с 20 до 41%. Он обзванивал должников и строил разговор с учетом информации о них так, чтобы повысить вероятность погашения кредита.

Какие еще индустрии будут вкладываться в ИИ:

5. Бизнес использует данные IoT-устройств для поиска гипотез и прогнозов

В 2020 году, согласно отчету Gartner, количество умных устройств, которые используют на предприятиях и в сфере транспорта, возрастет на 21%. Быстрее всего интернет вещей проникает в ЖКХ: IoT-устройства нужны коммунальным компаниям, чтобы обеспечивать безопасность и замерять расход электроэнергии.

В других сферах бизнеса тоже заинтересованы в интернете вещей. Например, ритейлеры с помощью датчиков могут контролировать запасы товаров, экономя на персонале. Уже появились умные полки — они следят за количеством товаров и подают сигнал, если они закончились или расставлены неправильно. Такую систему используют в магазинах Levi’s Plaza в Сан-Франциско.

С развитием IoT увеличивается количество данных, получаемых с умных устройств, а их обработка переходит в облака. Причем платформы IoT будут поставлять достоверные большие данные для движков машинного обучения.

Обрабатывая эти данные, компании получат возможность разрабатывать бизнес-гипотезы и строить прогнозы. Например, находить решения, позволяющие привлекать новых покупателей или увеличивать прибыль. В этой связи бизнесу интересны облачные IoT-сервисы. Они помогут компаниям экономить ресурсы на разработку специальных платформ, то есть быстрее внедрять системы индустриального интернета вещей без существенных затрат.

Как ускорить цифровизацию компании

Все эти тенденции отражают текущий этап диджитализации бизнеса в мире и в России. В 2020 году всё новые рутинные операции в инфраструктуре можно задействовать через провайдеров инфраструктурных и платформенных облачных сервисов, а экспертизу получить от компаний, предоставляющих консалтинг, интеграцию, IT-аутсорсинг, аутстаффинг.

Большинство современных IT-систем включают элементы, полученные в виде услуг. Это может быть консультация по архитектуре будущего продукта, услуга по внедрению системы аналитики, аренда облачных баз данных или аутсорсинг управления сервисами компании (managed services). Такая передача рутины или высокоэкспертных задач на аутсорс помогает компаниям фокусироваться на собственном бизнесе, а дополнительные сервисные подразделения и капитал наращивать только тогда, когда это оправдано.

Умение работать с такой IT-системой, построенной на внешних сервисах, получать от неё максимум, создавать и поддерживать рабочие процессы и видеть направления будущего развития — пожалуй, та самая компетенция, получение которой не стоит откладывать в долгий ящик. Навык работы в такой гибридной экосистеме поможет бизнесу адаптироваться к любым кризисам.

Оригинал статьи на E-xecutive.ru.