Бизнес заплатит за персональные данные граждан

4 минуты

Предложение о взимании платы с бизнеса за запросы личных данных включено в законопроект Минкомсвязи о цифровых профилях граждан. Условия взимания платы определит правительство.

Предложение о взимании платы с компаний за запросы персональных данных изначально заложено в законопроекте Минкомсвязи о цифровых профилях граждан. Об этом сообщили «Ведомости» со ссылкой на копию документа.

Решение о платном или бесплатном доступе к цифровому профилю будет зависеть от запрашивающего субъекта, причин запроса и сути запрашиваемой информации, говорится в концепции проекта. Пока порядок платы и ее размер не описаны. Согласно законопроекту, эти параметры определит правительство.

Обсуждение законопроекта в рабочей группе по нормативному регулированию АНО «Цифровая экономика» (АНО ЦЭ) состоялось на прошлой неделе. О наличии положения о возмездном доступе к данным заявил представитель АНО ЦЭ. Присутствие таких формулировок в законопроекте также уточнил представитель Минкомсвязи Евгений Новиков.

Интерес бизнеса к личной информации

Цифровой профиль гражданина – это набор достоверной информации, поскольку составлен из юридически значимых электронных документов и данных из государственных ИТ-систем (ГИС). В первую очередь, цифровой профиль гражданина разрабатывается для повышения удобства при оказании госуслуг, говорилось в проекте концепции. Так, незадолго до окончания срока действия документа, платформа госуслуг сверится с цифровым профилем человека, напомнит ему и предложит подать заявку на новый документ.

Информация цифрового профиля может в дальнейшем использоваться в коммерческих целях. Например, «для получения кредита и проведения процедуры скоринга в режиме онлайн», заявлял ранее представитель Центробанка РФ Иван Зимин.

Для бизнеса быстрый доступ к гарантированно достоверной персональной информации мог бы значительно уменьшить операционные расходы. Для клиентов компаний это означало бы возможность более быстрого и дешевого способа получения товара или бизнес-услуг.

Бизнес активно интересуется персональными данными из различных государственных информационных систем, отмечает Светлана Белова, гендиректор сервиса удаленной идентификации IDX. Так, сервисы каршеринга всегда проверяют сведения о водителе на предмет актуальности прав и наличия штрафов. Транспортные компании стараются подтвердить ИНН клиентов. В случае удаленного трудоустройства компании всегда проверяют паспортные данные потенциальных сотрудников.

Кто и кому будет платить

Сценарии безвозмездного доступа к системе уже описаны в концепции, отметил представитель «Ростелекома». Однако разработчики концепции все еще не пришли к общему мнению об условиях предоставления персональных данных граждан на коммерческой основе, уточнил он.

По мнению эксперта из рабочей группы при АНО ЦЭ, если компании требуется доступ к персональным данным ради оказания исключительно коммерческой услуги, такой запрос должен быть платным.

По мнению Николая Легкодимова, партнера KPMG в России и СНГ, компании с большой вероятностью будут платить оператору системы цифровых профилей. Именно он предоставляет сервис, обеспечивает работу и поддержание инфраструктуры. Владелец данных вряд ли сможет на них заработать, полагает Легкодимов.

Кто и когда получит бесплатный доступ

По мнению представителя Сбербанка, доступ к цифровому профилю – еще не повод взимать плату. На платной основе стоит практиковать разве что расширенный сервис с большим объемом актуальной и юридически значимой информации, настаивает он.

Эксперты АНО ЦЭ также предлагают уточнить, что бизнес может получить право бесплатного доступа к персональным данным в том случае, если информация требуется для соблюдения законодательства. В качестве примера директор по нормативному регулированию АНО ЦЭ Дмитрий Тер-Степанов привел закон о борьбе с отмыванием денег и закон о связи.

Цифровой профиль – ядро цифровой личности будущего

Создание инфраструктуры цифрового профиля предусмотрено национальным проектом «Цифровая экономика». За реализацию проекта отвечают ЦБ, Минкомсвязи, основным разработчиком концепции значится «Ростелеком».

На создание инфраструктуры цифрового профиля до 2021 года отводится 3,091 млрд рублей внебюджетных средств. Основной платформой для идентификации в цифровом профиле станет Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА). В качестве основы рассматриваются реестр цифровых идентификаторов, системы идентификации, реестр цифровых согласий на обработку данных и интерфейс доступа. Цифровой профиль позволит согласовывать цифровые согласия на работу с личной информацией, запрещать передачу некоторых данных.

Прототип цифрового профиля будет готов в марте 2019 года, запуск платформы ожидается в декабре 2019 года. Первая обкатка инфраструктуры цифрового профиля будет произведена в рамках эксперимента по безбумажной выдаче банковского кредита.

Group 40Group 44Group 43Group 46Group 41Group 27Group 42Group 39