Есть разные стили управления — кто-то ограничивается постановкой задач и позволяет подчиненным самостоятельно находить оптимальные решения, а кто-то любит сам погружаться в каждый процесс. Если у менеджера или предпринимателя нет представления об «IT-кухне», первый подход может обернуться лишними тратами, а второй потребует много времени для погружения.

Сэкономим ваши ресурсы и разберемся с тем, что нужно знать об IT-инфраструктуре. В особенности — виртуальной инфраструктуре или IaaS.

Фото: Reynermedia / Flickr / CC BY

Зачем это нужно знать

Не все управленцы уделяют внимание IT-задачам, полагая, что они не сталкиваются и не столкнутся с ними в ходе работы. Казалось бы, какие проблемы с инфраструктурой могут быть у сетевого ритейлера или строительной компании? На самом деле даже запуск простого интернет-магазина подразумевает целый комплекс IT-задач: онлайн-кассы, системы лояльности, CRM-системы — все это нужно где-то размещать. И если не заниматься вопросами IT-инфраструктуры, они могут обернуться убытками. Старое оборудование, «дыры» в защите и некачественное ПО приводят к следующим неприятным сценариям:

  • простой бизнеса — перестает работать одна из IT-систем, а вместе с ней перестает выполняться базовая бизнес-функция — вы теряете выручку;
  • «утечка» данных — отсутствие работы над информационной безопасностью предприятия открывает злоумышленникам доступ к конфиденциальной информации (это — и репутационные потери, и штрафы за утечку персональных данных);
  • рост издержек — старое оборудование часто требует ремонта, а это новые и новые капитальные затраты для вашего бизнеса.

IT-инфраструктура — это не всегда «железо» в офисе

Раньше под IT-инфраструктурой чаще всего понимали корпоративные серверные. Для их обслуживания были нужны штатные администраторы.

Сейчас инфраструктуру фактически можно арендовать. Для этого доступна услуга Infrastructure-as-a-Service (IaaS). Ее предоставляют IaaS-провайдеры. В их штате работают инженеры, специалисты технической поддержки, администраторы.

IaaS вместе с другими услугами и скрывается за понятием «облака». Все те же процессы, что и в серверных — хранение и обработка данных, — происходят на виртуальной инфраструктуре, но гораздо эффективнее.

Клиент может в любой момент самостоятельно (вручную или автоматически, с использованием API провайдера) развернуть на ней программные решения и по необходимости связывает облачные ресурсы с физическими серверами клиента. Переход на виртуальную инфраструктуру означает, что:

  • а) за обслуживание инфраструктуры теперь отвечает провайдер;
  • б) докупать и обновлять физическое оборудование больше не нужно;
  • в) вы больше не зависите от штатных администраторов.

Просчитать «IT-экономику» довольно просто

Когда наступит момент выбирать между физической и виртуальной инфраструктурой, все расчеты можно провести самостоятельно.

Если у вас уже есть свои серверы, нужно посчитать годовые операционные расходы на их обслуживание и не забыть о цикле обновления оборудования, который вынуждает организацию совершать капитальные инвестиции. Если оборудования пока нет, следует рассчитать совокупную стоимость владения им (в интернете есть примеры расчета). К операционным расходам и в том и в другом случае важно прибавить:

  • зарплаты сотрудников;
  • плату за электроэнергию;
  • арендную плату (если помещение в аренде);
  • стоимость платного программного обеспечения.

IaaS-провайдеры, как правило, взимают абонентскую плату — это и есть главная статья операционных расходов. Сюда же можно записать аренду ПО — например, 1С в облаке. Чтобы выяснить, что выгоднее для вашей организации, достаточно сопоставить эти суммы.

Фото: Bruno Cordioli / Flickr / CC BY

Не все IaaS-провайдеры работают одинаково

В работе провайдеров виртуальной инфраструктуры масса тонкостей. У поставщиков разные ресурсы и подходы. В выборе провайдера можно довериться штатному техническому специалисту, а можно разобраться самостоятельно. Вот на что следует обратить внимание:

1. За что платим

Некоторые провайдеры продают фиксированные пакеты, другие — гибкие тарифы. Во втором случае вы платите только за те вычислительные мощности, которыми воспользовались за расчетный период.

Виртуальная инфраструктура позволяет оперативно добавлять новые серверы, что важно при повышении нагрузки. Такое может произойти, например, из-за наплыва на сайт посетителей в разгар сезонной акции.

Кстати, не забудьте уточнить, насколько просто масштабировать инфраструктуру у конкретного провайдера — есть ли панель управления серверами, через которую это можно сделать самостоятельно, или нужно обращаться к провайдеру и оставлять соответствующую заявку или тикет.

По поводу арендуемого ПО тоже нужно уточнять сразу — на какой срок какие расценки действуют.

2. Как защищают данные

С момента вашего переезда на виртуальную инфраструктуру IaaS-провайдер отвечает за все, что происходит в облаке. Он гарантирует определенный уровень доступности сервисов, защиту от атак и вмешательств, сохранность данных.

Ответственность поставщика прописана в SLA — соглашении об уровне обслуживания. Есть определенные условия, которые провайдер обязуется исполнять, и санкции, которые он несет за их неисполнение. Важно подробно изучить SLA и выбрать провайдера, который готов предоставить высокий уровень доступности.

Внимание следует обратить на наличие дополнительных сервисов — например, на такие услуги, как резервное копирование, сервисы балансировки нагрузки, бесплатные IP-адреса, предоставление VPN как сервиса. Уточните у своей технической команды, нуждается ли в них ваш бизнес. Кроме того, нелишним будет узнать, оказывает ли провайдер услуги PaaS («платформа как сервис»). В таком случае провайдер может помимо вычислительных мощностей предоставить функционал и инструменты, необходимые для разработки ваших собственных приложений и сервисов.

3. Как помогают в работе

Даже при переходе на IaaS многие компании сохраняют в штате IT-специалистов. На случай, если в нужный момент их не окажется рядом, познакомьтесь с командой техподдержки провайдера. Для этого можно даже совершить тестовые звонки и оценить уровень поддержки. Например, при настройке тестового доступа.

Обратите внимание на то, как быстро реагируют сотрудники на запрос, насколько доступно они изъясняются (и говорят ли они по-русски — в случае, если речь идет об иностранной компании) и можно ли до них дозвониться поздним вечером или в воскресенье.


Что в итоге (чек-лист):

  • Проведите ревизию IT-инфраструктуры организации
    • какие у вас есть IT-системы
    • в каком состоянии находится оборудование
    • как часто проводятся замена элементов системы
    • во сколько обходится годовое обслуживание системы
  • Определите, какие вычислительные ресурсы вам нужны
    • узнайте их стоимость у IaaS-провайдера
    • сравните с расходами на поддержание собственной инфраструктуры
  • Уточните условия работы с IaaS-провайдерами
    • насколько просто масштабировать систему
    • можно ли арендовать необходимое вам ПО
    • каковы гарантии доступности, ответственность провайдера
    • каков порядок возмещения убытков в соответствии с SLA
  • Протестируйте работу с техподдержкой