79% пользователей перестают посещать сайт компании после плохого пользовательского опыта, а 52% теряет доверие к бренду, если при использовании сайта возникают трудности.

Пользователям важно, чтобы сайт загружался за 2 секунды: каждая последующая секунда задержки снижает лояльность клиентов на 16%, а конверсию — на 7%. Один из способов ускорения сайта — подключение CDN. 
В статье рассказываем, что такое CDN, как работает технология и чем она полезна для бизнеса.

Как работает CDN

Обычно веб-сайты в интернете размещаются на серверах, которые расположены в конкретной физической точке. Чтобы получить доступ к ресурсу, человек подключается к этому серверу и обменивается с ним информацией. Чем дальше сервер, тем дольше будет подгружаться контент в браузере пользователя.
 
CDN (Content Delivery Network) — это сеть доставки контента в виде геораспределенной серверной и сетевой инфраструктуры. Ее суть в том, что между центральным сервером и пользователем появляются дополнительные компоненты — промежуточные узлы, на которых хранится нужный контент. Они расположены ближе к пользователю, поэтому скорость обмена информацией выше.

Пример использования распределенной сети. Источник

Если вы используете хостинг без CDN, доставка контента происходит в четыре этапа:

  • пользователь открывает сайт;
  • браузер отправляет запрос на сервер, на котором хранятся данные;
  • сервер обрабатывает запрос и начинает отправлять данные пользователю;
  • страница загружается.

При этом сайт размещен на сервере, например, в дата-центре Ростова-на-Дону, а сайтом пользуются россияне со всех регионов — от Калининграда до Владивостока. Чем дальше пользователь от сервера, тем дольше идет передача данных — сайт начинает виснуть.

Готовый CDN можно подключить на платформе VK Cloud. Географически распределенная сетевая инфраструктура провайдера построена на 400 ЦОДах по всему миру, позволяет работать с контентом разного типа. Ширина канала для передачи данных — 1,5 Тбит/с, так что пользователи будут получать контент от сервера с минимальной задержкой даже во время пиковых нагрузок.

При подключении CDN к веб-ресурсу или сайту контент сохраняется на промежуточных кэширующих серверах, размещенных в разных географических зонах. И пользователь из Владивостока подключается не к Ростову-на-Дону, а к своему CDN-серверу на Дальнем Востоке. Путь до сервера короче, поэтому сайт загружается быстрее.

Почему стоит использовать CDN

После подключения CDN для сайта:

  • сайт быстро загружается — пользователям не придется долго ждать отображения страниц;
  • у сайта повышается пропускная способность — он корректно работает даже при большом количестве запросов; 
  • снижается нагрузка на сервер-источник — не придется покупать дополнительное оборудование;
  • повышается защита от DDoS-атак — злоумышленникам будет сложнее повлиять на доступность вашего сайта, потому что запросы от хакера обрабатывает не один сервер, а целая сеть; 
  • улучшается оптимизация для поисковых систем — сайт будет отображаться выше в поисковой выдаче.

Кому не обойтись без CDN

Без CDN не обойтись, когда:

  • нужно быстро и регулярно доставлять контент большому количеству пользователей;
  • пользователи из разных регионов загружают статический контент с веб-сайтов;
  • нагрузка на инфраструктуру может динамически меняться из-за акций или роста популярности проекта.

CDN подходит любой компании с клиентами в разных регионах страны или мира.

  • Интернет-магазины. Скорость загрузки страниц влияет на продажи и ранжирование сайта в поисковых системах. При подключении к CDN сайт работает быстрее и стабильнее даже при повышении количества запросов — например, в период распродаж.
  • Дистрибьюторы программного обеспечения и игр. CDN помогает быстрее распространять обновления приложений и в потоковом режиме подгружать необходимый контент для многопользовательских онлайн-игр. С CDN все пользователи получают контент одновременно.
  • Финансовые организации и банки. Компаниям финансового сектора ускорение сайта и приложений с помощью CDN помогает улучшить работу онлайн-банкинга и избавиться от задержек при выполнении операций. К тому же технология обеспечивает дополнительную защиту от DDoS-атак.
  • Стриминговые сервисы. CDN позволяет без задержек доставлять контент в высоком качестве, разгрузить серверные мощности даже при пиковых нагрузках и повысить отказоустойчивость сервисов Live-вещания.

Собственный CDN vs готовое решение: что выбрать 

Можно создать и настроить собственный CDN-сервер (cdn-server). Но для этого нужны штатные или аутсорсные специалисты, которые:

  • купят или арендуют оборудование и настроят инфраструктуру сети;
  • зарегистрируют домен и закажут сервер;
  • настроят CDN DNS;
  • установят SSL-сертификаты;
  • установят и настроят балансировщик нагрузки;
  • проверят, как работает CDN.

Этот процесс сложный — создать CDN-сервис не получится быстро и без больших инвестиций. Создавать собственный CDN-hosting рационально, только если существующие решения не подходят по уровню безопасности, цене или доступности.

Большинству выгоднее купить готовое решение у CDN-провайдера. В таком случае для подключения CDN-сети к сайту нужно только:

  • зарегистрироваться на сайте провайдера и указать в личном кабинете адреса домена своего сайта;
  • заменить на сайте адреса на новые, сгенерированные после получения конфигурации CDN.

Готовые решения, в том числе российские CDN, использовать проще и дешевле. Они универсальны и подходят почти для любых задач.

Как выбрать провайдера CDN

Сейчас услуги CDN предлагают много провайдеров, но у каждого сервиса есть свои особенности. Чтобы выбрать CDN под свои задачи, нужно учитывать некоторые параметры.

  • Количество промежуточных узлов. Чем больше точек присутствия и шире география их размещения, тем лучше. Но география размещения промежуточных узлов должна соответствовать распределению аудитории — например, точки присутствия в Португалии не нужны, если сайт ориентирован на россиян.
  • Дополнительные услуги. Вместе с самой распределенной сетью доставки контента CDN-провайдеры России предлагают и другие услуги: анализ потребления, управление политиками кэширования и HTTP-заголовками, предзагрузка очень «тяжелого» контента, полная и выборочная очистка кэша. Они помогут гибко настроить CDN и повысить скорость загрузки больших объемов данных.
  • Поддержка протоколов и технологий. Важно, чтобы сеть доставки контента (CDN) поддерживала нужные технологии: HTTP/2, IPv6, сертификаты SSL и другие.
  • Качество техподдержки. Важно, чтобы специалисты провайдера быстро реагировали на запросы и могли помочь в любой ситуации. Оптимально, если они могут помочь как опытным пользователям, так и новичкам — например, могут доступно рассказать о CDN: что это и как работает. 

Главное по теме 

  1. CDN — это геораспределенная серверная и сетевая инфраструктура, которая позволяет быстро доставлять контент пользователям.
  2. Использование CDN обеспечивает ряд преимуществ — от ускорения сайта и снижения нагрузки на центральный сервер до повышения защиты от DDoS-атак.
  3. CDN полезен любому бизнесу, которому важны доступность сайта и скорость доставки контента.
  4. CDN можно создать и настроить самостоятельно, но это сложно и дорого. Проще использовать готовые решения — CDN в России предлагает большинство провайдеров.