Опыт Lamoda: как пережить «черную пятницу»

6 минут

С какими сложностями сталкиваются в индустрии и обречена ли офлайн-торговля? Мы поговорили об этом с представителями Lamoda, компании, которая занимается продажей одежды и аксессуаров и, по версии Data Insight, входит в топ-10 российской e-commerce по объему продаж.

E-commerce с каждым годом все активнее интегрируется в повседневную жизнь россиян. По результатам исследований GfK, на протяжении последних пяти лет присутствие интернет-торговли на российском рынке увеличивается в среднем по пять процентов ежегодно. Сегодня, не выходя из дома, можно купить практически все: не только электронику и одежду, но и лекарства, мебель, стройматериалы — и рынок постоянно пополняется новыми предложениями. Согласно исследованию Data Insight, в 2018 году отрасль заняла 2,5% в ВВП России, что только на 2% ниже доли сельского хозяйства. Это достаточно высокие цифры, учитывая затяжное снижение реальных доходов россиян, рост НДС и действие международных экономических санкций.

 

Проблемы «черных пятниц»

Развитие e-commerce в России сопровождается растущими требованиями к допустимым нагрузкам на системы, отвечающие за бизнес-процессы любого интернет-магазина. Как и в целом увеличивающаяся частота заказов, так и маркетинговые акции постоянно требуют масштабирования мощностей.

Большой проблемой сезона распродаж, или «черных пятниц» (первая пятница после Дня благодарения в США, в этот день стартуют рождественские распродажи не только в Америке, но и во многих других странах, включая Россию), становится моментальное многократное увеличение потребительского спроса. В офлайне миллионы людей в течение нескольких дней посещают торговые точки, не рассчитанные на такой поток посетителей, что приводит к конфликтам. Примерно так же, только без физических контактов, перегружаются сервера интернет-магазинов.

Представители Lamoda говорят, что во время сезона распродаж их нагрузка увеличивается почти в пять раз по сравнению с обычными днями. По подсчетам Data Insight, в будни Lamoda получает около 30 тысяч заказов в сутки. Недавно в компании выяснили, что для обеспечения стабильной работы внутренних систем необходим резерв мощности. Lamoda начала тестировать работу с гибридными облаками, то есть сочетать внутренние мощности с внешними сервисами. «Нам это кажется хорошим инструментом для временного увеличения наших технических мощностей как раз в периоды сверхвысокой нагрузки», — отметили в компании.

В компании уже успели оптимизировать ряд процессов, чтобы внезапный скачок клиентов не остановил работу сервиса на несколько часов. За пару месяцев до старта «черной пятницы» проводятся стресс-тесты оборудования на основе бизнес-прогнозов.

«Мы понятия не имели, как отреагируют наши системы на такой поток заказов. Но постоянная работа над рефакторингом и развитием инфраструктуры стабилизировала наши системы и сделала их максимально предсказуемыми», — поделился в блоге компании CTO Lamoda Валентин Щитов.

Основная доля (95 %) инфраструктуры организации хранится на собственных серверах в арендованном дата-центре. Это связано в основном с тем, что все данные клиентов компания обязана хранить на территории России. Отдельный сервер получил и автоматизированный склад Lamoda, благодаря чему он способен работать даже при потере доступа в интернет. Кроме того, компания постоянно занимается разработкой и внедрением собственных систем. Некоторые решения выложены в открытом доступе на GitHub.

Каждая технология, используемая сервисом, указана на специальном радаре и доступна всем желающим. Классификация софта Lamoda выглядит так:

  1. ADOPT — внедренные и активно использующиеся технологии и инструменты.
  2. TRIAL — протестированные технологии и инструменты, находящиеся в стадии подготовки к работе в производстве.
  3. ASSESS — пробные инструменты, находятся в стадии оценки и используются только в тестовых проектах.
  4. HOLD — инструменты, которые используются только при поддержке существующих систем, на них не запускают новые проекты.


Сама же схема взаимодействия различных систем бизнес-процессов выглядит так:

Источник: tech.lamoda.ru

Отдельного упоминания заслуживает метод работы компании с машинным обучением. IT-отдел Lamoda ставил одной из приоритетных задач создание персонализированного клиентского опыта. Каждому пользователю должны показываться наиболее релевантные для него товары и спецпредложения, как с видео на Youtube, только с одеждой, обувью и аксессуарами.

Всего над технологическими системами сервиса работают 299 разработчиков, тестировщиков, аналитиков, DevOps-специалистов, продуктовых менеджеров, дизайнеров и один технический директор. Эти люди отвечают за развитие и поддержку высоконагруженного сайта и мобильного API, каталога и инструментов персонализации.

 

Обречены ли офлайновые магазины

Очевидное преимущество e-commerce перед походом в торговый центр — возможность выбрать товар из множества современных брендов, не вставая с дивана, и заказать доставку прямо в квартиру в подходящее время. Особенно это удобно, если онлайн-площадка может предсказать, какой товар интересен пользователю.

Тем не менее пока онлайновые магазины остаются только продвинутой альтернативой офлайновым. Во-первых, люди все еще часто заказывают доставку до пунктов самовывоза, потому что не могут находиться в определенный промежуток времени по конкретному адресу, а это несколько размывает разницу между интернет-заказом и походом в магазин. Во-вторых, основное развитие e-commerce приходится на крупные города России. К тому же география страны очень сложная и дорогая с точки зрения логистики, поэтому люди часто отдают предпочтение возможности доехать до ближайшего ТЦ.

В-третьих, как подчеркнули в Lamoda, для некоторых людей поход в магазин — это «не просто необходимость купить вещь — это досуг, эмоции, дополнительные ощущения».

Для большинства покупателей проблемой стало отсутствие возможности оценить качество товара, попробовать материал, чтобы избежать брака. Интерфейсы приложений и веб-страниц таких опций пока что не предоставляют.

Почему вам стоит обратить внимание на облачные технологии для вашего интернет-магазина

  1. Вы собираетесь масштабироваться, а серверы компании, скорее всего, не потянут даже следующее обновление «1С».
  2. Вам не хочется покупать оборудование, которое рассчитано на нагрузку «черной пятницы», но в обычные дни будет работать на 20% своей мощности и на 100% своей стоимости.
  3. Вам нравится идея платить ровно за то количество пространства и ровно за ту вычислительную мощность, которые вы используете.

Титульная иллюстрация: Анна Шныгина. Иллюстрация схемы: Ника Рогушина

Group 40Group 44Group 43Group 46Group 41Group 27Group 42Group 39