Китайское чудо через IT-перископ: как Китай вырвался вперед в сфере технологий

12 минут

Еще 10 лет назад слово «китайский» ассоциировалось с чем-то некачественным, сделанным левой пяткой. Как получилось, что сегодня весь мир говорит о китайском технологическом чуде? Разбираемся, что стоит за этим IT-феноменом, почему китайцы легко относятся к сбору персональных данных, как вести с ними переговоры и нужно ли бизнесу бояться китайской экспансии.

Статья на основе подкаста «Завтра облачно». Гости подкаста — Сергей Лебедев (директор по связям с госорганами Alibaba Россия) и Андрей Молчанов (заместитель директора департамента слияний и поглощений Mail.ru). Послушать можно во «ВКонтакте», на iTunes, Google Podcasts, SoundCloud, Yandex Music.

Андрей Молчанов ведёт блог про стратегию и инвестиции на примере китайских компаний fb.com/molchanov397 и t.me/chinesetruth.

За последние несколько лет Китай сильно продвинулся в плане технологий. За фактами далеко идти не надо: просто посмотрите, кто и где сделал ваш смартфон, ноутбук или смарт-часы. Чтобы стать серьезным игроком на мировом рынке, Китаю пришлось изменить подход к производству товаров и контролю качества. Но страна до сих пор остается не совсем понятной для нас: как в культурном плане, так и в отношении бизнеса. В разных отраслях промышленности здесь свои правила, успехи и провалы.

Пока Китай сдерживают, но он вырывается вперед

К счастью для китайцев, в быстрорастущем и очень конкурентном IT у них все складывается хорошо: в технологиях КНР уверенно конкурирует с Россией и США. Соединенным Штатам приходится искусственно сдерживать технологический рост Поднебесной, вступая в торговые войны, — их жертвами не так давно стали ZTE и Huawei. Запад опасается, что Китай обгонит его в технологическом развитии, особенно в том, что связано с искусственным интеллектом (AI).

Это может стать реальностью: в Китае уже действует программа по развитию AI, разбитая на пятилетки в лучших традициях советского общества. В 2020 году закончится очередная пятилетка — по ее итогам уровень развития AI в Китае должен сравняться с показателями стран «большой семерки». К 2025 году китайцы намерены взять новую планку и опередить в ключевых отраслях все развитые страны.

Если программа будет выполнена, в 2030 году КНР станет единственным лидером и полностью создаст собственную экосистему на основе искусственного интеллекта. То, что в нее войдут умные дома и умные города, сомневаться не приходится. Но что, если это будет умная оборона или, того хуже, умная война? Весь мир надеется, что этого не произойдет.

Китайцы не раскрывают далекоидущих планов, но прогнозируют, что AI-отрасль страны будет ежегодно генерировать около $150 млрд, а экосистема и сопутствующие отрасли в 10 раз больше — $1,5 трлн.

Рост IT в Китае

Стратегия роста Китая в сфере искусственного интеллекта. Источник

Драйверы роста китайских интернет-компаний

Западный мир воспринимает страны соцлагеря как отстающие в технологиях. Но в Китае за последние несколько лет выросло количество интернет-компаний с капитализацией больше одного миллиарда. Почему так произошло? Вот какими причинами можно объяснить то самое китайское технологическое чудо, о котором все говорят.

Глубокое проникновение смартфонов, IoT и интернета. По данным Berg Insight, на Китай приходится 63% работающего в мире сотового IoT-оборудования.

Доход выше, чем в соседних густонаселенных Индии или Индонезии. Интернет-компании эффективнее монетизируют данные пользователей.

Иностранные инвестиции и технологии. У китайцев неэластичная политика в плане привлечения иностранных инвестиций. Компании, которые размещали свои мощности в Китае, хотели что-то производить в стране, должны были делиться своими технологиями. Ближайший пример — автомобильные концерны.

Образование и кадры. В Китае значительную долю ВВП (больше, чем в России) тратят на образование и науку, действуют программы по привлечению и возвращению кадров из-за рубежа, корпорации ищут таланты внутри страны.

Демографический сдвиг. В Китае выросла доля жителей трудоспособного возраста, способных оплачивать услуги интернет-компаний. Большая часть китайской молодежи и людей среднего возраста трудится дни и ночи напролет, чтобы заработать.

Государственная поддержка высокотехнологичных стартапов. Разработано большое количество госпрограмм, заключаются сделки с иностранными компаниями, которые предполагают трансфер технологий.

Что мешает Китаю стать единственным лидером

Пример Huawei показал, что противостояние китайских компаний и американского бизнеса отчасти завязано на лицензировании. Лицензии на архитектуры самых ходовых чипов принадлежат компаниям из США. Аналогично с популярной мобильной ОС Android — она принадлежит американской Google. Китайцы оказываются в ситуации, когда они производят топовые продукты, но за их лидерством стоят и чужие разработки.

Отсюда следует основное препятствие для Китая — зависимость от импорта чипов и микрочипов, которых в стране производят совсем немного. В контексте AI чипы можно разделить на две категории: одни создают алгоритмы, вторые уже на них работают.

Тут Китай безнадежно отстает, но у него есть другой ресурс: огромные объемы данных. Это логично: в Поднебесной живет полтора миллиарда людей, которые генерируют эти данные с фантастической скоростью, — больше и быстрее, чем любая другая страна. В отличие от Европы с ее GDPR, в Китае крупные корпорации могут легко собирать данные, использовать их в своих целях и делиться с правительством. Единственное ограничение — хранить это data-добро можно только на территории КНР.

Микрочипы для AI-решений

Те самые AI-чипы, из-за которых весь сыр-бор

Данные компаний — основа для расчета рейтинга граждан КНР

Поклонникам «Черного зеркала» можно не объяснять: где данные, там людей быстро пересчитают и разобьют на классы. В Китае запущен эксперимент с социальным рейтингом, но жители страны относятся к этому спокойно. Их мало заботит, что информация о них может быть (и уже!) доступна крупному бизнесу и правительству.

На самом деле, рейтинга два:

  • собственно социальный — рассчитывают на основе данных, собранных корпорациями вроде Tencent и Alibaba. Этот рейтинг не влияет на штрафные санкции от государства, но если он высокий, то дает преимущества в тех сервисах, которые эти корпорации предоставляют.
  • кредитный — строится на основе данных о том, платит ли человек по кредитам, такой рейтинг есть почти в каждой стране. Если он слишком низкий, возникают проблемы с покупкой билетов на транспорт или оформлением ребенка в школу.

Данные Alibaba о социальном рейтинге пользователей используют крупнейшие контрагенты интернет-гиганта. Они могут одобрить решение о выдаче беззалоговых кредитов на онлайн-покупки, упростить аренду отеля (например, не нужно будет вносить предоплату), или найти преступника, который в течение нескольких дней покупает все необходимое для сборки взрывного устройства.

Китайский e-commerce на примере Alibaba и его конкурентов

У китайского и российского e-commerce есть глобальные отличия. Во-первых, в Поднебесной отрасль начала развиваться раньше, теперь на ее тренды ориентируется весь мир, как и на американские. Во-вторых, в Китае целая экосистема электронной коммерции, куда входят Alibaba и его ближайший конкурент Tencent.

Экосистема означает, что в любом приложении пользователь может получить много других услуг. Например, в сервисе доставки еды можно оформить страховку, вызвать такси, купить билеты на поезд или посмотреть короткое видео. У Alibaba есть собственное мобильное приложение, через которое легко оказаться в десятках и сотнях других сервисов, есть собственная платежная система AliPay.

Приложение Alipay частично переведено на английский язык

IT-компании Китая создают свои экосистемы продуктов

В Китае 80% жителей используют мобильный телефон как основное средство доступа к интернету. В России так делают всего 22% жителей, у них другой пользовательский опыт, отчасти из-за того, что местные интернет-компании не так тесно взаимодействуют.

Также в Китае развиваются сервисы быстрой доставки. Например, товары из TMall приезжают в крупные города уже на следующий день. А тот же Alibaba в 2018 году купил сервис по доставке еды за $9 млрд, чтобы заполучить логистическую инфраструктуру в крупных городах.

У Alibaba уже было подразделение «Цайняо», которое занимается магистральными перевозками между городами и странами. Сегодня оно доставляет товары из Aliexpress в более чем 200 стран — почти по всему миру. Но у собственной службы доставки еды есть преимущества: интегрировав ее с другими сервисами, можно организовать доставку день в день в любом городе Китая и даже (в перспективе) за его пределами.

Надо ли России бояться китайских компаний

В США обеспокоены активностью китайских IT-гигантов. Сделки, которые последние три-четыре года заключались между китайскими и американскими компаниями, почти всегда подразумевали поглощение последних. Если раньше партнеры создавали совместные предприятия с равными долями, то теперь американские компании становятся частью китайских. Это одна из причин, по которым страны вступили в торговую войну.

В России иная ситуация — у IT сильные позиции, рынок в основном принадлежит отечественным игрокам. Так, накопленные иностранные инвестиции в России по разным оценкам составляют от 14 до 18 миллиардов долларов, а в США эта цифра около 200 миллиардов, то есть вклад иностранных компаний в экономику больше.

Для Китая важно выходить за пределы страны ― внутренний спрос большой, рынок емкий, но он ограничен. КНР готова инвестировать в зарубежные проекты, строить бизнес в других странах. Но не так, что китайцы пришли и сами все построили, ― Китай готов вкладывать часть средств и ждет от иностранных партнеров того же.

Китайский e-commerce самодостаточный, местные компании могут получить хорошую прибыль и в своей стране. Особых оснований бояться китайской экспансии нет. Всегда есть стратегии «win-win» ― от сотрудничества с компаниями из Китая можно получить выгоду.

Как вести переговоры с китайцами без стереотипов

У торгового рынка КНР своя специфика, нужно учитывать определенные моменты:

  1. Интернет-рынок Китая огромен, диктовать свои условия на чужой территории, например в России, ― будет сложно. Китайцы четко понимают чего хотят, у них много предложений, между которыми они выбирают лучшие.
  2. Китайцы привыкли разрабатывать долгосрочные стратегии ― ставить цели на несколько лет, они не спешат в переговорах, тщательно к ним готовятся. Не стоит ожидать, что китайские бизнесмены быстро примут решение, и вы обо всем договоритесь за пару деловых встреч.
  3. В бизнесе китайцы часто применяют тридцать шесть стратагем из одноименного военного трактата, где собраны стратегические приемы и тактические ходы. С их помощью легко перехватывать инициативу противника. Западные партнеры считают, что тоже должны использовать стратагемы в переговорах с китайцами, но это не так ― эти приемы работают только на внутреннем рынке.
  4. Если для русского человека важно достичь четких договоренностей до начала проекта, то в Китае любят расплывчатые, не совсем конкретные условия. Местные предприниматели предпочитают втянуть партнера в проект, а уже потом определять какие-то условия, смотря по ситуации. Другими словами, «дорога в тысячу ли начинается с первого шага» ― они знают конечную цель, а вот путь ее достижения может меняться.

Специфику рынка не стоит подменять стереотипами, например: Китай не слишком развит или все китайцы хитрые. Даже сейчас в интернете можно встретить советы внимательно читать договор и аккуратно его подписывать, иначе китайские партнеры провернут что-то эдакое, и вы останетесь с плохим товаром, невыгодными условиями, потеряете деньги. Такие случаи встречаются все реже, а уважающие себя компании такими вещами не занимаются.

Так что же стоит за китайским чудом?

  • Население: его много, оно трудоспособное и платежеспособное.
  • Жители Китая буквально живут в смартфонах и мобильном интернете.
  • В 8 из 10 случаев китайцы совершают покупки через мобильные устройства.
  • IT-гиганты «охотятся за головами» и растят специалистов внутри рынка.
  • Государство поддерживает стартапы и компании, связанные с IT.
  • Китайские интернет-корпорации умеют строить экосистемы вокруг своих сервисов.
  • Китайский бизнес предпочитает долгосрочное планирование.
Group 40Group 44Group 43Group 46Group 41Group 27Group 42Group 39