В конце августа в Казани завершился 45 чемпионат мира рабочих специальностей. Он оказался успешным во всех отношениях. Российская сборная заняла второе место в общекомандном зачете. Функционеры в области образования смогли продемонстрировать возможности Российской Федерации. Учащиеся среднеспециальных учебных заведений были впечатлены размахом и перспективами. На церемонии открытия и закрытия присутствовали поочередно премьер-министр и Президент России. Самые яркие моменты профессионального мундиаля с точки зрения развития ИТ-специальностей и навыков в обзоре очевидца.

Россия преподнесла миру цифровые компетенции

Если говорить кратко, то Россия снова на коне при проведении чемпионата, в этот раз не связанного с привычными спортивными состязаниями, но от этого не менее эмоционального и знакового. Во-первых, национальная сборная завоевала 14 золотых, 4 серебряные, 4 бронзовые медали и 25 медальонов за профессионализм, обеспечив себе второе место в медальном зачете. Первое место заняла сборная Китая, а третье — сборная Южной Кореи. Во-вторых, организация мероприятия прошла на высоком уровне и наверняка стала еще одним «зачетным очком», как это принято говорить в международном имидже России. Своеобразный «прогрев» площадка Казань-Экспо прошла накануне в декабре 2018, когда проводились соревнования по профессиям будущего Digital Skills, и в мае 2019 во время проведения национального чемпионата.

Заместитель председателя Правительства Татьяна Голикова

«К образованию будет применяться человекоцентричный подход, когда образовательная модель будет учитывать индивидуальные способности личности и направлена на развитие человека. Навыки устаревают быстро, и в России к 2023 году будет внедрена программа обучения по самым перспективным профессиям продолжительностью не более 6 месяцев. 150 тысяч специалистов старшего возраста также планируется обучить по программе Worldskills. Уже сегодня 93 тыс. специалистов получили skill-паспорта по технологиям программы. 200 работодателей признают демонстрационный экзамен Worldskills как критерий соответствия квалификации специалиста. В этом году будет утверждена общественная модель вовлечения деловых кругов в формирование образовательного процесса. Главный вызов, стоящий перед системой образования, – скорость».

Расклад призовых мест свидетельствует о явном превосходстве лучших профессиональных кадров на восточном направлении. На фоне стран-победительниц очень тускло выглядели, к примеру, США, в активе которых не оказалось ни одной медали высшей пробы. Видимо, практические навыки работы руками в Штатах не считаются делом почетным и перспективным.

А между тем среди конкурсных компетенций проскальзывают технологичные профессии. Состязания рабочих – это не только схватки парикмахеров, сварщиков и пекарей. Цифровая повестка чемпионата, его инновационные компетенции, имеют мало общего с привычным ручным трудом. Главное событие 45 чемпионата Worldsills Kazan 2019 для цифровых профессий – включение в программу зоны Future Skills. По предложению России, в рамках чемпионата мира появилась отдельная соревновательная программа по цифровым профессиям будущего, которые уже формируются на практике и в ближайшее время станут массовыми. То есть рано или поздно все равно появятся в основной медальной программе. Российская сторона ожидает, что после Казани эта практика будет поддержана на следующих чемпионатах. Стоит повторить, что впервые это случилось в России и по инициативе российской стороны.

В чемпионате мира по профессиональному мастерству WorldSkills приняли участие 1354 конкурсанта из 63 стран мира, они соревновались по 56 компетенциям. Соревнования же по Future Skills прошли по 25 позициям. Из 169 конкурсантов Future Skills 115 представляли Россию, остальные – команды из 16 стран. По регламенту, участники состязались в индивидуальном зачете. Оценивали их работу 112 экспертов. Количество иностранных участников пока очень мало, поэтому во многих компетенциях соревнования проходили исключительно между российскими претендентами. Дело в том, что иностранные представительства союза профессионалов еще очень осторожно подходят к процессу подготовки участников в свете новых требований и только присматриваются к новым компетенциям для того, чтобы выходить на площадку, будучи уверенными в своих силах. Эти опасения не выглядят надуманными, поскольку, согласитесь кузовной ремонт – более привычная специализация, чем машинное обучение.

Американский писатель Нассим Талеб, автор книги «Черный лебедь», предсказавший сценарий развития мирового финансового кризиса:
«Герои экономических революций приходят не из академической среды. Самый важный навык – умение работать с неизвестностью. Теория не позволяет работать с неизвестностью, поэтому развитие воображения – главное качество первооткрывателя. Лучшими инженерами были римляне, которые плохо знали теорию и использовали метод проб и ошибок, который и приводил их на вершину технологической мысли того времени».

Тем не менее стоит отметить усилия и смелость российских экспертов, которые выставили своих подопечных на все зоны соревнований по цифровым технологиям. Начало положено, но не факт, что в дальнейшем российская сборная повторит триумф. Уже сейчас некоторые российские эксперты отмечают, что добиться победы удалось не только за счет того, что отечественные участники успели быстрее понять компетенции и освоить задачи. Помогло то, что несколько месяцев назад проходил национальный чемпионат. Но иностранные представители быстро наверстывают упущенное, и у них есть все шансы на следующем мировом первенстве оказать серьезное сопротивление россиянам.

В зону Future Skills входят следующие новые компетенции:

  • быстрое прототипирование,
  • сельскохозяйственные биотехнологии,
  • разработка виртуальной и дополненной реальности,
  • решения с использованием блокчейн,
  • информбезопасность,
  • промдизайн,
  • робототехника,
  • интернет вещей,
  • машинное обучение и большие данные,
  • разработка мобильных приложений,
  • квантовые технологии,
  • реверсивный инжиниринг,
  • эксплуатация беспилотных авиационных систем,
  • информационное моделирование зданий,
  • цифровое производство,
  • цифровое земледелие,
  • роботизированная сварка,
  • проектирование нейроинтерфейсов,
  • управление жизненным циклом,
  • инженерия космических систем,
  • лазерные технологии,
  • индустрия 4.0 и т.д.

В основном медальном зачете также нашлось немало компетенций, которые требуют современных «цифровых» навыков. Во-первых, блок «Информационные и коммуникационные технологии» состоит из семи номинаций:

  • web-технологии,
  • информационная безопасность,
  • информационные кабельные сети,
  • облачные вычисления,
  • печатные технологии в прессе,
  • программные решения для бизнеса,
  • сетевое и системное администрирование.

Во-вторых, в других блоках встречаются специальности с технологическими компонентами, которые укладываются в глобальный тренд цифровой трансформации. А именно:

  • мобильная робототехника,
  • полимеханика и автоматизация,
  • промышленная автоматика,
  • электроника,
  • творчество и дизайн,
  • 3D-моделирование для компьютерных игр,
  • графический дизайн.

За счет количественного доминирования российская сборная в компетенциях Future Skills забрала почти все призовые места. В общекомандном зачете мы также уверенно заняли второе место. Налицо грандиозные результаты, но в части ИТ-специальностей я хотел бы более требовательно подойти к оценке текущих результатов и перспектив сборной на ближайших европейских состязаниях в 2020 году во Франции и мировом первенстве в Шанхае в 2021 году.

Поддержка здесь как на настоящих состязаниях

Не умаляя важности всех цифровых навыков и технологий, на свой субъективный взгляд, из основной программы я бы выделил главные. Они, как хоккей на зимней олимпиаде, могут претендовать на высокую значимость. Это шесть компетенций:

  • веб-технологии,
  • информационная безопасность,
  • облачные вычисления,
  • мобильная робототехника,
  • промышленная автоматика,
  • программные решения для бизнеса.

Почему именно они? Потому что они наиболее масштабны, перспективны, затрагивают многие сферы услуг и производства, а также имеют практическое применение и более-менее известны специалистам. Из шести позиций Россия отметилась только в двух:

  • золотом за информационную безопасность, которое вырвали с небольшим перевесом у китайских серебряных призеров Виктор Легостаев и Дмитрий Титов;
  • двумя бронзовыми медалями за мобильную робототехнику, которые получили Оскар Арсланов и Эмиля Мифтахова.

«Золотые» Виктор Легостаев и Дмитрий Титов в категории «Информационная безопасность»

Всего в 14 компетенциях, которые я бы отнес к цифровым технологиям или с большой долей их присутствия, наши соотечественники победили в двух категориях: печатные технологии в прессе и информационная безопасность. Хорошо это или плохо – вопрос дискуссионный.

Демонстрация навыков по специальности «Промышленная робототехника»

Есть повод задуматься также и о подготовке по программе Future Skills. Конечно, когда соревнования проходили между российскими командами, России изначально были обеспечены призовые места. Но можно заметить интересную деталь, если проанализировать официальные результаты.

Генеральный директор Союза «Ворлдскиллс Россия» Роберт Уразов:
«Мы занимаемся не образованием, в основу Worldskills положена экономика. Если хотите создать новый рынок, есть два пути. Создать его самому первым. Второй – попробовать стать вторым и захватить его. Второй вариант маловероятен, рынки развиваются быстрее. Мы должны выбирать рынки, которые наиболее перспективны, и проталкивать туда решения, перспективные для России и признания другими странами. Мы делаем это открыто через Future Skills. Чем больше со временем будет втягиваться стран, тем лучше для всех, от коллаборации мы выиграем».

Те компетенции, которые оказывались более известны и приемлемы для иностранных участников, собрали достаточно много конкурсантов. Это Индустрия 4.0 и Технологии информационного моделирования зданий. В треках Индустрии 4.0 мы остались совсем без медалей, а в информационном моделировании зданий разделили серебро с белорусскими участниками. Лучше сложилась ситуация в двух других важных треках с присутствием иностранных участников:

  • промышленная робототехника – Россия взяла золото, но серебро и бронзу уступила Франции и Китаю,
  • эксплуатация беспилотников – из трех призовых мест мы взяли только одно, зато первое.

Примеры показывают, что там, где иностранные участники выставляют подготовленные команды, где компетенции ими изучены и конкуренция возрастает, у России уже нет форы и безоговорочного преимущества. «Обороты» подготовки явно нужно увеличить. Международные участники неминуемо будут теснить наши позиции в цифровых компетенциях, итоги чемпионата иллюстрируют это.

Призовые для победителей

Для российских специалистов участие в чемпионатах Worldskills не ограничивается спортивным интересом. Постановлением правительства утверждено Положение о премировании победителей и призеров чемпионатов по профессиональному мастерству по стандартам Worldskills, а также их тренеров и экспертов.

Размер премий победителям и призерам международного чемпионата

Место в зачете Размер премии
Золото 1 млн рублей
Серебро 500 тыс. рублей
Бронза 400 тыс. рублей
Медальон «За профессионализм» 300 тыс. рублей

Размер премии тренеру, эксперту, которые участвовали в подготовке призера, эквивалентен премии, выплаченной члену национальной сборной.

Президент России Владимир Путин поздравил призеров

Учитывая возраст участников, в основном учащихся среднеспециальных учебных заведений, они получили вполне достойную денежную мотивацию. Союз не позднее 30 календарных дней после опубликования результатов чемпионата должен утвердить премии для выплаты.

Площадка для стратегических преобразований

Движение Worldskills для России – это не только проведение профессиональных чемпионатов, но и система подготовки кадров с обучением на рабочем месте, главным методом которой является практическое и быстрое концентрированное освоение рабочих навыков. Недаром в России оно называется Союзом профессионалов и является ответственным соисполнителем ряда федеральных образовательных проектов, в том числе и национального проекта «Цифровая экономика». Поэтому вокруг Союза постоянно возникают образовательные инициативы. На площадке мероприятий, которые проходят под вывеской Worldskills, обсуждаются вопросы подготовки кадров для новой экономики. Чемпионат в Казани не стал исключением.

Министр образования Васильева объявила о том, что министры образования 43 стран рассмотрят проект Казанской декларации о выработке новых принципов образования

«Для развития должен быть инструмент давления, и этим инструментом чаще всего является рынок», – заявил спецпредставитель Президента РФ по цифровому и технологическому развитию Дмитрий Песков. Но можно ли быть уверенным, что старт цифровой экономики в России обусловлен рыночными факторами и что сейчас цифровая трансформация – преобразование, подчиненное законам рынка? Ведь лидерами цифровизации в России принято называть чиновников. К примеру, до 2019 года в регионе руководитель департамента или министерства, ответственного за цифровизацию, являлся лидером цифровизации. Но как только должность занял другой человек, первый перестал быть лидером. Можно ли доверять такому механизму признания цифрового лидерства?

Некоторые цитаты Нассима Талеба и Дмитрия Пескова в ответ на вопросы из зала

Как сделать образование более эффективным?

Дмитрий Песков: Если мы говорим о будущем, то обещания и обобщения равно преступны. Если вы требуете от нас обобщения и представления, то предлагаете пойти на преступление. Мир будущего абсолютно противоречив и будет содержать противоположные модели. И мир точно не стремится к единообразию. Я категорически согласен с Талебом, что важней понимать правила, которые формируют ландшафт, чем строить саму конструкцию. А про правила – это и есть главный диалог. Например, все новые профессии надо проектировать со сроком годности, жизненным циклом. Также важен жизненный цикл человека.

Я также подписываюсь под тезисом Талеба, что после школы хорошо бы научиться принимать риск. Если главная задача будущего – принимать риск, то ты не можешь этому научиться, если живешь в песочнице, а современные университеты – это песочницы. Ты должен выйти в открытое море и держать парус.

Сейчас образование в России – это набор правил стандартов, программ, которым должно соответствовать учебное заведение.

Дмитрий Песков: Ничего подобного. Если мы говорим о навыках современных людей, то школа в них занимает пятое место. Гораздо важнее родители, социальные сети и их взаимодействие, книги, которые читает школьник.

Что на уровне государства необходимо изменить, чтобы прийти к новой модели?

Дмитрий Песков: Ответ простой – стимулировать разнообразие.

Нассим Талеб: Я буду более агрессивен чем Дмитрий. Я скажу «капут»! Все отменить и убрать ограничения.

Вы коммунист? Все развалить, а потом построить новое – это известный коммунистический принцип.

Нассим Талеб: Нет, я не в этом смысле. Надо позволить системе самой строить новое. Университет – это место не для обучения, а для нетворкинга и коммуникации. Язык лучше всего мы учим не с учителями, а общаясь в среде. И если это работает для изучения языков, почему также нельзя поступить и с другими науками? Обучение идет из практики.

Какие изменения должны произойти в системе образования?

Дмитрий Песков: Государство будет ужесточать требования в одних сферах и либерализировать в других. Будет более жесткое регулирование в медицине и более мягкое в новых профессиях в области информационных технологий.

Обычная система образования с малыми технологическими компаниями работать не умеет. Максимум, что может предложить система, – открыть базовую кафедру или попросить денег, сделать программу стажировок. Мы сначала договаривались по новым компетенциям Future Skills со стартапами и исследовательскими центрами. Допустим, компетенция «квантовый инжиниринг» сделана в сотрудничестве с исследовательской организацией «Российский квантовый центр» и со стартапами, которые с ним взаимодействуют. А дальше мы попробовали тестировать эти решения на глобальном уровне, и многие из новых специализаций нашли себе глобальных партнеров.

Партнер через Wordlskills готовит специалистов и продвигает свой продукт на глобальном рынке. Future Skills должен стать новым глобальным трендом российского происхождения.
Мы точно не будем заниматься профанацией и писать под блок Worldskills бумажные стандарты. Worldskills – это гигантский сетевой распределенный университет, это стандарты подготовки кадров и настройки оборудования. Воспринимать его как чемпионат – анахронизм.

В оформлении статьи использованы фотографии Союза «Ворлдскиллс Россия».