В первой части статьи про SaaS расскажем, как устроено потребление приложений через облако, почему люди не сразу привыкли к ним, как на SaaS-рынке вырос целый клондайк полезных данных и зачем сервисы бизнесу.

Статья на основе выпуска подкаста «Завтра облачно»: «SaaS и что придёт после них». Гости выпуска — Александр Демидов, директор направления облачных сервисов компании «Битрикс24», одного из самых известных в России SaaS-брендов, и Илья Летунов, руководитель платформы VK Cloud (бывш. MCS) для построения облачных сервисов.

Послушать: во «ВКонтакте», на iTunes, Google Podcasts, SoundCloud, Yandex Music, Youtube.

О SaaS простыми словами

Ведущий: Сегодняшний подкаст посвящен такой непонятной штуке как SaaS. Про нее все слышали, но где SaaS начинается и заканчивается — не ясно. Давайте каждый попытается объяснить простыми словами, что такое SaaS.

Александр:

Мне нравится определение, по которому SaaS — компьютер, который стоит не у тебя под столом, а где-то еще. Если расшифровать аббревиатуру, SaaS — это software as a service, или программное обеспечение как сервис.

Термин обсуждали в 2010–2011 годах, когда менялась модель потребления программного обеспечения. Тогда было непривычно, что софт может быть не только на ноутбуке пользователя или в соседней серверной. Это модель, в которой программное обеспечение находится у сервис-провайдера, а вы пользуетесь им из браузера или через дополнительное приложение.

Илья:

У меня SaaS ассоциациируется с подпиской, SaaS — софт по подписке. Это не только то, где его запускают, но и модель покупки.

Раньше мы покупали программное обеспечение, платили за лицензию и устанавливали его на компьютер. А SaaS используют по подписке столько, сколько нужно, и это не покупка лицензии на всю жизнь. То есть можно использовать по потребностям и расширяться.

Например, если вы нанимаете новых сотрудников, платите за софт больше, увольняете — платите меньше. Для меня SaaS раскрывается еще и в подписочной модели, которая росла вместе с этим понятием.

Александр:

Это важное уточнение, но его тоже можно расширить. Потому что некоторые сервисы бесплатные, тогда речь о подписке не идет. Но сама модель потребления не перестает быть SaaS.

Ведущий: А e-mail ― это SaaS?

Александр:

Да. Можно сказать, первый из массовых. Хотя когда пытались стандартизировать понятие SaaS и говорили, что это приложение с единым ядром по подписной модели, многие утверждали, что e-mail — не SaaS. Но почему не SaaS? Здесь та же модель потребления, а если сервис платный, то та же подписная модель. Поэтому да, e-mail — SaaS.

Почему SaaS-сервисам удалось захватить мир

Ведущий: Почему раньше не было SaaS, а потом он появился? Почему такая модель стала основной? Например, я пользуюсь офисными приложениями исключительно удаленно. В какой момент все изменилось и почему?

Александр:

Это был длительный процесс, когда менялось сразу несколько факторов. Перечислю их без учета приоритета.

Многие маленькие компании хотят пользоваться софтом, но у них нет системных администраторов, которые бы его поддерживали в рабочем состоянии, делали бэкапы. В модели SaaS эти задачи берет сервис-провайдер. Многим проще пользоваться подписной моделью и ежемесячно платить небольшую сумму, чем покупать дорогой софт сразу.

Раньше в нашей стране устанавливали много пиратского софта, потому что ПО было дорогим.

Платить незначительные суммы каждый месяц намного комфортнее. Поэтому сейчас небольшая компания может легально использовать нужный софт.

Еще одна важная вещь, которую я наблюдаю — пользователь привык, что его данные не хранятся локально в одном месте, а доступны с разных устройств: ноутбука, планшета, смартфона, постоянно синхронизируются. Локальный софт для этого не подходит, значит, должен быть сервис, к которому есть доступ в любом месте.

Илья:

Были причины, по которым до какого-то момента модель SaaS была невозможна. Одна из них — ограничения интернета. SaaS масштабировался после появления быстрого интернета для корпоративных клиентов. Если это софт, от которого зависит бизнес, интернет обязан быть стабильным.

Лет 15–20 назад стабильными были только локальные сети. А чтобы получить хороший интернет-канал, с которым бизнес-процессы не остановятся, нужно было ставить спутниковую антенну, дублировать канал через двух провайдеров, тогда это было невозможно. В начале 2000-х, когда ситуация с интернет-каналами улучшилась, SaaS-модель стала развиваться. Исчезло ограничение в виде пропускной способности, появилась экономическая выгода и для провайдера, и для клиента.

Модель SaaS: софт отдельно, данные отдельно

Ведущий: Раньше, когда мы покупали ПО, оно становилось нашей собственностью, программа лежала на диске. С переходом на SaaS-модель контроль пропадает, у пользователя словно и нет собственного софта. Это, скорее, не про компании, а про конкретного пользователя — такой подсознательный дискомфорт, когда софт не ваш, но вы им пользуетесь. Есть такой эффект, как вам кажется?

Александр:

Есть четкое разделение между самим программным обеспечением (или сервисом) и данными, которые в нем хранятся. Все приличные SaaS позволяют экспортировать данные, чтобы в случае миграции с одного сервиса на другой они сохранялись, их можно было развернуть на сервере или у другого провайдера. Когда это стало просто, пользователи перестали этого бояться.

Есть страх, чтобы данные не стали заложниками сервиса. Например, есть CRM, где работаешь день за днем, а потом выясняется, что нельзя разом получить данные — тогда да, дискомфорт есть. То есть до начала пользования сервисом нужно изучить его возможности и пути отступления.

Илья:

Это про IT-грамотность. В SaaS можно оценить качество сервиса, понять, хорошо ли он продуман, получится ли из него выгрузить данные и затем мигрировать. Когда проходишь определенный путь, уже понимаешь, как проверить сервис, задумываешься об этом до начала работы.

Проблема возникает у тех, кто не думает о безопасности данных на начальном этапе. Облака могут оказаться настоящей проблемой, если человек не может вытащить оттуда данные. Он чувствует себя уязвимым, потому что видит два выхода: либо потерять данные и уйти к конкуренту, либо продолжать платить прежнему провайдеру.

Подозрительное отношение к SaaS у некоторых пользователей — следствие не бизнес-модели SaaS, а недостатка компьютерной грамотности по части того, как пользоваться облаками.

Концепция, когда что-то хранится на компьютере физически, понятна даже людям, далеким от компьютера. А концепция облака не сверхсложная, но это уже абстракция, которая пугает. Человек, далекий от IT, вряд ли поймет, как работает облако: где дата-центры, почему говорят, что они в облаке. Еще и название мультяшное, игрушечное — «облако». Всегда было интересно, почему такую сложную техническую вещь называют просто «облаками».

Как SaaS-сервисы распоряжаются данными

Ведущий: Приходит понимание, что данные — это важная вещь. Мы, работая с SaaS, отдаем ему данные. Получается, сервис может ими пользоваться? Может ли он монетизировать big data, большой массив анонимных данных? Например, поведенческие данные, вроде частоты слов, употребляемых в тексте. Информация накапливается у сервисов. Они могут решить ее продать или самостоятельно проанализировать?

Александр:

Напрямую взять данные пользователя и ими пользоваться сервис не может. Все зависит от того, что написано в пользовательском соглашении.

Я смотрю на вещи с позиции айтишника. Если сервис проанализирует поведенческие данные и использует в своих целях — например, узнает, что я хочу перейти в другой сервис, и предложит мне дополнительную скидку или услугу, я буду только «за». Хорошо, если он поймет, в чем я нуждаюсь. Если он захочет продать мои данные — это вопрос пользовательского соглашения и доверия к конкретному сервису.

В соглашении может быть заранее прописано, что сервис вправе передавать данные третьим лицам. Если там такого нет, то задним числом поправить соглашение и продать информацию никто не может. Это проблема грамотности — читаем ли мы пользовательские соглашения.

Ведущий: Facebook — это SaaS?

Илья:

В том контексте, что мы обсуждаем — да, Facebook тоже SaaS. Там такие же проблемы хранения и использования данных. Этот вопрос не зря поднимается на высоком уровне. В обращении с данными было много свободы, теперь сами вендоры просят у государства урегулировать вопрос с SaaS-сервисами. У бизнеса много рисков, понятно, что нужны правила.

Можно обойти тонкие границы использования данных, чтобы улучшить метрики или продавать дополнительный продукт — это нормально. А если на основе этих данных делать другой продукт?

Даже айтишникам не всегда понятно: где границы использования данных, о чем нужно уведомлять, а о чем нет.

Многие страны на законодательном уровне относятся к этому просто, по принципу «либо ты отдал все данные на обработку, либо не отдал». Очевидно, проблему еще предстоит решить.

Ведущий: Когда мы подписываем согласие на обработку данных, его нельзя обратно забрать — не существует такой схемы? Или если я согласился на обработку данных, могу потом потребовать удалить результаты их обработки? Пока звучит так: если по моим данным мне сделают коммерческое предложение — это ОК, а если начнут продавать мои данные кому-то еще, это нелегально.

Александр:

Есть такая схема. Но нет четких границ, в которых SaaS-сервис может использовать данные,
а за пределами которых — уже не может. В примере с Facebook я не вижу противоречия. С ходу не помню, что там в соглашении Facebook Workplaces для компаний, но если это Facebook для рядовых пользователей, то по пользовательскому соглашению их данные принадлежат соцсети. Понимая это, я не понесу туда корпоративные данные: логины, пароли, CRM или что-то еще. Я не сделаю там закрытую группу и не буду в ней общаться по чувствительным рабочим темам, потому что знаю: это не мое, принадлежит Facebook.

Илья:

Хороший SaaS-провайдер может извлечь больше ценности из тех же данных, чем отдельная компания. Например, есть сервис, оценивающий вероятности, дающий некие прогнозы по отрасли. Это работает на масштабе, когда суммарно данных у сервиса больше, чем у одной компании. И бизнесу это полезно для развития. Так возникает дополнительная ценность SaaS-сервисов, которые генерируют на данных добавочную стоимость.

Можно сказать, что это обязанность сервиса ― предсказывать, добавлять, брать данные, которые клиент не может использовать и монетизировать самостоятельно. Клиент, отдавая данные в использование SaaS, монетизирует их сразу, получает дополнительные сервисы.

Приведу пример: есть почтовый ящик, нужен антиспам. На основе данных одного ящика его не построить, а на данных миллионов ящиков — легко. И всем от этого польза, это ценность от агрегации данных, которую нужно использовать.

Если подытожить, возможные риски при использовании SaaS закрываются юридической грамотностью с точки зрения оферты и четким осознанием, какие данные в вашем случае можно отдавать в SaaS, а какие нельзя.

Что запомнить про SaaS и данные

  1. SaaS — software as a service, или программное обеспечение как сервис. В модель Saas хорошо вписывается подписочная модель покупки, когда клиент не покупает лицензию, а оплачивает софт по подписке небольшими платежами, в любой момент может изменить объем и вариант арендуемого софта.
  2. Между программным обеспечением SaaS и данными, которые в нем хранятся, есть четкое разделение: ПО — провайдера, а данные — клиента. Сервис должен поддерживать миграцию и вывод данных. Перед тем, как использовать SaaS-сервисы, нужно внимательно прочитать пользовательское соглашение.
  3. SaaS могут за счет эффекта масштаба давать клиентам больше, чем каждый из них получил бы на своих данных по отдельности. В результате клиент сразу получает ценность для бизнеса и дополнительные сервисы.