Леонид Аникин, директор по развитию бизнеса Mail.ru Cloud Solutions, рассуждает об изменениях ИТ-рынка и том, как облачные технологии обеспечивают рост бизнеса.

Переходное состояние российской экономики и последствия пандемии изменили рынок и отношение бизнеса к ИТ. В разгар кризиса аналитики IDC прогнозировали снижение затрат на ИТ на 2,7%. А недавний опрос руководителей российских компаний, проведенный DT-Global Business Consulting, показал, что только 12% опрошенных планируют отложить инициативы по цифровизации, при этом 37% из них заявляют об увеличении инвестиций. В исследовании «ТМТ Консалтинг» также позитивные выводы: аналитическое агентство ожидает, что объем рынка публичных облаков в России вырастет на 27%.

Однако статистика должна подтверждаться практикой. Расскажу, как облачные сервисы помогают компаниям решать повседневные задачи и развиваться даже в кризис.

«Клон» ИТ-системы в облаке повышает отказоустойчивость, снижая расходы

При выборе поставщиков ИТ-решений бизнес ориентируется на качество цифрового обслуживания клиентов. Речь идет не про онлайн-сервисы как таковые, а про их уровень развития — простоту подключения и управления, непрерывную доступность, стабильность и скорость работы.

Разработка приложения, защищенного от сбоев, подразумевает создание дублирующей ИТ-системы, которая будет поддерживать работоспособность при высокой нагрузке. Раньше это происходило буквально: нужно было физически дублировать дата-центр и настраивать перераспределение трафика в моменты наплыва пользователей. Конечно, два центра обработки данных обходятся компании в два раза дороже, даже без учета стоимости синхронизации между ними.

Подобный «клон» ИТ-системы можно построить в облаке — тогда не нужно строить и обслуживать новый дата-центр. Облако автоматически перехватывает нагрузку, если основная система перегружена, а компания платит только за время, в которое использует вычислительные мощности.

Сегодня многие компании изначально создают инфраструктуру приложений в облачной среде. Это обеспечивает надежность работы с помощью встроенных инструментов дублирования данных и каналов их передачи. При этом дополнительные средства и ресурсы легко подключить при необходимости.

Кроме того, модели IaaS, PaaS и SaaS, привычные для облачных сервисов, фактически исключают расходы на обслуживание аппаратного и программного обеспечения, обновление системы, оплату труда дополнительных специалистов, аренду специальных помещений и потребление энергии.

Облачные хранилища: надежное хранение данных и быстрая доставка контента с минимальными усилиями

Для хранения данных часто используют объектные облачные хранилища S3. Они подходят для любых данных — от архивов и тяжелых исходников медиа до видеофайлов. При этом такие хранилища решают более масштабные задачи, чем стандартное пользовательское облако.

S3 обеспечивает надежный и быстрый доступ к большим массивам информации, независимо от числа обращений к хранилищу. Это возможно за счет распределения данных на большом количестве серверов, которые могут производить запись или чтение одновременно.

Например, решение S3 от Mail.ru Cloud Solutions помогло НИУ ВШЭ масштабировать платформу онлайн-обучения. На платформе содержится большое количество видеолекций и другого образовательного контента, доступ к которому получили более 50 региональных вузов. С помощью облачного хранилища «Высшая школа экономики» справилась с возросшей нагрузкой на инфраструктуру и хранилище данных. Это помогло образовательным организациям в регионах стабильно использовать систему онлайн-обучения ВШЭ.

Если пользователей много или они распределены по территории вдали от ЦОДа как, например, в онлайн-играх, хранилище S3 можно усилить CDN (Content Delivery Network) — сетью доставки контента. Эта технология автоматически определяет, где находится пользователь и выбирает оптимальный маршрут для быстрой передачи информации.

Кроме того, в хранилище встроено резервное копирование в реальном времени, что защищает данные даже при выходе из строя целого дата-центра. Согласно исследованию Oracle и KPMG, более половины ИТ-специалистов считают, что облако защищено лучше, чем собственные ЦОДы организаций.

Гибкость облаков позволяет быстро адаптироваться к изменениям

Для работы высоконагруженных систем и сервисов нужна гибкая инфраструктура. Например, переход в облако MCS обеспечил Burger King отказоустойчивость и масштабируемость инфраструктуры. За счет этого удалось в два раза быстрее обрабатывать заказы на доставку и в четыре раза увеличить скорость загрузки меню в мобильном приложении. В пандемию, когда количество онлайн-заказов в ресторане выросло втрое, облачная инфраструктура дала компании конкурентное преимущество нового уровня — она стала основой работоспособности и выживания сервиса под бешеной нагрузкой.

Сейчас мы наблюдаем распространение подхода cloud-native, когда ИТ-инфраструктура компании изначально выстраивается в облаках. Так бизнес по умолчанию готов к нестабильным нагрузкам и оперативным манипуляциям с ресурсами.

К примеру, возьмем одно из популярных приложений — Zoom. В декабре 2019 года сервисом ежедневно пользовались около 10 миллионов пользователей, а к апрелю трафик вырос в 30 раз. При традиционном подходе к ИТ-инфраструктуре для стабильной работы приложения пришлось бы пропорционально увеличить количество собственных серверов и штат системных администраторов. Сделать это за такой короткий срок сложно как для закупщиков оборудования, так и для HR.

Облачные сервисы помогают соблюдать требования 152-ФЗ

Построение сервисов в облаке также помогает компаниям в соблюдении законодательных требований к хранению и обработке персональных данных.

Для выполнения условий, прописанных в 152-ФЗ и 21 приказе ФСТЭК, бизнес должен использовать аттестованную инфраструктуру, находящуюся на территории РФ. Построение систем в облаке, соответствующем всем требованиям закона, гарантирует, что инфраструктура компании будет работать с соблюдением норм законодательства.

В этом случае провайдер берет на себя роль технологического партнера, благодаря которому в несколько раз сокращаются финансовые и временные затраты на оформление нужных документов. Некоторые облачные платформы уже предлагают решения такого типа.

Публичные облака — это доступ к инновациям

Дополнительные преимущества долгосрочного сотрудничества с надежным облачным провайдером — это новые сервисы, которые можно сразу применить на практике. Даже если на старте работы с облаком компании требовались только решения под конкретные задачи, например, хранение данных и доставка контента, со временем ситуация может измениться.

Когда организация растет, ей требуются новые решения для развития. Инновации провайдера, который постоянно развивается и разрабатывает новые сервисы, могут ускорить рост бизнеса и помочь ему охватить области, которые раньше были недоступны.

Облачные технологии, успешно зарекомендовавшие себя в стабильный период и проверенные кризисом, на мой взгляд, станут драйвером ИТ-рынка в ближайшем будущем. Ускорение разработки и выпуска новых продуктов на рынок, а также утилизация инфраструктуры и сокращение ее совокупной стоимости — преимущества, которые актуальны всегда.

Оригинал статьи на VC.ru.