Журнал об IT-бизнесе, технологиях и цифровой трансформации

Блокчейн в игровой индустрии: 9 возможностей для разработчиков игр Mail.ru Cloud Solutions
Mail.ru Cloud Solutions
  • 15 ноября
  • Бизнес

Блокчейн в игровой индустрии: 9 возможностей для разработчиков игр

Автор: Мария Загайнова
Популярное

Производство игр сегодня — бизнес на стыке игровой, спортивной, телеком и медиа-индустрии. Согласно данным NewZoo, число активных пользователей онлайн-игр превысило 2,5 миллиарда и увеличивается с каждым годом, а к 2022 году годовые расходы потребителей в этой нише достигнут $196 млрд.

Для разработки новых игр, решения текущих проблем индустрии и повышения лояльности пользователей разработчики все чаще используют блокчейн. Нужна ли игровой индустрии эта технология и какие проблемы она может решить — разберем в статье.

Привлечение в игру новых пользователей с помощью системы вознаграждения

Успех разработчиков во многом определяется популярностью игры и количеством геймеров. Один из способов привлечения новых пользователей — вознаграждение их за успехи в игре и другие действия.

Игры на блокчейне позволяют вознаграждать участников токенами, которые можно использовать в игре или обменять на реальные деньги. Разработчики готовы платить не только за результаты игры, но и за сам факт участия, выполнение определенных действий, разработку дополнений и установку программного обеспечения.

Такая мотивация стимулирует геймера играть дальше, получать игровой контент и привлекать других людей, что помогает разработчикам в продвижении игры.

Например, на стриминг-площадке Refereum игроки могут зарабатывать токены RFR за активность или трансляции игры. В HunterCoin игроки получают вознаграждение в токенах HUC за то, что собирают монеты, относят их в банк и устраняют конкурентов. В коллекционной карточной игре Steem Monsters победители турниров получают вознаграждение в криптовалюте Steem, а на игровой платформе Storm Play вознаграждение можно получать не только за игры, но и за установку ПО, опросы и выполнение небольших заданий.

Проведение микротранзакций в игре через блокчейн

Блокчейн часто применяют в играх free-to-play: за участие в них платить не нужно, но для улучшения результатов игроки покупают внутриигровые предметы, артефакты или привилегии.

Во многих таких проектах есть сложности с проведением мелких платежей. Можно настроить оплату обычными (фиатными) деньгами через провайдеров вроде PayPal или Apple Pay, но этот способ имеет недостатки. Микротранзакции обходятся слишком дорого, а еще нужно решать вопрос с финансовой отчетностью и налогами. При использовании фиата в Google Play и App Store надо платить комиссию, перечисления доходов правообладателям иногда приходится ждать до двух месяцев.

Блокчейн идеально подходит для небольших транзакций, позволяя проводить их быстро, удобно и с минимальной комиссией. Еще в блокчейн-сетях можно создавать новые токены — локальную валюту, отражающую ценность элементов игры, которая заточена конкретно под эту платформу.

Простота проведения платежей стимулирует пользователей играть, помогает разработчикам привлекать новых игроков, а также делает игру привлекательнее для рекламодателей

В результате появляются все новые закрытые вселенные с внутриигровой криптовалютой, за которую можно продавать или покупать предметы этой игры. Токены некоторых игр представлены на биржах, то есть их можно обменять на биткоины, эфиры или фиатные деньги. Например, Ludum (LDM) из пиратской игры «Privateers. Life: The Island» можно продать на бирже EtherDelta.

Объем торгов токеном LDM на EtherDelta

Монетизация блокчейн-игр через ICO

Разработчики могут эмитировать свою цифровую валюту и продавать ее не только в процессе игры, но и заранее. Это возможно через ICO (Initial coin offering) — способ краудфандинга для привлечения инвестиций в новые проекты или монетизации готовых проектов.

Желающие могут купить токены проекта, чтобы использовать как средство оплаты на платформе после ее запуска или в надежде заработать на перепродаже. Если денег на запуск проекта не хватает, это хорошая возможность получить финансирование и сформировать комьюнити еще до релиза. Люди, купившие токены на ICO, заинтересованы в продвижении проекта. Активные пользователи много пишут и говорят о нем, делают посты в соцсетях, рассказывают друзьям, снимают видео — это помогает продвижению игры.

Со временем рост популярности игры обеспечивает рост ликвидности криптовалюты. Разработчики оставляют себе и команде часть токенов (обычно 5-20%) и могут заработать на их продаже; если проект окажется успешным, а токен вырастет в цене, их заработок будет еще выше.

В 2017-2018 годах многие проекты игровой индустрии провели успешные ICO.

Например, MobileGo в 2017 году привлек $53 млн на разработку платформы мобильных игр Game Credits с возможностью внедрить их токены в качестве средства оплаты в любую игру.

Еще один амбициозный проект — блокчейн-платформа Xaya, предлагающая разработчикам возможность создавать собственные игры на любом языке программирования. ICO проекта прошло в 2018 году, но собрать удалось только $2,08 млн из запланированных $15 млн.

По данным ICO data, в 2017 году прошло 875 ICO, которые привлекли больше $6 млрд, а в 2018 году 1253 ICO привлекли $7,8 млрд. По статистике ICO watchlist, 4,93% от общего количества проектов (то есть больше 100 проектов) относились к игровой индустрии: они собрали более $120 млн.

Объем сборов на ICO на пике популярности этого вида краудфандинга. С лета 2018 года сборы падают на фоне общего падения криптовалютного рынка. Источник

Легальная торговля игровыми предметами на едином маркетплейсе

Во многих играх геймеры могут покупать обмундирование, артефакты виртуальную землю или недвижимость, причем ценность виртуальных предметов для игроков идентична ценности реальных вещей. Для разработчиков и издателей продажа таких предметов — один из способов монетизации игры. Геймеры же могут перепродавать выигранные или купленные ценности друг другу.

Самая дорогая в истории покупка виртуального актива (участка виртуальной недвижимости) в игре Entropia Universe обошлась пользователю в $2,5 млн. Купить предметы в любой игре несложно: гораздо сложнее обналичить деньги после продажи игровых активов. Для решения проблемы появились маркетплейсы на блокчейне. Запуск таких площадок позволил гарантировать законным владельцам право на игровые активы и легкий обмен в ту или другую сторону.

Например, на крупнейшем маркетплейсе торговли цифровыми активами WAX обмен возможен не только в рамках одной игры, но и между разными игровыми вселенными. При этом разработчики, издатели, спонсоры и основатели получают вознаграждение за использование платформы в токенах WAX. Есть также Dmarket и другие блокчейн-маркетплейсы.

Подтверждение ценности и защита игровых активов

В реальном мире мошенники подделывают ценные предметы, выдавая фальшивку за оригинал. То же самое происходит с игровыми активами. В некоторых играх разработчики аутентифицируют предметы в блокчейне и позволяют доказать их уникальность, что повышает ценность таких предметов. Каждому предмету соответствует уникальный хеш — криптографическая цифровая метка, которую нельзя подделать: сгенерировать такую же для любого другого файла невозможно. Передача права собственности от одного владельца к другому тоже фиксируется в блокчейне.

Например, в игре CryptoKitties кошки уникальны, а их чистота и близость к Genesis (кошке-прародителю) увеличивает ценность актива по мере роста системы. Стоимость наиболее ценной кошки достигала $170 000. Продавать цифровых животных за такие суммы возможно, потому что покупатели не сомневаются в их уникальности.

Также блокчейн гарантирует права собственности всех участников и не позволяет хакерам получить доступ к игровым артефактам без оплаты. Так, на платформе Emercoin защита платного контента цифровыми метками позволяет открывать доступ к нему только для геймеров, оплативших использование.

Хеши хранятся в блокчейне, удалить их нельзя, просмотреть и проверить целостность данных можно в любое время. Каждая запись в блокчейне представляет собой транзакцию с временной меткой, которая позволяет узнать время ее создания и время публикации хеша. Благодаря этому владельцы могут доказать дату и время загрузки и принадлежность документа.

Новая бизнес-модель: сдача в аренду чужих компьютеров для игр

Для большинства игр нужен продвинутый компьютер или другой гаджет. Каждое новое поколение игр повышает требования к техническим характеристикам «железа», но не у всех игроков есть возможность постоянно обновлять компьютеры. Для решения этой проблемы появились проекты, дающие геймерам возможность арендовать чужое «железо».

Так, разработчики проекта Playkey сводят игроков, не имеющих нужного мощного оборудования, и желающих сдать это оборудование, и зарабатывают на подписке:

  • игроки с медленными компьютерами оформляют подписку и получают возможность играть в новейшие игры, используя облачные ресурсы;
  • геймеры с мощным «железом» сдают в аренду свое оборудование во время простоя в обмен на токены.

Еще один проект в этой области — FREED. Он предназначен для пользователей, которые не хотят или не могут платить за что-либо в процессе игры. Они могут сдать компьютер в аренду для распределенных вычислений, а в обмен получить нужные предметы, артефакты или другие игровые ценности.

Оплата игровыми ценностями позволяет пользователям получить больше, чем проект мог бы заплатить в фиатных деньгах: например, вместо заработка в несколько долларов дать игровые ценности на сумму в 10 раз больше. Пользователям неинтересно сдавать компьютер в аренду за пять долларов, но интересно, например, получить меч, который в игре стоит 50 долларов. FREED покупает игровые предметы у разработчиков с существенной скидкой и вознаграждает ими своих пользователей. Разработчикам игр это выгодно, так как проект позволяет заработать на аудитории, которая не платит за игровые ценности, и увеличить средний чек игры.

Прозрачность результатов в киберспорте и конкурентных играх

В киберспорте крутятся огромные деньги: призовой фонд в популярной игре Dota2 в 2019 году превысил $34 млн. Но пользователи любой конкурентной игры всегда сомневаются в честности игрового результата. В блокчейне можно видеть призовой фонд и условия распределения выигрыша: благодаря этому все участники доверяют друг другу, а соревнования становятся честными.

Чаще всего для повышения доверия используют смарт-контракты — компьютерные алгоритмы, которые принимают решения в соответствии с запрограммированными условиями. Вмешаться в смарт-контракт и изменить результат в ту или иную сторону невозможно.

Пример проекта, где игровые результаты определяет технология распределенного реестра, — платформа FirstBlood на блокчейне Эфириум. Все действия игроков фиксируются в смарт-контрактах FirstBlood, призовой фонд можно увидеть в блокчейне.

Борьба с пиратством и хакерскими атаками

Согласно отчету Akamai, в период с ноября 2017 по март 2019 года зафиксировано 12 миллиардов хакерских атак на игровые платформы. Крупное хищение данных случилось в 2011 году: в ходе кибератаки у компании Sony похитили данные миллионов пользователей сервиса PlayStation Network. Ущерб оценивается в $171 млн. Взломы аккаунтов отдельных геймеров происходят постоянно. Для платных игр хакеры обеспечивают возможность скачивания нелегальных копий.

Разработчики пытаются с этим бороться, но они не всегда способны противостоять злоумышленникам. В блокчейне нет единого центра, который можно взломать: для успешной атаки нужно получить контроль над всей сетью, а это требует серьезных ресурсов. Чем крупнее сеть, тем сильнее защита от атак и изменения данных. А еще блокчейн используют для идентификации пользователей и защищенного входа в игры.

В апреле 2018 года Sony получила патент на использование технологии для управления и хранения цифровых учетных данных пользователей в блокчейне. В октябре 2019 стало известно, что новое поколение PlayStation 5, выход которого намечен на 2020 год, может использовать блокчейн-технологии, но официального подтверждения этому пока нет.

Возможность конкурировать с крупными игроками рынка гейминга

Игровая индустрия централизована. Основные ресурсы находятся в руках топовых корпораций (Ubisoft, RockStar Games, Electronic Arts, Valve Corporation, Blizzard, Nintendo) и издателей, которые влияют на развитие рынка.

С помощью блокчейна можно не только решить локальные проблемы, но и создавать децентрализованные игры с открытым исходным кодом, развитие которых смогут контролировать разработчики и сами геймеры. Децентрализация дает всем желающим возможность создавать собственные приложения. Для мелких разработчиков это шанс охватить более широкую аудиторию, обойдя крупных игроков.

Также есть идея создания универсальной монеты, которая будет котироваться во всех игровых вселенных. Технически появление межигрового пространства на блокчейне вполне реально. И если в ближайшие годы будет больше успешных кейсов в этой нише, возможен разворот всей индустрии в сторону децентрализации.

Есть ли будущее у блокчейна в играх?

Блокчейн может решить проблемы игровой индустрии, но его внедрению мешают следующие проблемы:

  • Многие блокчейн-сети имеют низкую скорость и могут выполнять всего несколько транзакций в минуту. Если говорить о создании глобальной игровой сети, нужно повышать скорость и масштабируемость.
  • Для крипто-кошельков используют сложные ключи, при их потере пользователь утратит доступ к своим токенам или даже к аккаунту.
  • Неопределенность с регуляторами в использовании криптовалюты. Правовой статус цифровых активов во многих странах еще не определен.
  • Необходимость верификации. Первое время никто не обращал внимания на расчеты в криптовалюте, но сейчас все чаще требуется пройти процедуры KYC (Know Your Customer) — идентификации клиента перед проведением финансовой транзакции, и AML (Anti-Money Laundering) — борьбы с отмыванием денег. Также токены блокчейна все сложнее перевести в обычные деньги.
  • Высокая волатильность криптовалюты. Не все заинтересованы в активах, которые завтра могут серьезно упасть в цене (хотя они могут и вырасти).

Несмотря на все преимущества, блокчейн — еще молодая технология, крупные игроки рынка пока заняли наблюдательную позицию и не торопятся ее применять.

Ссылка скопирована!

Что еще почитать про ИТ-бизнес