Как облака станут одним из главных драйверов развития телемедицины в России

6 минут

Эксперты выделяют два главных фактора, которые помогут России нарастить свою долю на рынке телемедицинских услуг: простота внедрения новых технологий и готовность населения ими пользоваться. Разбираемся, почему именно облачные технологии станут главным драйвером растущей индустрии.

Для России телемедицина относительно новое явление. По словам аудитора Счетной палаты (СП) Михаила Меня, в нашей стране объем телемедицинских услуг в денежном выражении составляет всего 19 миллионов рублей. Согласно прогнозу СП, начиная со следующего года, объем мирового рынка вырастет до 40 миллиардов долларов и будет расти в среднем на 30 % ежегодно.

 

Большой стране приготовиться

Несмотря на отставание от западных стран, российские телемедицинские компании, по мнению аналитиков, имеют большой потенциал развития. Согласно Venture Barometer 2018, среди различных направлений бизнеса медтех-стартапы входят в топ-10 наиболее востребованных вместе с финтехом и фудтехом.

Одними из ключевых трендов в развитии здравоохранения стали цифровизация и датацентричность, говорится в последнем отчете PwC. То есть медицинская помощь сегодня базируется на больших массивах данных о состоянии здоровья жителей. Это позволяет врачу опираться на предыдущие медицинские записи других пациентов с такими же симптомами и диагнозами, чтобы точнее назначать лечение конкретному пациенту.

Получить медпомощь становится проще благодаря распространению сервисов для записи на прием к специалисту и доступа врачей к информации о пациенте через электронную медкарту. Это расширяет возможности диагностики и обмена информацией между специалистами, что в свою очередь повышает качество самой диагностики и лечения.

Аналитики компании Royal Philips выяснили, что уже 82 % россиян готовы к дистанционным консультациям с врачами. Почти половина этих людей согласны обсуждать состояние своего здоровья и принимать медицинские рекомендации онлайн.

Среди факторов, способствующих росту востребованности телемедицины в России, стоит отметить большие расстояния между населенными пунктами. Для жителей отдаленных населенных пунктов, в которых зачастую нет квалифицированного врача, видеосвязь с доктором — единственный способ получить необходимую помощь. Поэтому системы, обеспечивающие мгновенный доступ к информации о больном, его предыдущим записям и результатам анализам, становятся востребованной технологией в современном здравоохранении.

 

Технологии телемедицинских компаний

Для полноценного развития описанных направлений в телемедицине необходима отлаженная инфраструктура, которая обеспечит быстрый и полный доступ к данным пациента. Сейчас решением можно назвать использование IaaS-платформы (Infrastructure-as-a-Service, инфраструктура как услуга) — модели облачных вычислений, при которой компания получает доступ к масштабируемым мощностям, находящимся в облаке. С помощью удаленного подключения работать в такой системе может одновременно любое количество пользователей. Это позволяет участвовать в проекте без привязки к конкретному рабочему месту, что принципиально для телемедицины.

Сейчас в России представлено несколько молодых сервисов, которые серьезно занимаются телемедициной: DOC+, «Доктор рядом», DocDoc. Есть и уже состоявшиеся компаний из других сфер, которые видят потенциал цифрового здравоохранения и присоединяются к развитию этого направления. В прошлом году компания «МТС» начала сотрудничать с группой компаний «Медси», партнеры запустили телемед-платформу SmartMed. Примечательно, что SmartMed в своей работе полностью перешла на облачные технологии. Персональные данные клиентов хранятся в защищенном сегменте CloudМТС.

Телемедицина не ограничивается только созданием аккаунта в сервисе и разговором с доктором по видеосвязи. Компании работают над такими решениями, как автоматизированный анализ медицинских данных пациентов, удаленный мониторинг состояния здоровья, осуществляемый с помощью специальных носимых устройств.

Профессор компьютерных наук Хизер Кутюр в своей статье в Scientific American описывает, как нейросети становятся все более эффективным методом диагностики заболеваний вроде злокачественных опухолей. Однако полноценное внедрение подобных технологий потребует масштабной инфраструктуры, поддерживающей анализ больших данных, интернете вещей и машинном обучении. Подобную инфраструктуру будет не очень просто разворачивать на оборудовании, находящемся в офисе стартапа или небольшом дата-центре.

По данным Hosting Tribunal, 90 % современных компаний используют в своей работе облака. Рынок этих услуг в России переживает этап активного роста, отмечают аналитики iKS Consulting, хотя и занимает пока лишь 1 % от общемирового рынка облаков. С 2013-го до 2018-го года это направление выросло с 16,8 до 68,4 миллиарда рублей. К 2022 году объем российского рынка облачных услуг должен превысить 155 миллиардов рублей. Важно будет отметить, что сокращение издержек на содержание инфраструктуры к этому времени ожидается на уровне 40 %.

 

Прогноз развития рынка облачных услуг в России до 2022 года, млрд рублей

Источник: iks-consulting.ru

 

Поскольку Россия только начинает развиваться в этой индустрии, многим медтех-компаниям еще предстоит запуск. Не факт, что все они получат покровителя вроде «МТС» или «Сбербанка», которые занялись развитием сервисов SmartMed и DocDoc. Однако внедрение облаков упростит развитие стартапов благодаря доступу к необходимым технологиям без вложений в огромную инфраструктуру и ее содержание.

Неприятным фактором для развития российской телемедицины называют вопрос безопасности. В прошлом году, сразу после вступления в силу закона, разрешающего врачам заниматься здоровьем своих пациентов удаленно, все государственные клиники Башкирии присоединились к единой системе здравоохранения (ЕГСИЗ). До этого онлайн-консультации проводили только частные организации. Переход на удаленное обслуживание проводился в рамках особого федерального проекта, целью которого было охватить населенные пункты, удаленные от больших городов. Количество обращений онлайн действительно увеличилось на треть, но эксперты сразу заметили, что истории болезней пациентов подверглись потенциальной угрозе из-за недостаточной оснащенности оборудованием и малого количества компетентных в сфере кибербезопасности специалистов.

В настоящий момент решение вопросов безопасности можно делегировать облачному провайдеру. К следующему году, уверены специалисты исследовательской фирмы Gartner, 95 % инцидентов, связанных с утечкой данных из облаков, будут происходить исключительно по вине клиентов, а не поставщиков услуг. А к 2023 году модель IaaS станет уже на 60 % безопаснее собственного дата-центра. Исследователи подчеркивают, что облачные вычисления — это новая норма.

 

3 самых распространенных аргумента против облаков для стартапа или развитого бизнеса, которые больше не аргументы

  1. Облака — это ненадежно и небезопасно
    Для надежности в крупных дата-центрах всегда хранится несколько копий всей информации, а в случае отключения основных каналов передачи данных есть резервные. Что касается безопасности, вопросом защиты от взломов занимается целый отдел специалистов. Вот, к примеру, как это устроено в Mail.ru Cloud Solutions. Сможете ли вы обеспечить подобное в своем офисе?
  2. Персональные данные россиян по закону сейчас должны храниться в России
    Крупные отечественные провайдеры предлагают клиентам возможность хранения всех данных исключительно на территории России.
  3. Облака тяжело настроить, развернуть
    Облачные технологии не стоят на месте. Раньше интерфейсы облаков действительно были достаточно недружелюбны, но сегодня все процессы максимально упрощены без потери функциональности: от регистрации аккаунта до начала использования облачного сервиса может пройти всего несколько минут, кроме того, российские провайдеры предоставляют поддержку на русском языке.

Иллюстрация: Анна Шныгина. График: Ника Рогушина

Group 40Group 44Group 43Group 46Group 41Group 27Group 42Group 39