США планируют ввести удаленную идентификацию дронов

7 минут

До сих пор в большинстве стран мира нет четких правил и законов, регламентирующих приобретение и использование беспилотников. Между тем угроза их беспорядочного применения уже не иллюзорна, есть прецеденты. Возможно, в США будут введены правила удаленной идентификации дронов, которые позволят контролировать устройства и операторов.

В поисках правовых рамок для беспилотников

Представители двух крупнейших партий в сенате США — демократ Эд Марки (Ed Markey) и республиканец Джон Тьюн (John Thune) — попросили Федеральное авиационное управление США (FAA) «как можно быстрее» рассмотреть и принять предложенные ими правила дистанционной идентификации беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), так называемых «дронов».

В своем официальном письменном обращении к министру транспорта США Элейн Чао (Elaine Chao) сенаторы отметили, что в последнее время в мире произошло несколько серьезных инцидентов с полетами дронов в «зонах с повышенными требованиями к безопасности». В связи с этим сенаторы подчеркнули необходимость немедленно принять и внедрить правила удаленной идентификации, которые позволят общественности, авиаторам и правоохранительным органам выявлять и отслеживать беспилотники и их операторов в процессе полета.

«Удаленная идентификация повысит безопасность, защищенность и конфиденциальность, станет важным инструментом правоохранительных органов для реагирования на сообщения о незаконных и несанкционированных беспилотных запусках», — отметили в своем письме сенаторы. Они предложили министру транспорта дать письменный ответ до 21 июля «с подробным изложением шагов», которые будут предприняты FAA для выпуска правил удаленной идентификации дронов.

Беспилотный летательный аппарат (БПЛА, беспилотник или дрон, реже – дистанционно-пилотируемый летательный аппарат, ДПЛА) представляет собой летательный аппарат без экипажа на борту, автономный или управляемый пилотом дистанционно по беспроводной сети. Ключевым преимуществом дронов является значительно меньшая стоимость их создания и эксплуатации по сравнению с летательными аппаратами с пилотами на борту. Это объясняет широкое распространение дронов в промышленности, сельском и лесном хозяйстве, армейских системах. Дешевизна и доступность дронов привела к массовому производству недорогих моделей в качестве игрушек, любительских устройств для съемки фото и видео.

Опасные игрушки

В своем заявлении сенаторы упомянули ряд мировых происшествий, когда применение любительских дронов по незнанию или злому умыслу могло привести к серьезным инцедентам с риском для жизни людей. Так, в декабре 2018 года лондонский аэропорт Гэтвик был закрыт на несколько суток из-за неидентифицированных дронов над летным полем. Из-за опасных маневров устройств вблизи взлетных полос руководство аэропорта было вынуждено отменить или отложить вылет 760 рейсов, пострадало около 140 тыс. пассажиров.

Через неделю аналогичный инцидент с дронами привел к получасовому закрытию лондонского аэропорта Хитроу. В результате чего правительство Великобритании объявило о работе над ужесточением законов в этой области, а руководству аэропортов был дан зеленый свет на внедрение технологий для обнаружения и приземления дронов.

В феврале 2019 года схожий инцидент парализовал работу международного аэропорта Дубая. Руководству самого загруженного в мире аэропорта пришлось более чем на полчаса закрыть взлетную полосу из-за «активности неопознанного дрона».

В январе 2019 года полет двух неопознанных дронов на километровой высоте над локальным аэропортом Тетерборо на севере штата Нью Джерси привел к временному запрету посадки пассажирских бортов в расположенном поблизости и очень загруженном международном аэропорту Newark Liberty.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения властей США, стал инцидент в апреле 2019 года, когда неопознанный дрон пролетел над стадионом в Бостоне во время решающей игры сезона бейсбольных команд Red Sox (Бостон) и Blue Jays (Торонто).

Американская версия

Законодатели и власти США занимаются разработкой правил эксплуатации дронов с 2017 года. Федеральное авиационное управление США быстро нашло общий язык с представителями бизнеса при разработке правил постановки на учет зарегистрированных коммерческих дронов. Однако основной нерешенной проблемой осталась идентификация, поскольку любые идентификационные номера находящегося в воздухе дрона невидимы.

Ранее в Конгрессе США обсуждалась возможность обязательной регистрации всех беспилотников, с помощью которой каждый дрон был бы привязан к его владельцу и мог быть идентифицирован удаленно по радиочастотным меткам. Полностью проблемы это не решает, поскольку простое изменение программных прошивок у бюджетных летательных аппаратов позволяет обойти как вопросы идентификации, так и запреты на полеты в бесполетных зонах. Но такая идентификация, по крайней мере, могла бы снизить число злоумышленников и облегчить их поиск.

Права дроновладельцев в России

В России популярность беспилотных летательных аппаратов для бытового использования бьет все рекорды – главным образом за счет популярности видеоконтента в социальных сетях. По данным исследования «М.Видео-Эльдорадо», за весь 2018 год россияне потратили на покупку беспилотников 1,9 млрд рублей, купив около 160 тыс. дронов. По сравнению с 2017 годом это составило прирост на 70% в штуках и на 53% в деньгах.

По данным исследования, каждый шестой проданный дрон оснащен камерой UltraHD или Full HD, функцией следования за владельцем и противоударным корпусом. Такие устройства занимают на рынке долю примерно в 10% и используются в основном для мероприятий, мониторинга, логистики, охраны, агробизнеса и других профессиональных приложений. Устройства с видеокамерами обычного качества занимают долю примерно в 30% от общего количества.

Перспективы использования дронов В России станут еще шире после запуска сетей поколения 5G. Так, Государственный Эрмитаж планирует запускать квадрокоптеры для наблюдения за безопасностью крыши. «МегаФон» намерен запустить грузовые дроны в ближайшие три года. Буквально на днях «МосТрансПроект» получил официальное разрешение на использование летательных аппаратов для патрулирования дорог. В Москве уже начали тестировать дроны для патрулирования дорог над московскими развязками.

Наряду с ростом парка дронов растет и число правонарушений с их применением. По словам Владимира Груздева, члена правительственной комиссии по законопроектной деятельности и председатель правления Ассоциации юристов России, за два последних года число инцидентов с участием беспилотных летательных аппаратов увеличилось в 12,5 раза. Если в 2015 году Ространснадзор зафиксировал всего четыре происшествия, связанные с дронами, то в 2017 году было уже 50 нарушений.

В России изменения в Воздушный кодекс РФ вступили в силу 5 июля 2017 года. Они предписывают обязательную регистрацию дронов со взлетной массой более 250 грамм. Для собственников дронов массой менее 250 грамм регистрация не требуется. Тем не менее механизм постановки дронов на учет не работает до сих пор, поскольку не утверждено соответствующее постановление правительства. Относительно эксплуатации основной массы беспилотников полетным весом от 250 грамм до 30 кг в России и вовсе до сих пор наблюдается правовой беспредел. Предполагалось, что правовой основой порядка учета гражданских беспилотных воздушных судов станет проект, предложенный Министерством транспорта в конце 2018 года. Однако правительство вернуло проект на доработку.

По словам управляющего адвокатского бюро «Адвокаты и бизнес» Дмитрия Штукатурова, согласно части 5 статьи 11.5 КоАП РФ любое управление незарегистрированными беспилотниками является правонарушением. Для его квалификации неважно, существует ли утвержденная система их учета или нет: ее отсутствие не будет основанием для освобождения от ответственности, а штраф составит от 2000 до 2500 рублей. Также необходимо обязательно получать разрешение на фото- и видеосъемку с квадрокоптера. Штраф за съемку без разрешения колеблется в диапазоне от 3000 до 5000 рублей.

Предполагается, что база данных учета дронов будет создана в Единой государственной информационной системе обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ), оператором которой станет ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Процедура контроля дронов будет доступна на всей территории страны. При этом беспилотные аппараты будут ставиться на учет в момент покупки. Для их маркирования будут использоваться опознавательные знаки на основе технологии радиочастотной идентификации (RFID-меток) с несколькими степенями защиты от перезаписи и копирования. Окончательное решение с постановкой дронов на учет и их индентификацией в России ожидается до конца 2019 года.

Предположительно, основные положения российских правил эксплуатации летательных аппаратов будут схожи с европейским сводом рекомендаций Notice of proposed Amendment (NPA) 2017-05(A), которые приняты в 2017 году.

Group 40Group 44Group 43Group 46Group 41Group 27Group 42Group 39