В конце 2010-х ритейл активно занялся IT и начал заимствовать решения у технологических компаний. С покупателями стали общаться через мобильные приложения и чат-боты, а оптимизировать логистику, склады и мерчендайзинг — с помощью ИИ.

Если тогда цифровые технологии были для ритейла экспериментом, то к 2020-му они стали необходимостью и основой конкурентоспособности. Крупные интернет-магазины создают собственные IT-отделы и внедряют новейшие разработки, потому что сайт и приложения становятся основными инструментами продаж и общения с клиентами, вытесняя офлайн-точки.

В этом смысле надежность и скорость работы сайта и приложений — критические для бизнеса задачи. У покупателей должна быть возможность мгновенно просмотреть товары и сделать заказ. При этом в дни распродаж у крупного интернет-магазина количество посетителей может вырасти многократно, сайт или приложение не должны упасть под этой нагрузкой.

Разберемся, какие технологии сегодня помогают ритейлу организовать максимально надежную и быструю коммуникацию с покупателями.

Как увеличить конверсию, вывести сайт в топ и защититься от DDoS-атак с помощью одного решения

Целых 40% клиентов не готовы ждать загрузки контента сайта дольше 6 секунд. Страница долго подгружается — покупатели уходят на другую площадку. Это печально само по себе, но также влияет на позиции сайта в поисковых системах: об этом говорят и Google, и «Яндекс». Потенциальный покупатель не дожидается загрузки и закрывает страницу — сайт проседает в поиске.

Верно и обратное: чем быстрее загружается сайт, тем проще вывести его страницы в топ и тем больше покупателей находят его через поисковые системы. Оптимальное время загрузки в 2020 году — 3 секунды, такую цифру называет Google.

Особенно часто проблемы с загрузкой контента каталога и других страниц сайта возникают, если клиенты интернет-магазина находятся в разных регионах — это касается большинства крупных интернет-магазинов. В таком случае передача контента с сервера, где он хранится, к пользователям может происходить с задержкой из-за их географической удаленности друг от друга.

Чтобы решить проблемы с поисковыми системами и доставкой контента удаленным покупателям, можно использовать CDN (сеть доставки контента) — технология также упоминается в рекомендациях и Google, и «Яндекса». Чтобы страницы быстро загружались, находящийся на сервере контент, например изображения товаров, тексты и шрифты, дублируется на промежуточных узлах, расположенных в разных географических зонах.

В итоге когда пользователь заходит на сайт, контент загружается не с основного сервера, а с промежуточного узла — время загрузки снижается. Поэтому контент сайта, физически размещенный на сервере, например, в Москве, быстро загрузится для покупателей из любого региона.

Без CDN сайт подгружается для всех пользователей с одного сервера. Чем дальше от него находится человек, тем дольше загрузка. С CDN у людей из разных стран и городов сайт открывается одинаково быстро. Источник

После перехода на CDN на сайте интернет-магазина ускоряется загрузка каталога товаров для всех пользователей независимо от того, насколько далеко они находятся от места размещения сайта. Даже если сервер вашего магазина расположен во Владивостоке, каталог быстро откроется и в Сибири, и в Калининграде. Вследствие этого возрастает конверсия, а во время пиковых нагрузок при распродажах сайт не теряет в стабильности.

Еще одно преимущество технологии — в защите от DDoS-атак, при которых сервер отключается из-за большого количества запросов. Произойдет атака — пришедшие от хакера запросы обработает сеть доставки контента, а сервер, где хостится сайт, не пострадает.

Как обеспечить бесперебойный доступ к сайту миллионам покупателей

Чтобы покупатели могли просматривать товары на сайте, каталог с ними нужно где-то хранить. Стандартно для этого используют блочные и файловые хранилища, размещенные на жестких дисках или на облачных дисках виртуальных машин. Но такие решения не оптимизированы под параллельный доступ многих пользователей: в маркетплейсы и крупные интернет-магазины могут одновременно заходить сотни тысяч и миллионы покупателей. С традиционным хранилищем такая ситуация приведет к проблемам с доступом.

Крупному магазину с сотнями тысяч товаров и покупателей больше подходит объектное S3-хранилище, размещенное в облаке. В нем можно хранить практически неограниченный объем данных. При этом пользователи могут одновременно просматривать одни и те же товары, и это никак не сказывается на скорости загрузки. А значит, это еще один способ не просесть в поиске из-за того, что страницы медленно открываются.

Традиционная схема хранения

В традиционных хранилищах данные организованы по тому же принципу, что и каталоги интернет-магазинов — в виде вложенной структуры. Если файлов сотни тысяч, а к ним одновременно запрашивают доступ миллионы пользователей, то хранилище не справляется с нагрузкой и сайт работает медленнее

Объектное хранилище

В объектном хранилище данные хранятся в виде объектов. Пользователи могут одновременно обращаться к одним и тем же объектам — это никак не скажется на скорости работы

Интернет-магазины могут размещать в S3-хранилище разный контент и данные: каталоги товаров, файлы приложений, персональные данные. Но особенно удобно и выгодно хранить здесь динамический контент и мультимедийные файлы, например фотографии в высоком разрешении или видеоролики, а также раздавать его пользователям, обслуживая тысячи запросов покупателей. В этом случае под хранение и обработку контента не нужно добавлять новые диски и переплачивать за их использование.

Преимущества S3-хранилища:

  1. Оптимизация затрат на хранение данных

    Поскольку хранилище размещено в облаке, вам не требуется вкладываться в создание и поддержание инфраструктуры. Вы платите провайдеру только за тот объем данных, который фактически храните.

    Причем в привычных облачных дисках, которые используют, например, для хранения фотографий, вы все равно резервируете фиксированный объем в рамках своего тарифа, например 10 ГБ или 100 ГБ. В объектном хранилище такого нет: оплата всегда производится по факту.

  2. Практически неограниченная емкость

    В объектном хранилище можно без проблем размещать петабайты данных. Нужный объем предоставляет провайдер по запросу.

  3. Возможность автоматизировать некоторые операции

    Часть операций можно автоматизировать. Например, обрабатывать все изображения товаров, загружаемые в хранилище, в определенном стиле.

  4. Возможность добавить к хранилищу домен, открыв пользователям доступ по ссылке

    Покупатели будут открывать нужный контент напрямую из хранилища через URL — точно так же, как они получают доступ к любому сайту в интернете, что дополнительно ускорит загрузку. При этом работают особые правила доступа — только для чтения. Скачать или изменить контент сайта по ссылке нельзя: провайдер гарантирует высокую надежность хранения данных — 99,99999%.

Объединение технологий для быстрой работы сайта интернет-магазина или маркетплейса

Получается, для успешной работы крупного интернет-магазина нужно, с одной стороны, хранить большой объем контента и данных, с другой — быстро доставлять контент пользователям. Так клиенты смогут быстро открывать сайт, просматривать товары и делать заказы, а интернет-магазин — побеждать в конкурентной борьбе за покупателя.

Вы закрываете сразу две проблемы, если размещаете данные сайта в облачном S3-хранилище и подключаете CDN. Такую услугу в виде сервиса предоставляет, например, платформа VK Cloud (бывш. MCS).

Сеть доставки контента уже интегрирована с объектным хранилищем, а развернуть ее можно как в облаке, так и в собственном контуре. В облаке VK Cloud (бывш. MCS) сервис подключается быстро через панель управления, UI или с помощью интеграции со средствами автоматизации через API.

Оригинал статьи на VC.ru.