Музеи превращаются в мультимедийные пространства

12 минут

Большинство современных людей уже не устраивают музеи в их классическом понимании. Они предпочитают знакомиться с произведениями искусства в мультимедийном пространстве. Им значительно интереснее не просто рассматривать артефакты, а погружаться в мир, где можно почувствовать себя Ларой Крофт или Индианой Джонсом. И музеи с удовольствием под них подстраиваются.

«Индустрия 4.0», «Электронное правительство», всевозможные цифровые сервисы – эти темы обсуждаются на множестве конференций. Уровень их развития оцениваются в мировых рейтингах Global Innovation Index 2018, Bloomberg Innovation Index, IMD World Digital Competitiveness Ranking, e-Government Development Index. В какой-то степени о диджитализации говорят применительно к более близким и понятным каждому человеку здравоохранению и образованию – проекты создания e-Health и электронных образовательных ресурсов реализуются во многих странах. Как изменятся под влиянием цифровых технологий театры и музеи, обсуждают гораздо реже.

А между тем учреждения культуры тоже стараются идти в ногу со временем. Если говорить о музеях, то это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, их руководители становятся все моложе, а значит, уже не мыслят свою работу без технологических изысков. Во-вторых, молодеют посетители, и их все сложнее заманить классическими экскурсиями, традиционными полками с экспонатами и их скучными описаниями, напечатанными на бумаге.

Серьезную конкуренцию традиционным музеям, особенно среди молодой аудитории, составляют масс-медиа. Сегодня любой, кто хочет побольше узнать, например, о культуре Древней Греции, легко найдет в интернете самую подробную информацию в любом удобном ему виде. Более того, люди стали более мобильными – они легко перемещаются по миру, а значит имеют возможность собственными глазами увидеть многое из того, что еще 10-20 лет было доступно только в музейных залах. А значит для того, чтобы заинтересовать человека походом в музей, надо предложить ему что-то особенное.

Важно и то, что музеи ориентируются не только на соотечественников, но и на туристов. Для расширения числа посетителей музей должен стать известен за пределами страны. Именно поэтому большое значение для популяризации музеев имеет их представленность на популярных туристических ресурсах, подобных Tripadvisor, и в социальных сетях.

Российские музеи не очень хорошо понимают важность такого подхода, но постепенно ситуация меняется. «Нам очень много пишут в личные сообщения, – рассказывает Лара Бобкова, начальник службы маркетинга и коммуникаций «Третьяковской галереи». – Мы разделяем аудиторию в ВК, FB, Instagram. Каждый год анализируем самые популярные публикации и самые животрепещущие, которые вызывают споры и критику». По данным международного ресурса Museum Analytics, активно общаются с посетителями в соцсетях и на собственных сайтах лишь 20 российских музеев.

Государственная задача

На государственном уровне тенденция не просто поддерживается. Специальной программой «Развитие культуры и туризма на 2013–2020 годы» предусмотрен рост количества информационных и инновационных технологий, внедренных в организациях культуры, повышение эффективности информатизации, вывод отрасли культуры на лидирующие позиции в мире в области применения современных технологий.

Есть еще указ Президента России №204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором подчеркивается необходимость при разработке национальной программы в сфере культуры обратить особое внимание на создание и реконструкцию культурно-образовательных и музейных комплексов. В том числе с учетом новых высокотехнологичных возможностей.

В списке основных направлений информатизации музейного дела, которые определены на государственном уровне:

  • оснащение музеев компьютерным и телекоммуникационным оборудованием;
  • поддержка инновационных проектов и проектов по использованию информационно-коммуникационных технологий;
  • ведение базы данных Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации.

Информационное пространство музея

Информационное пространство музея можно разделить на три основные составляющие.

Первая – это внутренние системы:

  • АИС для финансово-хозяйственной деятельности,
  • АИС продаж билетов и услуг, CRM-система,
  • учетно-фондовые системы,
  • корпоративный портал и электронные сервисы (почта, чаты, облака и т.п.),
  • медиа-архивы (DAM),
  • видеонаблюдение, СКУД и т.п.

Вторая – экспозиционные системы:

  • мультимедиа для экспозиции,
  • обеспечение научных, просветительских и образовательных программ.

Третья – внешние системы:

  • портал/сайт,
  • социальные сети и сервисы (SMM),
  • виртуализация экспозиций и выставок,
  • VR и AR, 360 фото/видео,
  • электронная коммерция,
  • электронные издания,
  • мобильные приложения,
  • системы дистанционного обучения.

Сегодня в большинстве музеев неплохо автоматизирована внутренняя деятельность, они подключены к интернету и имеют собственные интернет-сайты. Что касается использования цифрового оборудования, то здесь уровень оснащения музеев неравномерен. Значительная часть из них, в особенности это касается небольших музеев, используют только базовые решения, например сенсорные экраны или информационные панели, которые выступают в качестве вспомогательных информационных ресурсов.

Крупные музеи могут позволить себе целые комплексы цифровых технологий, призванные повысить привлекательность экспозиции, расширить объем предоставляемой посетителям информации. И, наконец, существуют музеи-лидеры, которые с полным правом претендуют на звание современных цифровых музеев. Им удалось добиться максимальной диджитализации и превратить музейное пространство в интерактивную среду. В таких музеях цифровые технологии способны полностью заменить классические экспозиции.

Все начинается с оцифровки

Понятно, что в основе создания цифрового музея лежит кропотливая работа по оцифровке музейных фондов. Крупнейшие собрания мира занимаются ей давно и уже перевели в цифровой вид значительную часть своих коллекций. В среднем в год они оцифровывают по 80 тыс. экспонатов.

Так, самый большой в мире музей декоративно-прикладного искусства и дизайна Музей Виктории и Альберта (V&A) в Лондоне уже выложил в интернет описания почти всех из 1,2 млн экспонатов, из них более 500 тыс. с изображениями. Нью-Йоркский Метрополитен-музей разместил на своем сайте изображения более чем 400 тыс. экспонатов из имеющихся в его коллекции 1,5 млн. Амстердамский Рейксмузеум, который занимается оцифровкой своей почти миллионной коллекции, сегодня предоставляет возможность скачать со своего сайта фотографии более чем 600 тыс. экспонатов.

Все экспонаты – а их более 600 тыс. – уже оцифрованы в ГМИИ им.А.С.Пушкина. В «Государственном Эрмитаже» проект оцифровки стартовал в 2012 году. На сегодня переведены в цифровой вид около 2 млн из более чем 3 млн экспонатов. На сайте Эрмитажа создан цифровой каталог, куда постепенно загружается вся коллекция. В Московском государственном объединенном художественном историко-архитектурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике (МГОМЗ), который объединяет Коломенское, Измайлово, Люблино и Лефортово, такие работы ведутся с 2015 года. Сейчас из 170 тыс. экспонатов оцифровано около 10 тыс. «Помимо совершенствования процессов учета и хранения фондов, копии используются для пополнения Госкаталога музейного фонда РФ, при подготовке печатных изданий и в рамках экспозиционной деятельности музея», – рассказывает главный хранитель МГОМЗ Ольга Полякова. Например, на основе цифровых копий в музее устраиваются мульмедийные выставки.

Для хранения цифровых копий музейных экспонатов необходимы значительные мощности – ведь они создаются в высоком качестве, часто в виде 3D-моделей. Кроме того, указом Президента от 7 мая 2018 года предусмотрено создание Государственного каталога Музейного фонда РФ, а значит, цифровые копии экспонатов должны быть доступны его посетителям. В таких условиях перед музеями остро стоит вопрос, где хранить постоянно растущие объемы информации и как сделать так, чтобы они были доступны и специалистам, и гражданам. Казалось бы, ответ очевиден – надо использовать облачные технологии. Однако, по словам заместителя директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по цифровому развитию Владимира Определёнова, сегодня музеям дешевле создавать собственные ЦОДы. Причина – высокая стоимость каналов связи, необходимых для передачи «тяжелых» цифровых моделей. Проблема становится еще более актуальной, когда речь идет о региональных музеях России, где услуги передачи данных зачастую существенно дороже, чем в столице.

Еще одна проблема, о которой говорят в отрасли, связана с отсутствием ИТ-специалистов, которые имеют компетенции в сфере культуры. Одновременно не хватает музейных сотрудников, которые хорошо ориентируются в сфере ИТ. Необходимо организовать их подготовку или на базе технического бакалавриата, или на курсах повышения квалификации.

Какие технологии нужны посетителям

Интересными данными проведенного недавно исследования поделился Владимир Определёнов, заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по цифровому развитию. В списке технологий, которые посетители хотели бы видеть в музеях и галереях России, виртуальная и дополненная реальность, виртуальные помощники, мобильные приложения, 3D-графика и моделирование, роботы.

Самые ожидаемые технологии в музеях и галереях

Источник: ГМИИ им.Пушкина, 2019

Расскажем подробнее о самых востребованных из них.

VR и AR

Виртуальная и дополненная реальность – на первом месте в списке самых ожидаемых технологий. Погрузиться в далекое прошлое, почувствовать себя участником событий, произошедших много лет назад, посидеть за одним столом со своим кумиром – от таких предложений мало кто сможет отказаться. И музеи стремятся предоставить своим посетителям такую возможность.

Например, в Музее дизайна Купер-Хьюит города Нью-Йорка есть специальный зал, где посетители могут погрузиться в атмосферу интерьеров разных эпох. Посетителю выдается VR-устройство в форме черной ручки. Для того, чтобы увидеть проекцию интерьера, надо поднести ее к стенду с обоями – музей знаменит именно богатейшей коллекцией настенных покрытий всех времен. С помощью устройства можно самому создавать дизайнерские столы, стулья, вазы, проектировать дизайн помещений и многое другое.

Интерактивное пространство Музея дизайна Купер-Хьюит в Нью-Йорке

Посетители Музея искусств Кливленда могут почувствовать себя настоящими художниками при помощи технологий дополненной реальности. В специальном помещении установлены интерактивные экраны, на которых гости могут рисовать картины, заниматься гончарным делом.

Интерактивное пространство Музея искусств Кливленда

В 2014 году в московском Дарвиновском музее открылся комплекс «Путешествие с животными». Благодаря технологиям дополненной реальности люди оказываются в окружении настоящих оживших животных, с которыми можно сфотографироваться или записать видео.

В открытом недавно в Вашингтоне Музее Библии в специально созданной для детей комнате можно в полной мере ощутить «хаос» на борту Ноева ковчега.

Интерактивное пространство Музея Библии в Вашингтоне

А посетители Музея 3D-иллюзий Куала-Лумпура могут на собственной шкуре испытать, каково это, оказаться среди настоящих живых динозавров!

Знакомство с динозаврами в Музее 3D-иллюзий Куала-Лумпура

Виртуальные помощники

Второе место в списке самых ожидаемых технологий занимают виртуальные помощники. Сегодня практически в каждом музее можно воспользоваться услугами аудио-гида, который проведет экскурсию по его залам. Следующий шаг – настоящее виртуальное путешествие. Например, такое как на сайте Варшавского музея истории польских евреев, где можно пройтись по еврейскому кварталу города, послушать музыку и речь живших там людей, ознакомиться с их культурой.

Виртуальный тур Варшавского музея истории польских евреев

Еще один пример – ГМИИ им.А.С.Пушкина. В 2016 году музей запустил программу виртуальных туров. По словам Владимира Определёнова, уникальность проекта в том, что при отсутствии дополнительной рекламы (кроме обычной публичной презентации) число пользователей программы постоянно растет. «Мы видим устойчивую аудиторию, которая появилась у продукта, пользователи возвращаются 2-3 раза и проводят на сайте не менее 4-5 минут, что для интернета является достаточно высоким показателем. Есть и не единичные случаи проведения на сайте часа-полутора — то есть люди действительно ходят, исследуют», – рассказывает он.

Виртуальные туры ГМИИ им.А.С.Пушкина

Мобильные приложения

Мобильные приложения стали уже настольно привычными, что не использовать их в музейном деле было бы просто непростительно. На сегодняшний день наиболее распространенными являются сервисы, позволяющие, отсканировав QR-код, расположенный рядом с экспонатом, и получить подробную информацию о нем. Например, такие приложения как для iOS, так и для Android были запущены ГМЗ «Петергоф» и Русским музеем еще в 2012 г.

Недавно Министерством культуры РФ запущено приложение-гид по музеям России Artefact. После его установки на мобильное устройство достаточно навести камеру на арт-объект, после чего на экране появится его название, а также интерактивные метки, при помощи которых музей расскажет посетителю об экспонате в деталях. Интересно, что приложение работает даже с напечатанными на открытках и постерах картинами. На сегодняшний день к проекту присоединились Третьяковская галерея, ГМИИ им.Пушкина, Русский музей, ГМЗ «Петергоф», музей-панорама «Бородинская битва» и еще целый ряд музеев.

Музей Соломона Гуггенхайма предлагает свои поклонникам приложение Guggenheim, которое позволяет тем, кто не успел посетить какую-то выставку, скачать ее из архивов и изучить при помощи аудиогида.

3D-графика и моделирование, 3D-печать

Одним из пионеров использования технологий 3D в музейном деле стал расположенный в Стокгольме Музей Средиземноморья. Еще в 2013 году при помощи 3D-технологий от компаний Autodesk и FARO он отсканировал и визуализировал на специальном интерактивном столе древние египетские мумии. Теперь посетители могут детально изучить содержимое саркофага и даже анатомию мумии. А при помощи 3D-печати их можно превратить в физические объекты.

В Музее естественных наук MUSE города Тренто, Италия, установлена 3D-модель Земли, на которой наглядно демонстрируется движение воздушных масс, изменение климата и другие процессы, происходящие на планете.

Интерактивное пространство Музея естественных наук MUSE города Тренто, Италия

Роботы

Роботы работают не только в музейных хранилищах, где они помогают оцифровывать ценные экспонаты. В последнее время они освоили работу гидов. Например, в Южнокорейском Национальном музее Тэгу есть два робота-экскурсовода Docent и Haesol Robot 2.

В японском Университете Сайтама создали робота, который распознает эмоции посетителей, понимает, насколько интересен его рассказ и при необходимости может менять свое поведение.

Робот Южнокорейского Национального музея Тэгу

В Национальном музее Австралии роботы Chesster и Kasparov помогают проводить уроки для школьников. Они движутся по музею вместе с экскурсоводом, при этом ученики подключаются к установленной на голове андроида панорамной камере и осматривают экспозицию его глазами. Такая технология может быть очень полезна для людей с ограниченными возможностями, которые не могут сами посетить выставку.

Робот Национального музея Австралии

Музеи постепенно движутся в цифровое будущее вместе с производством, образованием, госсектором, медициной. Технологии становятся не только способом сохранения культурного наследия, но и инструментом его популяризации и развития музейного бизнеса.

Group 40Group 44Group 43Group 46Group 41Group 27Group 42Group 39