Леонид Аникин, директор по развитию бизнеса VK Cloud (бывш. MCS), рассуждает об изменениях ИТ-рынка и том, как облачные технологии обеспечивают рост бизнеса.

Переходное состояние российской экономики и последствия пандемии изменили рынок и отношение бизнеса к ИТ. В разгар кризиса аналитики IDC прогнозировали снижение затрат на ИТ на 2,7%. А недавний опрос руководителей российских компаний, проведенный DT-Global Business Consulting, показал, что только 12% опрошенных планируют отложить инициативы по цифровизации, при этом 37% из них заявляют об увеличении инвестиций. В исследовании «ТМТ Консалтинг» также позитивные выводы: аналитическое агентство ожидает, что объем рынка публичных облаков в России вырастет на 27%.

Однако статистика должна подтверждаться практикой. Расскажу, как облачные сервисы помогают компаниям решать повседневные задачи и развиваться даже в кризис.

«Клон» ИТ-системы в облаке повышает отказоустойчивость, снижая расходы

При выборе поставщиков ИТ-решений бизнес ориентируется на качество цифрового обслуживания клиентов. Речь идет не про онлайн-сервисы как таковые, а про их уровень развития — простоту подключения и управления, непрерывную доступность, стабильность и скорость работы.

Разработка приложения, защищенного от сбоев, подразумевает создание дублирующей ИТ-системы, которая будет поддерживать работоспособность при высокой нагрузке. Раньше это происходило буквально: нужно было физически дублировать дата-центр и настраивать перераспределение трафика в моменты наплыва пользователей. Конечно, два центра обработки данных обходятся компании в два раза дороже, даже без учета стоимости синхронизации между ними.

Подобный «клон» ИТ-системы можно построить в облаке — тогда не нужно строить и обслуживать новый дата-центр. Облако автоматически перехватывает нагрузку, если основная система перегружена, а компания платит только за время, в которое использует вычислительные мощности.

Сегодня многие компании изначально создают инфраструктуру приложений в облачной среде. Это обеспечивает надежность работы с помощью встроенных инструментов дублирования данных и каналов их передачи. При этом дополнительные средства и ресурсы легко подключить при необходимости.

Кроме того, модели IaaS, PaaS и SaaS, привычные для облачных сервисов, фактически исключают расходы на обслуживание аппаратного и программного обеспечения, обновление системы, оплату труда дополнительных специалистов, аренду специальных помещений и потребление энергии.

Облачные хранилища: надежное хранение данных и быстрая доставка контента с минимальными усилиями

Для хранения данных часто используют объектные облачные хранилища S3. Они подходят для любых данных — от архивов и тяжелых исходников медиа до видеофайлов. При этом такие хранилища решают более масштабные задачи, чем стандартное пользовательское облако.

S3 обеспечивает надежный и быстрый доступ к большим массивам информации, независимо от числа обращений к хранилищу. Это возможно за счет распределения данных на большом количестве серверов, которые могут производить запись или чтение одновременно.

Например, решение S3 от VK Cloud (бывш. MCS) помогло НИУ ВШЭ масштабировать платформу онлайн-обучения. На платформе содержится большое количество видеолекций и другого образовательного контента, доступ к которому получили более 50 региональных вузов. С помощью облачного хранилища «Высшая школа экономики» справилась с возросшей нагрузкой на инфраструктуру и хранилище данных. Это помогло образовательным организациям в регионах стабильно использовать систему онлайн-обучения ВШЭ.

Если пользователей много или они распределены по территории вдали от ЦОДа как, например, в онлайн-играх, хранилище S3 можно усилить CDN (Content Delivery Network) — сетью доставки контента. Эта технология автоматически определяет, где находится пользователь и выбирает оптимальный маршрут для быстрой передачи информации.

Кроме того, в хранилище встроено резервное копирование в реальном времени, что защищает данные даже при выходе из строя целого дата-центра. Согласно исследованию Oracle и KPMG, более половины ИТ-специалистов считают, что облако защищено лучше, чем собственные ЦОДы организаций.

Гибкость облаков позволяет быстро адаптироваться к изменениям

Для работы высоконагруженных систем и сервисов нужна гибкая инфраструктура. Например, переход в облако MCS обеспечил Burger King отказоустойчивость и масштабируемость инфраструктуры. За счет этого удалось в два раза быстрее обрабатывать заказы на доставку и в четыре раза увеличить скорость загрузки меню в мобильном приложении. В пандемию, когда количество онлайн-заказов в ресторане выросло втрое, облачная инфраструктура дала компании конкурентное преимущество нового уровня — она стала основой работоспособности и выживания сервиса под бешеной нагрузкой.

Сейчас мы наблюдаем распространение подхода cloud-native, когда ИТ-инфраструктура компании изначально выстраивается в облаках. Так бизнес по умолчанию готов к нестабильным нагрузкам и оперативным манипуляциям с ресурсами.

К примеру, возьмем одно из популярных приложений — Zoom. В декабре 2019 года сервисом ежедневно пользовались около 10 миллионов пользователей, а к апрелю трафик вырос в 30 раз. При традиционном подходе к ИТ-инфраструктуре для стабильной работы приложения пришлось бы пропорционально увеличить количество собственных серверов и штат системных администраторов. Сделать это за такой короткий срок сложно как для закупщиков оборудования, так и для HR.

Облачные сервисы помогают соблюдать требования 152-ФЗ

Построение сервисов в облаке также помогает компаниям в соблюдении законодательных требований к хранению и обработке персональных данных.

Для выполнения условий, прописанных в 152-ФЗ и 21 приказе ФСТЭК, бизнес должен использовать аттестованную инфраструктуру, находящуюся на территории РФ. Построение систем в облаке, соответствующем всем требованиям закона, гарантирует, что инфраструктура компании будет работать с соблюдением норм законодательства.

В этом случае провайдер берет на себя роль технологического партнера, благодаря которому в несколько раз сокращаются финансовые и временные затраты на оформление нужных документов. Некоторые облачные платформы уже предлагают решения такого типа.

Публичные облака — это доступ к инновациям

Дополнительные преимущества долгосрочного сотрудничества с надежным облачным провайдером — это новые сервисы, которые можно сразу применить на практике. Даже если на старте работы с облаком компании требовались только решения под конкретные задачи, например, хранение данных и доставка контента, со временем ситуация может измениться.

Когда организация растет, ей требуются новые решения для развития. Инновации провайдера, который постоянно развивается и разрабатывает новые сервисы, могут ускорить рост бизнеса и помочь ему охватить области, которые раньше были недоступны.

Облачные технологии, успешно зарекомендовавшие себя в стабильный период и проверенные кризисом, на мой взгляд, станут драйвером ИТ-рынка в ближайшем будущем. Ускорение разработки и выпуска новых продуктов на рынок, а также утилизация инфраструктуры и сокращение ее совокупной стоимости — преимущества, которые актуальны всегда.

Оригинал статьи на VC.ru.