Совсем другое дело

Три новые бизнес-модели, которые появились благодаря облакам
5 минут

Сегодня к категории любого бизнеса можно прибавить слово «облачный», но на деле это никак не повлияет на «технологичность» бизнес-процессов. В этой статье мы расскажем о бизнес-моделях, которые действительно имеют прямое отношение к облачной инфраструктуре и в некоторых случаях — просто не могут существовать без нее.


Специалисты по запросу или Uber-like стартапы

Uber открыл не только новую модель заказа такси, но и новую нишу сервисов, работающих по запросу. Uber начинал с собственного «железа», но географическое расширение и рост числа пользователей постепенно привели его «в облака». По этому пути прошли его конкуренты и аналоги в других сферах. Им виртуальная инфраструктура нужна для поддержания скорости роста клиентской базы и быстрого внедрения изменений в работу сервисов.

Пользователи не всегда задумываются о том, что находится «по другую сторону» приложения — куда направляется их заказ и как он находит своего исполнителя. Зачастую здесь в игру вступает одна из главных особенностей виртуальный инфраструктуры — между пользователями и сервисами находится облако, где компании размещают всю бизнес-логику и обрабатывают бизнес-процессы.

Поэтому не будет ошибкой сказать, что сейчас нам удается находить исполнителей под огромное количество задач и получать услугу намного быстрее и дешевле, чем раньше, именно благодаря облачной инфраструктуре.


Плати за то, чем пользуешься: хостинг

До появления облачных платформ хостинг фактически работал на ручном управлении. Администраторам нужно было не только обслуживать «железо», но и заниматься рутиной: от переноса данных до создания бэкапов и новых серверов. Виртуализация позволила IaaS-провайдерам автоматизировать эти задачи, снизить время, которое на них затрачивается, и дать пользователю доступ к управлению виртуальной инфраструктурой.

Преимущества такой модели особенно явно проявляют себя, когда возникает внезапная необходимость в добавлении вычислительной мощности. Сейчас расширить ресурсы можно оперативно, не подключая новые машины. Мониторинг нагрузки даже позволяет это делать автоматически при возрастании количества запросов к вашему приложению.

Серверная виртуализация сказалась и на ценообразовании. Многие задачи теперь автоматизированы, а новые ресурсы подключаются по запросу. Это позволяет облачным хостингам предлагать «умные тарифы» — брать плату только за реально используемые ресурсы, а не фиксированную стоимость за машину.


Поток вместо покупок: стриминговые сервисы

Видеоплатформы

Стриминговые службы требовательны к оборудованию, особенно с учетом непрогнозируемых скачков нагрузки в онлайне. Именно поэтому Netflix выбрал облака. Готовность облаков к масштабируемости и здесь сыграла важную роль для новой бизнес-модели, выстроенной вокруг потокового мультимедиа.

Стриминг сейчас — это больше, чем бизнес-модель, это — целая культура. Вместе с Netflix, ежегодно вкладывающим миллионы долларов в производство контента, на этом рынке трудятся любители. Они зарабатывают, транслируя для своих подписчиков процесс прохождения игр или самые обычные ужины. Это — уже сложившаяся и приличная по размерам индустрия.

Аудиоплатформы

Потоковая концепция находит себя не только в формате видео. Крупнейший музыкальный стриминговый сервис в мире Spotify сейчас переводит большую часть своих нагрузок на облачную инфраструктуру. У компании остаются дата-центры, но в перспективе они уступят свою долю облакам.

Месяц подписки на популярные стриминговые сервисы стоит приблизительно, как один музыкальный альбом на физическом носителе. Поэтому пользователи охотно оформляют подписки, и доходы на этом рынке растут из года в год.

Стриминг меняет устоявшиеся механизмы на музыкальном рынке. Есть предпосылки к тому, что тот же Spotify сможет конкурировать с лейблами — возможно, сервис начнет лицензировать музыку без их участия. Тогда компания будет работать с музыкантами и их агентами напрямую, а это совершенно новая бизнес-модель.

Кроме того, стриминговые сервисы внесли большой вклад в борьбу с пиратством. Всем известно, что физические носители зачастую подделывались. Spotify, Apple Music и YouTube Music не поставили крест на нарушении авторских прав, но вывели борьбу с этим преступлением на новый, технологический уровень.

Игровые платформы

Похожие процессы происходят в индустрии игр. Крупные компании делают акцент на облачную инфраструктуру. Пользователи платят за подписку на сервисы Sony и Microsoft и играют на разных платформах, не покупая игры на физических носителях. Эти облачные службы понемногу стирают границы между ПК и консолями, позволяя запускать на компьютерах бывшие эксклюзивы для приставок.

У Microsoft есть план по привлечению как можно большего числа разработчиков и издателей игр к своим облачным сервисам. С этой точки зрения корпорация не привязывается к своей консоли, но смотрит глобальнее — в сторону мультиплатформенного облачного решения.

Производительность игровой платформы теперь становится все менее важным фактором. Есть целый ряд сервисов, которые переносят игровой процесс на виртуальную инфраструктуру. Благодаря этому гейминг возможен и на низкопроизводительном «железе». У таких решений есть свое название — Gaming as a Service. В основном они используют подписную модель, взимая ежемесячные платежи с пользователей.

Все это — только три примера новых бизнес-моделей, появившихся на базе виртуальной инфраструктуры. Сейчас сложно представить, что когда-то эти сферы работали по другим принципам. За очень короткий срок миллионы пользователей привыкли к «облачным» бизнес-моделям, и вряд ли сейчас уже кто-то будет готов потреблять услуги и контент «по старинке».