Миграция в облака: в чем могут разойтись ИТ-отдел и финансисты

9 минут

Проекты миграции в облака требуют серьезной проработки и учета интересов всех групп пользователей. Крен в сторону ИТ-подхода может привести к избыточному внедрению функций и перерасходу средств. Если возобладает «бухгалтерский» подход, есть риск получить ограниченное решение, которое не учитывает реальные потребности бизнеса. Прийти к общему знаменателю и избежать лишних расходов возможно.

Менее 40% компаний достигают показателей, ради которых затевалась миграция в облако, говорится в исследовании Forrester. Расскажем, что эксперты предлагают, чтобы снизить шанс такого исхода.

Учтите скрытые расходы

Соучредитель компании Cloudability Джонатан Стормен (J.R.Storment) рассказывает, как происходит перерасход облачных бюджетов:

  • списание средств может вырасти при масштабировании, если затем компания в отсутствие потребностей оставит по подписке избыточные ресурсы на несколько дней или даже недель;
  • дополнительные затраты могут появиться в том случае, если компания подписана на слишком большое количество услуг. К примеру, по мнению Стормена, на некоторых предприятиях одновременное применение облачных технологий и методологии разработки DevOps (концепция Development and Operations, предполагает активное взаимодействие и интеграцию специалистов по разработке и специалистов по информационно-технологическому обслуживанию) дало «айтишникам» иллюзию того, что они могут подписываться на сервисы по своему усмотрению, с минимальным обоснованием.

Степень избыточности расходов на облака может быть привязана к расходам на ИТ в целом. Согласно отчету  компании Pendo, около 80% функций в программных бизнес-приложениях и приложениях для частных пользователей используются редко или вообще не используются. Во всем мире при внедрении систем впустую тратятся миллиарды долларов. Директор по маркетингу Pendo Джейк Сорофман (Jake Sorofman) отмечает, что многие функции не используются, так как бесполезны для пользователей. Иногда ИТ-специалисты подбирают функциональность без четкого понимания того, что на самом деле нужно конечным пользователям, поясняет Сорофман.

Базовая схема сервисов облачной миграции

Источник: Connectria, 2018

Рассчитайте тщательно

Снижение расходов является основной движущей силой внедрения корпоративного облака. Но дьявол кроется в деталях, и если их учесть, можно снизить расходы на инфраструктуру в разы. Облачная миграция подразумевает высокие разовые затраты на настройку. После того, как данные переведены в облако, операционные расходы складываются из стоимости задействованных облачных сервисов: виртуальных ресурсов, хранения данных, трафика и так далее. «Облачный провайдер берет на себя привычные для компании операционные затраты – на поддержку инфраструктуры, управление рисками и т.д. Поэтому некорректно сравнивать стоимость облака с капитальной стоимостью оборудования on premises, нужно включить в сравнение и операционные расходы. Тогда все оказывается по-другому. Важная часть работы провайдеров — разъяснить клиенту комплексный характер расчётов: почему это стоит именно столько и так работает. Важно, чтобы клиенты могли принять информированное и взвешенное решение», – комментирует Илья Летунов, руководитель Mail.ru Cloud Solutions.

Для компании «Газпромбанк Автолизинг» одним из ключевых факторов выбора в пользу облака стало то, что оно позволяет в разы быстрее масштабировать бизнес, сокращая время и затраты на организацию ИТ-инфраструктуры в новых филиалах. На основе облака в компании функционируют клиентские сервисы и мобильные приложения по выбору и заказу автомобилей, а также информационные системы филиалов по всей стране. «Мы выбрали облачную модель развития с самого старта бизнеса: у нас нет ни одной серверной, все критически важные для бизнеса системы работают в облаке провайдера. Это позволяет нам быстро развивать бизнес, открывая в считанные дни новые филиалы и запуская востребованные рынком сервисы», – пояснила главный исполнительный директор компании «Газпромбанк Автолизинг» Лилия Маркова.

Другой пример – из истории фриланс-биржи FL.ru. По мере развития сервисов ИТ-инфраструктура компании усложнялась, и объем рутинных задач, связанных с ее обслуживанием, нарастал как ком. Приходилось часто менять накопители, мониторить состояние оборудования, администрировать систему. Чтобы добавить новые мощности, требовалось до двух недель. Бизнесу требовались оперативность и сокращение расходов и трудозатрат на развитие парка оборудования. Компания попробовала арендовать физические мощности, но осталась проблема администрирования. Тогда инфраструктура компании переехала в облака.

Секрет успеха — в качественном планировании

Многие специалисты советуют принимать взвешенный, постепенный план миграции на облака. Необдуманное стремление форсировать переезд может дорого обойтись бизнесу. На ранних этапах проекта компания должна разработать обучающие мероприятия и предусмотреть достаточно времени на адаптацию приложений. К примеру, оператор мобильной связи Tele2 перевел во внешнее облако одного провайдера хостинг бизнес-приложений SAP и SAP HANA, а также среды тестирования и разработки. Миграция прошла в 10 этапов. Для каждого приложения был разработан специальный алгоритм, который сделал время простоя минимальным.

Основной принцип успешной миграции – это сбалансированное планирование, подтверждает Сергей Зинкевич, продакт-менеджер компании «Крок Облачные сервисы». «Здесь важно правильно оценить сроки и подобрать наименее чувствительные для бизнеса интервалы переключения систем. Например, бесшовная миграция в облако без остановки ИТ-систем обойдется дороже, чем в случае с их выключением на короткое время. Если идти по пути с вынужденным простоем, то оптимально проводить миграцию ИТ-инфраструктуры поздно ночью в выходные или в дни с минимальными нагрузками со стороны пользователей», – приводит он пример.

Сервис торговли б/у автомобилями CarPrice оперирует большим количеством фото и видеоконтента (изображения автомобилей, примерно 40 ТБ данных), который изначально хранился на Amazon S3. Постепенно выкристаллизовались три проблемы:

  • удаленность серверов существенно повышала стоимость трафика,
  • доставка контента во время торгов была недостаточно быстрой. Из-за океана и с учетом неравномерного распространения широкополосного интернета в российских регионах обеспечить нужную скорость очень сложно,
  • частичная блокировка сервисов Amazon Роскомнадзором.

Поэтому компания решила перенести данные в объектное хранилище на территории России, задача решалась поэтапно.

  1. Сначала подключили отечественных CDN-операторов, это помогло оптимизировать затраты на трафик и увеличить скорость. В результате весь трафик раздавался с серверов на территории России.
  2. Далее компания занялась переносом непосредственно данных. За один вечер перенесли горячие данные по текущим аукционам (10 ТБ). Потребовался один разработчик.
  3. В течение следующей недели переносился архив (30 ТБ). Поскольку Amazon уже частично попал под блокировку, разработчик компании подготовил специальный скрипт – данные переносились через промежуточные незаблокированные сервера.

Перенос всей ИТ-инфраструктуры

Предприятия часто переносят в облако не отдельные системы, а ИТ-инфраструктуру полностью. В таких случаях оптимальным сценарием станет последовательная миграция с поочередным переносом сервисов и систем. На окончательную стоимость миграции в облако также влияют отличия в ИТ-инфраструктуре, ее масштабы, пул используемых в компании сервисов, а также дополнительные услуги. И ключевой фактор экономии здесь – время запланированного простоя корпоративных сервисов и ИТ-систем, подчеркивает Сергей Зинкевич.

Например, по заказу клининговой компании Qlean проведен постепенный перенос сервисов и систем из облаков других провайдеров, в том числе иностранных, в облако «Крока». Последовательная миграция заняла в общей сложности шесть месяцев. Компания стремилась упростить ИТ и реализовать соответствие требованиям законодательства в части локализации хранения данных. Получена высокопроизводительная инфраструктура с гарантией соблюдения строгих SLA и квалифицированной техподдержкой.

Частичная миграция

Другая тенденция – с запросами к облачным провайдерам обращаются бизнес-подразделения, например маркетинг или продуктовые офисы компаний. Они проявляют активность, потому что у руководителей ИТ-департаментов не всегда есть время детально разбираться с потребностями в вычислительных мощностях под небольшие задачи. В результате провайдеры все чаще предлагают доступ к облачным услугам по модели Managed Services. «Этот подход дает возможность не только предоставлять ресурсы облака, но и передать провайдеру сопровождение облачной инфраструктуры до уровня приложений», – поясняет Сергей Зинкевич.

«Барышский мясокомбинат» перенес в облако хранение и обработку данных поставщиков и контрагентов, как того требует федеральный закон «О персональных данных». Так компания сняла с себя капитальные затраты на создание и владение защищенной ИТ-инфраструктурой. Расходы на сертификацию средств защиты, разрешения от ФСТЭК и ФСБ нес только провайдер.

Еще на этапе планирования облачного проекта важно вовлечь в обсуждение всех, для кого это важно и кого касается, чтобы грамотно построить процессы обеспечения безопасности и бюджетирования первых «облачных шагов». По словам Ильи Летунова, примирить позиции финансистов и разработчиков можно, детально расписывая все расходы и обсуждая целесообразность каждой статьи. Используя публичные облачные сервисы, компании нивелируют финансовые риски запуска проекта, так как дополнительно не вкладываются в инфраструктуру. И это важный аргумент для финансового директора, который заинтересован в оптимизации затрат на ИТ.

Специалисты рекомендуют выстраивать общение с командами на стороне клиента, погружаться в бизнес в ходе аудита ИТ-систем и консалтинга. Провайдер может детально изучить потребности заказчика в ходе Customer Development и по итогам сформировать план по использованию облачных сервисов внутри компании. В плане соотносятся потребности в облачных ресурсах с бизнес-ожиданиями.

Миграция в облака – глобальный тренд

Согласно прогнозу TechNavio, глобальный рынок услуг облачной миграции в ближайшее время будет расти в среднем на 23% в год и в 2022 году составит около $4,4 млрд.

Прогноз роста рынка  услуг облачной миграции до 2022 года

Источник: TechNavio, 2018

Рынок остается довольно фрагментарным, его оккупировали множество игроков, ни один из них не имеет доминирующей доли. Одним из ключевых драйверов направления облачной миграции будет все более широкое распространение облачных вычислений.  До 43% роста обеспечит американский рынок, ожидают аналитики.

Group 40Group 44Group 43Group 46Group 41Group 27Group 42Group 39