Журнал об IT-бизнесе, технологиях и цифровой трансформации

IoT для бизнеса: как умные устройства снижают затраты в ритейле, медицине и на производстве Mail.ru Cloud Solutions
Mail.ru Cloud Solutions
  • 01 апреля
  • Бизнес

IoT для бизнеса: как умные устройства снижают затраты в ритейле, медицине и на производстве

Автор: Елена Шпрингер
Популярное

Расскажем, как можно использовать интернет вещей в разных сферах и покажем реальные кейсы компаний, которые уже оптимизировали бизнес-задачи с помощью умных устройств.

Примеры IoT в ритейле: контроль остатков на складе, защита от воров и магазины без продавцов

Контроль товарных остатков на полках и складах. Есть три основных способа контролировать наличие товаров с помощью IoT:

  1. Установить умные холодильники и полки, которые следят за количеством товара, например по весу. Когда товара мало, они отправляют сигнал, что запасы необходимо пополнить.
  2. Поставить камеры, которые умеют распознавать товары на полках, оценивать заполненность полок и отправлять сигнал, если товары закончились или расставлены неправильно.
  3. Наклеивать на товары RFID-метки и устанавливать в магазине и на складе датчики, которые отслеживают перемещение товара.

Например, в магазинах Levi’s Plaza в Сан-Франциско работает IoT-система. К каждому товару крепятся RFID-метки, данные с них передаются в облако — там они обрабатываются, чтобы было понятно, сколько осталось товара, что и когда покупают, какие позиции нужно докупить, а каких еще много в наличии.

Умные ценники. Это небольшие цифровые дисплеи вместо обычного ценника. Цена на них меняется автоматически, если изменилась цена в базе — больше никаких проблем с неправильными ценниками и волокиты с их постоянной сменой и распечаткой.

Так, X5 Retail Group давно внедряет технологии IoT — умное освещение, кассы самообслуживания, умные холодильники. Недавно компания начала тестировать магазин без персонала, который объединяет сразу несколько умных устройств:

  1. Корзины со сканерами, которые автоматически сканируют товары и добавляют их стоимость в мобильное приложение.
  2. Кассы самообслуживания, на которых можно оплатить покупку по карте.
  3. Системы контроля климата — включают охлаждение и вентиляцию, если в магазине много людей.
  4. Полки с индикаторами наполненности и автоматическим дозаказом товара.
Так выглядят кассы самообслуживания в магазине без персонала. Источник

Борьба с воровством. Магазины серьезно страдают от шоплифтеров — профессиональных воров, которые регулярно выносят товары. Если их поймают, они платят штраф — а потом снова приходят воровать. Магазин может вести базу лиц таких шоплифтеров и внедрить систему распознавания лиц. Как только шоплифтер войдет в магазин, камера оповестит охранника, чтобы он внимательно следил за неблагонадежным покупателем.

Например, сеть магазинов «Подружка» оборудовала торговые точки умными камерами. Технология распознавания лиц помогла за полгода задержать больше 160 шоплифтеров и предотвратить 500 000 рублей ущерба.

Интернет вещей в промышленности: предотвращение поломок и контроль брака

Предиктивная аналитика для предотвращения поломок и сбоев. На оборудование устанавливают датчики, которые следят за разными физическими показателями: давлением, силой тока, перепадами напряжения, частотой движений и так далее.

Например, для каждого станка устанавливается норма — предположим, что это 200 движений в минуту. Если станок не соблюдает норму, то есть делает 190 движений или меньше — датчик отправляет сигнал, что с ним что-то не так. Он еще не сломался, но стал работать хуже, значит, его пора чинить. Это помогает предотвратить сложные поломки и простои.

Потом собранные данные можно проанализировать, чтобы понять, когда ломается станок, как часто нужно заменять детали. С этими данными можно работать — например, заранее планировать ремонт и расходы.

В Пермском крае работает умная нефтяная скважина ЛУКОЙЛ. На оборудовании скважины установлены датчики и устройства, которые передают данные о работе и поломках в управляющий центр. Оператор из центра может управлять скважиной дистанционно, что особенно удобно для труднодоступных объектов.

Быстрая реакция на поломки. Эта схема тоже основана на отслеживании физических показателей, но она фиксирует критические значения. Например, если сила тока на станке слишком высокая, это может прямо сейчас вызвать поломку, привести к браку или даже спровоцировать аварию. В таком случае датчик подает сигнал, чтобы станок отключили или скорректировали его работу. Можно настроить даже автоматическое отключение — что-то вроде предохранителей, но с множеством сложных условий.

Анализ работы оборудования. Это сложная схема с использованием машинного обучения. Сначала IoT-систему учат — станок выпускает детали, а человек сортирует их — «говорит» станку, что брак, а что нет. После этого станок учится распознавать бракованные детали, и отправляет их в утиль или на доработку.

Кроме того, после обнаружения брака система смотрит на работу станка — анализирует показатели датчиков, чтобы понять, где именно произошла ошибка, какую деталь станка или контролирующий датчик нужно заменить.

Производитель мотоциклов Harley Davidson поставил датчики на все станки и в производственные помещения, а потом объединил датчики в общую сеть. Так собирают информацию о каждом этапе сборки продукта, контролируют микроклимат на производстве и предотвращают брак. В итоге компания сократила расходы на 7%, повысила производительность труда сотрудников на 2,4% и увеличила чистую прибыль на 19%.

Контроль и проверки оборудования. IoT также помогает контролировать работу оборудования. Например, на Смоленской АЭС инженеры каждый день обходят рабочее оборудование и проверяют каждую деталь. Раньше это занимало почти весь рабочий день.

Чтобы сократить затраты, сотрудникам стали выдавать специальные устройства. Они рассчитывают оптимальный маршрут осмотра и сразу передают данные об оборудовании в дата-центр. Там данные автоматически анализируют и отправляют операторам, чтобы они решили, нужно ли что-то ремонтировать. Это помогло компании сэкономить 45 миллионов рублей в год.

Данные от осмотрщиков попадают сразу к специалистам в такой дата-центр. Источник
Вы можете быстро построить IoT-систему у себя на производстве с помощью платформы от Mail.ru Cloud Solutions. Она поможет объединить все датчики в единую сеть, обеспечить защищенную связь, хранить и анализировать большие объемы данных для оптимизации бизнес-процессов.

Умные перевозки и логистика: построение оптимальных маршрутов, беспилотный транспорт и контроль за водителями

Оптимизация маршрутов. В автомобиль устанавливают датчик GPS. Он фиксирует маршрут водителя и передает эти данные на сервер. Там данные можно проанализировать, оценить, насколько маршрут оптимальный и составить новый, с меньшими затратами бензина и износом транспорта.

Отслеживание грузов. Груз снабжают специальной меткой, например GPS-маячком, а потом в режиме реального времени отслеживают его перемещение. Так можно вовремя обнаружить, если груз потерялся, или понять, на какой части маршрута он движется медленнее или быстрее всего.

Немецкие исследователи Alethia разработали систему датчиков для грузовых поддонов и складов. Она помогает контролировать расположение грузов и отслеживать температуру и влажность в транспорте и на складе, чтобы грузы не испортились в пути.

Поставку битума от «Газпромнефти» тоже недавно автоматизировали. Клиенты заказывают битум как такси — выбирают нужный продукт на сайте, вводят адрес и время доставки, указывают необходимый объем. Движение можно отслеживать в реальном времени, а система сама рассчитывает маршруты перемещения и базы отгрузки.

Контроль водителей и транспорта. В автомобиль устанавливают датчики давления, температуры, скорости и положения. После этого можно отслеживать несколько параметров, например:

  1. Манеру вождения водителя: не превышает ли он скорость, не совершает ли опасные обгоны и повороты.
  2. Количество топлива в баке: следить, чтобы водители не сливали бензин, смотреть и анализировать его расход.
  3. Температуру в рефрижераторе, чтобы не потерять скоропортящийся товар.

Например, компания Raxel Telematics разработала систему из датчиков и мобильного приложения. Она умеет отслеживать манеру вождения: разгон и торможение, скоростной режим, использование телефона за рулем. Датчики ставят в машину при покупке полиса КАСКО, потом стоимость полиса рассчитывается в зависимости от поведения водителя: снижают цену для аккуратных и повышают для лихачей.

Предотвращение аварий. В транспорт устанавливают датчики, которые следят за составными частями автомобиля, например, износом двигателя или давлением в колесах. Если показатели становятся слишком низкими, можно отремонтировать деталь еще до поломки, избежать дорогостоящей замены или простоя.

Американская компания Union Pacific занимается железнодорожными перевозками. Из-за разных поломок вагоны иногда сходят с рельсов — это портит товар, задерживает доставку и грозит убытками в десятки миллионов долларов. Чтобы это предотвратить, компания ставит на вагоны датчики контроля целостности колес. Такой датчик предупреждает о дефекте, колесо заменяют и аварии не происходит.

Беспилотный транспорт. Сложная система датчиков, автоматических устройств и искусственного интеллекта позволяет транспорту обойтись без водителя. Транспортное средство может двигаться полностью самостоятельно либо под удаленным контролем, что позволяет экономить на персонале.

Amazon запустил доставку мелких пакетов с помощью дронов. Дроны летают по заранее проложенным маршрутам на определенной территории и доставляют пакет всего за полчаса. При этом сама такая доставка стоит компании всего доллар — дешевле, чем работа курьера. Также Amazon использует дронов и роботов на складах, чтобы быстро разгружать товары и доставлять их в зону выдачи.

Дрон Amazon с контейнером для доставки. Источник

В логистическом центре КамАЗа начали тестировать самоуправляемые тягачи, чтобы доставлять комплектующие со склада на производство. Тягачи можно отслеживать в реальном времени, чтобы узнать точное время прибытия на производство и приготовиться к приему комплектующих. Пока тягачи ездят только по стандартным отработанным маршрутам, но это уже помогает избежать простоев и упростить логистические процессы.

Примеры IoT в медицине: сбор данных для постановки диагноза и контроль за работой врачей

Контроль за здоровьем пациентов. Пациентам выдают специальные браслеты, которые регистрируют пульс, давление и температуру. Эти данные браслет отправляет врачу — на их основе он может оценить состояние пациента, поставить диагноз, понять эффективность лечения. Можно настроить тревожный сигнал — автоматически вызвать врача, если показатели упали слишком сильно.

Проверка персонала. В больницах устанавливают камеры, которые умеют распознавать действия. Эти камеры могут следить, надел ли врач халат или насколько тщательно он помыл руки. Если врач нарушает режим, камера оповещает начальство. Есть схемы и без камер — например, можно снабдить датчиком сам халат и следить, надет ли он на врача и как перемещается по больнице.

Предотвращение поломок оборудования. В больнице много устройств, от которых зависит человеческая жизнь, например, аппараты искусственной вентиляции легких. На них можно установить датчики — они еще до поломки оповестят, что аппарат работает ненормально и его нужно починить или заменить.

Удаленная медицина. Больницу можно оснастить специальными оборудованием: мониторами, камерами и роботами. Тогда какой-нибудь опытный хирург из Москвы сможет удаленно принимать пациентов из Магадана — осматривать их, назначать лечение, проводить операции, консультировать местных врачей.

В хирургии используют робототехнику — специальные сверхточные манипуляторы, которые позволяют проводить операции, где нужна особая точность. При этом хирург стоит рядом и контролирует процесс. Но можно настроить удаленное управление: один хирург сидит у пульта в одном городе, а робот и другой хирург находятся в другом. Такие технологии уже используют в некоторых российских больницах, например, Боткинской в Москве или Мариинской в Санкт-Петербурге.

Так выглядит робот-хирург да Винчи. Источник

Распределение и обслуживание пациентов. Интернет вещей может оптимизировать работу клиник. Так, медицинский центр Mount Sinai в Нью-Йорке принимает до 50 тысяч пациентов в год. Когда там стало больше 1000 коек, персонал перестал справляться с обработкой информации о пациентах. Из-за это возникали простои — койки стояли пустые, но информации об этом не было, и больница не могла никого принимать.

Тогда в центре внедрили систему IoT, с помощью которой медперсонал смог эффективнее распределять пациентов и контролировать их количество.Это позволило вдвое сократить время ожидания госпитализации для тех, кто нуждался в срочной помощи.

Улучшить обслуживание можно и с помощью камер. Например, в Mail.ru Clouds Solution помогли «Инвитро» разработать решение для распознавания лиц пациентов. Это упростило и ускорило регистрацию — пациент только подходит к стойке, а администратор уже видит его карту. Очереди в часы пик почти пропали, регистратура стала обслуживать клиентов гораздо быстрее.

Умный город: отслеживание общественного транспорта, автоматическое освещение и камеры с распознаванием лиц

Умное освещение. Умные фонари сами определяют уровень освещения и включаются, когда становится темно. Еще они могут фиксировать движение — если рядом никого нет, делать свет тусклым, если людей много — ярким. Это помогает экономить электроэнергию. А если умный фонарь сломается, он отправит сигнал о поломке и его быстро починят.

Так модернизировали уличное освещение в Смоленской области. Светильники меняют уровень освещения в зависимости от времени суток и климатических условий, автоматически включаются и выключаются. Это помогло сэкономить энергию и уменьшить расход бюджетных денег на освещение на 70%.

Отслеживание общественного транспорта. Транспорт снабжают GPS-датчиками — его можно отслеживать через приложение или специальные экраны на остановках. Возможны и более сложные решения — например, можно анализировать заполненность транспорта и при необходимости запускать дополнительные автобусы. Или следить за манерой вождения водителей, чтобы выписывать им премии и штрафы.

В Москве уже работают умные остановки — с картой, сенсорными экранами, расписанием и временем прибытия транспорта. Сейчас такие появляются и в других городах, например в Симферополе.

Так выглядят симферопольские умные остановки. Источник

Контроль сферы ЖКХ. Здесь можно использовать датчики и умные устройства для оптимизации подачи воды, контроля систем городских коммуникаций, экономии электроэнергии.

В Новосибирске используют целый комплекс сервисов для управляющих компаний. Например, приборы учетов датчиками, которые дистанционно сообщают управляющим компаниям об ошибках: поломке или повышенном расходе воды и света.

Обеспечение безопасности. Камеры наблюдения можно обучить распознаванию лиц. Тогда они смогут отправлять сигнал, если обнаружат преступника в розыске. Либо если человек вдруг совершит преступление, можно будет «запомнить» его лицо и узнать, когда он появится в поле зрения другой камеры.

Практически во всех крупных городах Китая установили тысячи камер с распознаванием лиц. Они умеют ловить преступников и фиксировать нарушения, например, замечают, если человек перешел дорогу в неположенном месте.

Для удобства и безопасности жителей многоквартирных домов компания «Спутник» разработала умные домофоны. В них встроен голосовой помощник, который может вызвать службу спасения, подсказать адрес ближайшего ресторана или сказать номер нужного автобуса. Еще домофон предупреждает жителей об отключении воды или приближении урагана.

Перспективы интернета вещей

В 2019 году компания Microsoft посчитала, что 85% организаций уже внедряют интернет вещей, а к 2021 году эта цифра вырастет до 94%. А «Ростех» 20 мая 2019 года спрогнозировал, что в будущем использование IoT в российской промышленности поможет заработать и сэкономить 5,5 трлн рублей.

Технология постепенно будет распространяться на новые отрасли, например, пока почти нет кейсов применения интернета вещей в образовании, но в перспективе IoT может помочь контролировать посещаемость образовательных учреждений и анализировать эффективность обучения.

Перспективы у IoT огромные, его стоит внедрять как крупным производствам, так и малому бизнесу. Сейчас даже небольшая сеть магазинов может позволить себе камеры с распознаванием лиц или кассы самообслуживания, и эти технологии помогут экономить и зарабатывать гораздо больше.

Ссылка скопирована!

Что еще почитать про ИТ-бизнес