Безлюдные заводы – почти, да не совсем

9 минут

Аналитики давно обещают стремительное сокращение рабочих на заводах из-за роботизации. На некоторых промышленных площадках уже отказались от использования ручного труда, заменив сотрудников машинами. Но таких проектов мало, и люди там все-таки есть. Скорее всего будущее за коботами – роботами, которые сотрудничают с человеком.

Технические и экономические изменения, цифровизация производства, автоматизация на всех уровнях жизни приводят к изменениям и на уровне трудовых ресурсов. Предприятия все чаще приобретают роботов и частично заменяют персонал машинами.

Спрос на роботов стабильно растет шесть лет подряд. По предварительным итогам Международной федерации робототехники, в 2018 году объем мировых поставок роботов достиг 384 тыс. единиц (+1% к 2017 году). В 2017 году 73% поставок промышленных роботов пришлось на Китай, Японию, Южную Корею, США и Германию.

Объем рынка робототехники в 2018 году оценивался аналитиками Mordor Intelligence в $31,78 млрд. Среднегодовой темп прироста до 2024 года сохранится на уровне 25%. Ключевыми игроками аналитики консалтинговых компаний назвали компании Denso, Fanuc, Kuka AG, Kawasaki Heavy Industries, Comau, ABB, iRobot, Yaskawa Electric Corporation, Panasonic Industry Europe и OTC Daihen.

В США поставки промышленных роботов достигли 10% от глобального рынка (38 тыс. в 2018 году), а спрос на них растет восьмой год подряд. В целом численность роботов на 10 тыс. человек в США выросла с 2012 по 2017 год с 790 до 1200. В Китае на 10 тыс. человек приходится 539 роботов.

Уже к 2030 году 20 млн рабочих мест в мире заменят роботы, говорят аналитики Oxford Economics. С 2000 года благодаря роботам уже сокращено 1,7 млн рабочих мест: 400 тыс. в Европе, 260 тыс. в США и 550 тыс. в КНР. По статистике, один робот сокращает до 1,6 рабочих мест. От роботизации пострадают регионы, в которых преобладает использование неквалифицированной рабочей силы, уверены аналитики.

Замещению людей роботами поспособствует внедрение автоматизированных процессов с минимальными затратами. В конечном счете заводы сократят количество персонала до минимума, а то и вовсе создадут безлюдные производства, считают аналитики. Профессии, связанные с эмпатией и творчеством, «продержатся» дольше других. Хотя робот уже написал картину, которая ушла на аукционе за $432,5 тыс. На фоне замены людей роботами вырастет спрос на интеллектуальных и квалифицированных специалистов, считает Геннадий Былов, генеральный директор Rockwell Automation.

Правительство Великобритании готовится к последствиям роботизации. BBC сообщила, что сотрудников, которые остались без работы из-за роботов и внедрения ИТ, отправят на переподготовку и помогут получить новые навыки. Другим странам также стоит продумать стратегию, которая «примирит» сотрудников с роботизацией. Возможно, потребуются изменения в законодательстве, трудовом кодексе.

Дефицит и кадров, и роботов

Национальная Ассоциация участников рынка робототехники (НАУРР) опубликовала результаты исследования, согласно которым в 2018 году в России установлено 860 промышленных роботов. Прирост к 2017 году составил 21%. Темпы роботизации в ближайшее время наверняка вырастут – «помогут» низкая рождаемость и малая эффективность труда.

К 2035 году в России численность населения трудоспособного возраста сократится на 6,5 млн человек до 75,7 млн, прогнозирует Росстат.

В России доля ВВП за час отработанного времени составляет $23,5 против $45,9 в странах G7, по данным Организации экономического сотрудничества и развития.

Но чтобы кардинально изменить ситуацию в России, темпы внедрения роботов на заводах должны вырасти в разы. Пока же роботизация незначительно изменяет российские предприятия. По мнению Кирилла Варламова, директора Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), за десять лет из-за роботов в стране сократится только 6 млн рабочих мест.

Бесчеловечные кампании

Автомобильная промышленность – крупнейший сегмент роботизации. Кроме нее, быструю динамику показывают пищевая промышленность, производство пластмасс и химпродуктов. Предприятия в развитых странах не только заменяют людей роботами, но и строят цеха или склады, в которых человеку не место.

Amazon экономит благодаря роботам $22 млн ежегодно. На площадках ритейлера задействовано свыше 100 тыс. роботов. Компания планирует к 2025 году отправить 100 тыс. сотрудников на курсы повышения квалификации, потратив на это $700 млн.

«Черкизово» в мае 2018 года запустило в Кашире завод, большая часть операций на котором роботизирована. Автоматизация коснулась склада и производства. Фурами с сырьем и его распределением занимаются сотрудники. Далее продукцию в специальных ящиках отправляют на автоматизированный склад. Роботы выгружают ящики на определенные линии по производству фарша и формируют батоны. Пока одни машины навешивают батоны на рамы, другие – распределяют их по сушильным камерам, а третьи – отправляют готовые колбасы из сушильных камер на линию упаковки.

Роботизированный завод «Черкизово» в д. Топканово построен за год, видео

Источник: «Телеканал 360»

На предприятии работает 170 человек, из них 80 заняты производством. При минимальной автоматизации заводу потребовалось бы 700 сотрудников.

На заводе Philips в Драхтене (Нидерланды) 128 роботов выпускают  электробритвы в цехах без освещения. Перед созданием завода компания задалась идеей изготовления бритв высшего качества. Поэтому ручной труд на фабрике свели к минимуму.

В компании столкнулись с необходимостью быстрой смены моделей выпускаемых бритв. В портфеле компании – 60 линеек устройств и 600 моделей. Завод без людей может в течение нескольких часов перестроиться с производства одной модели на другую.

Автоматизированные линии на заводе Philips в Драхтене, видео

Источник: Philips

В компании не знают, как будут выглядеть бритвы через десять лет, но выбрали оборудование, которое можно перенастроить на новые модели с минимальными затратами. Бритва состоит из трех основных компонентов, сборка которых производится на независимых линиях. Система сборки – модульная, каждая ячейка отключается и подключается без остановки производства. Качество продукции на выходе контролируют девять человек.

Завод Audi в Ингольштадте (Германия) ежедневно «штампует» до 2,5 тыс. автомобилей. Сборочный цех работает без света, но оснащен датчиками движения. Как только человек заходит в цех, свет включается. 800 роботов точной сварки непрерывно выполняют работу в считанные секунды.

На заводе Audi в Ингольштадте люди работают только на линии конечной сборки и в отделочных цехах, видео

Источник: Audi

Уникальность завода – в производстве машин по заказу. Если покупатель захочет сделать люк в крыше, установить руль слева или выбрать яркие цвета корпуса, то роботы учтут любой каприз. Для управления заказами используется специальный модуль.

Ранее тысячи точных швов совершали сварщики. Автоматизация позволила сократить количество персонала и одновременном повысила уровень качества. Живых сотрудников оставили на линии конечной сборки и в отделочных цехах, где устанавливаются внутренности салона.

На фабрике Changying Precision Technology Company по производству мобильных телефонов в городе Дунгуань (Китай) роботы заменили почти всех людей. 60 роборук без перерыва ежедневно на десяти линиях сборки выпускают компоненты смартфонов. Одна роборука заменяет труд 6-8 сотрудников. В компании планируют довести количество роботов до тысячи.

Линии оснащены автоматизированным конвейером, работу которого контролируют три человека. Мониторинг ведется дистанционно. Усовершенствование роботов позволило снизить количество брака с 25% до 5%. Увеличение производительности составило 250%.

В мае 2016 года Foxconn заменила 60 тыс. человек роботами.

Безлюдно и дорого

Переход к цифровому производству связан с проектированием и строительством завода с нуля. Создание умных фабрик предусматривает роботизацию и внедрение цифровой концепции. Системы усложняются, искусственный интеллект анализирует данные и принимает решения без участия человека – эти процессы приводят к появлению такого понятия, как безлюдное производство (lights out factory), говорит Геннадий Былов: «Безлюдный завод начинается с этапа проектирования продукта, цифрового двойника и других технологий. Стадия производства готового продукта, логистики и использования – это уже следующий этап».

Проекты заводов без людей требуют большого объема инвестиций не только в оборудование, но и в инфраструктуру. «Запуск масштабного проекта сопряжен в первую очередь с экономическими рисками и занимает много времени. Экономика проекта определяется сроком окупаемости, традиционно это менее  трех лет. Другая проблема, которая встает перед предприятием, решившим строить такой завод, – достаточность экспертизы команды, ресурсов и оборудования нужного качества», – объясняет Алексей Евсягин, генеральный директор BFG Group.

Особенно трудно строить безлюдные производства в быстро развивающихся отраслях. «Часто компании в погоне за автоматизацией сокращают момент тестирования. Поэтому роботы выпускают брак. Иногда на линейном производстве бригадир видит, что материал от поставщика пришел с изъянами. Специалисту достаточно разговора с рабочими и инструктажа, чтобы перенастроить конвейер. С роботами такой фокус не пройдет», – объясняет Нина Филоненко, совладелица и директор по развитию компании «Экоокна».

Поэтому даже на безлюдных заводах необходим человек. На производственный участок требуется один или два специалиста, а на весь завод с 8-10 участками – команда в 5-6 человек как минимум, считает Эмиль Ахундов, руководитель отдела маркетинга завода ОМП.

Полностью отказаться от услуг человека разумно на опасных производствах, считают эксперты.

Человека недооценивают

Долларовый миллиардер Илон Маск (Elon Musk) хотел полностью заменить людей на автозаводе Tesla, но вернул сотрудников на участок установки сидений в салон. Дело в том, что роботы не могут повторить движения человека и качественно выполнить задачу. Илон Маск признал, что поспешил с заменой персонала. «Людей недооценивают», заявил миллиардер. «Человек и робот вместе добьются лучших результатов, чем работая поодиночке. Когда человеческий разум сочетается с искусственным интеллектом, возникнет новое измерение», – считает Эберхард Вейблен (Eberhard Weiblen), генеральный директор Porsche Consulting. По его словам, будущее производства заключается в сотрудничестве людей и машин.

По этой причине рынок совместных роботов – коботов (collaborative robot) – в ближайшее время будет стремительно расти, на 44,5% ежегодно до 2025 года. Объем рынка коботов в 2018 году достиг $649,1 млн, а к 2025 году составит $8,5 млрд. Быстрее всего растет спрос на совместных роботов для интеллектуальной сборки деталей и электроники, где только механического воздействия недостаточно.

В оформлении статьи использован кадр из фильма «Живая сталь».

 

Group 40Group 44Group 43Group 46Group 41Group 27Group 42Group 39