Цифровые технологии быстро захватывают одну из самых сложных сфер экономики – логистику. Ожидается, что уже через пару лет счет роботов для обработки товаров пойдет на сотни тысяч.

Электронная логистика

Эпоха интернета знаменовала масштабные метаморфозы в сфере торговли. Классическая коммерция начала стремительно превращаться в электронную, что до неузнаваемости изменило сектор логистики. Изменились и потребители. Изначально в интернете отоваривались «по мелочи» – фаст-фуд, книги, гаджеты. Сегодня через Сеть можно приобрести практически все – от заколок до автомобиля и оптовых партий производственного оборудования.

Традиционная розница предлагала покупателю то, что на витрине. В эпоху e-commerce потребитель выбирает товар на множестве витрин, сравнивая цены, качество сервиса, и, конечно же, условия и сроки доставки.

Последний фактор зачастую решающий, поэтому в итоге слово остается за ритейлером с самой быстрой логистикой, то есть с роботизированными складами. Amazon – самый говорящий пример того, как правильная организация хранения и доставки товаров может превратить небольшой книжный онлайн-магазин в многомиллиардное многопрофильное предприятие глобального масштаба.

Согласно данным исследования «Будущее складских технологий 2024» (Warehousing Vision 2024), проведенного компанией Zebra Technologies, автоматизация и решения по увеличению производительности труда станут ключевыми направлениями в логистике.

В среднем к 2024 году руководители в сфере логистики ожидают достижения уровня использования робототехники для управления входящими запасами до 24%, для упаковки исходящих грузов – до 22% и для приемки грузов – до 20%. Почти половина (46%) участников исследования назвали ускорение доставки основной причиной расширения складов.

Роботы на складе – к прибыли

Прародителем современного рынка мобильных робототехнических систем можно считать компанию Kiva Systems, которая разработала уникальную систему складской логистики. Все грузы хранятся на складе в стандартизированных модулях. Транспортировкой необходимого товара в реальном времени с учетом поступившего заказа занимается ближайший свободный робот, который, в свою очередь, перемещается по складу по нанесенной на пол штрих-кодовой разметке. Такая организация складской логистики позволяет сократить в разы число сотрудников склада, полностью исключает нужду в конвейерах и погрузчиках.

Поглощение Kiva Systems компанией Amazon в 2012 году с последовавшим преобразованием в Amazon Robotics привело к появлению трех глобальных трендов развития отрасли.

  1. Прежде всего, внедрение роботизированных складских систем позволило Amazon занять доминирующее положение в розничной интернет-торговле.
  2. Оставшийся после ухода Kiva вакуум заполнился десятками новых робототехнических стартапов с идеями для автоматизации логистики.
  3. Ритейл и логистические компании, вдохновленные успехом Amazon, начали роботизацию ускоренными темпами.

«Идеальный шторм» на подходе

По данным аналитического обзора Sberbank Robotics Review 2019 , объем мирового рынка промышленных роботов по итогам 2017 года составил $16,7 млрд без учета стоимости ПО, и более $48 млрд с учетом ПО.

Источник: IFR World Robotics, 2018

На логистику в 2017 году приходилось 63% всех поставок профессиональных сервисных роботов в мире, при этом прирост сегмента по сравнению с 2016 годом составил 162%.

Источник: IFR World Robotics 2018

Согласно свежему прогнозу Interact Analysis, рынок автономных мобильных роботов (autonomous mobile robot, AMR. В русском языке также можно встретить термин «беспилотная транспортная система», БТС), которые используются для выполнения заказов, стремительно приближается к переломному моменту.

Источник: Interact Analysis, 2018

Аналитики компании полагают, что уже к концу 2020 года в глобальных масштабах будет внедрено более 100 тыс. AMR для выполнения заказов – и это без учета данных по Amazon. В течение следующих пяти лет, полагают в Interact Analysis, будет установлено более 580 тыс. автономных мобильных роботов.

Драйверы рынка роботов для логистики

Несмотря на то, что на конец 2018 года автономные мобильные роботы использовались менее чем на 300 складских объектах розницы и логистики, аналитики Interact Analysis считают, что взрывной рост рынка беспилотных транспортных систем не за горами. Среди ключевых факторов для «идеального шторма» на этом рынке аналитики выделяют следующие.

Эффект Amazon. Розница, электронная коммерция и логистические компании вынуждены внедрять AMR для выполнения заказов, чтобы обеспечить скорость, гибкость и низкую стоимость доставки – иначе им не угнаться за Amazon. Что может привести к исчезновению с рынка.

Стремительный рост рынка e-commerce. Быстрый и последовательный рост электронной коммерции ведет к резкому обострению конкуренции. Это вынуждает ритейл вносить существенные изменения в традиционные цепочки поставок и стратегии продаж. Необходимость ежедневной отгрузки большого количества товаров, особенно в часы пик, вынуждает розницу и логистические компании либо увеличивать штат сотрудников, либо внедрять роботов.

Нехватка рабочей силы. Молодое поколение все чаще предпочитает избегать ручного труда. Эта тенденция накладывается на рекордно низкий уровень безработицы во многих развитых странах. Автоматизация складов является эффективным решением проблемы нехватки рабочей силы.

Доказанная актуальность технологии. На протяжении последних 3-4 лет разными компаниями внедрялись пробные проекты по использованию AMR для выполнения заказов. Пилоты превратились в полномасштабные внедрения сотен и даже тысяч роботов. Опыт чужих ошибок позволяет новичкам обойтись без тестирования и внедрять роботов ускоренными темпами.

Лизинговая и сервисная модели. Появление на рынке лизинга роботов и предложений RaaS (Robot as a service, «робот как сервис»), позволяет значительно сократить капитальные вложения при внедрении беспилотных транспортных систем для складской обработки товаров, открывает более широкие возможности для адаптации технологии к различным условиям, а также снижает инвестиционные риски.

Финансирование на подъеме

На протяжении всего 2018 года инвестиции в разработчиков AMR росли. В сумме финансовые вливания составили примерно $400 млн, при этом большую часть получили два лидера рынка:

  1. $140 млн инвестировано в GreyOrange (штаб-квартиры в США и Сингапуре, разработка там же плюс Индия, производство – в Германии, Индии и Японии),
  2. $150 млн получила Geek+ (Geek Plus, Китай). И спустя восемь месяцев после первого транша, уже в середине 2019 года, Geek+ сообщила о дополнительном финансировании в объеме $150 млн.

По данным Interact Analysis, Geek+ в настоящее время – крупнейший производителем автономных мобильных роботов. В 2018 году компания поставила 7000 беспилотных транспортных систем и заняла 25% мирового рынка. Мощный рост бизнеса подтверждается финансовыми отчетами трех крупнейших поставщиков компонентов для продукции Geek+, все они также расположены в Китае.

Огромные расходы Geek+, несмотря на впечатляющие продажи роботов, объясняются тем, что компания использует много устройств на собственных складах или поставляет на условиях аренды, считают в Interact Analysis. Поставщики AMR также активно используют лизинг и RaaS. Эти схемы поставок чрезвычайно выгодны для быстрого наращивания объемов поставок, но на первых порах создают значительную финансовую нагрузку.

Каким будет склад будущего?

В сфере логистики доминируют два основных типа систем складирования.

  • «Сборщик к товарам» (Person-to-Goods, PTG) – когда поиск и сборка товаров для выполнения заказа производится по всей территории складского помещения. Такой тип считается традиционным и применяется десятилетиями. В последние годы системы PTG совершенствовались за счет внедрения технологий подборки по свету, по голосу, с помощью радиочастотных меток или монитора.
  • «Товары к сборщику» (Goods-to-Person, GTP) – современные автоматизированные системы со стандартизированными ячейками хранения. В работе систем GTP все чаще используются роботизированные подъемники для извлечения товаров с верхних ячеек стеллажей, а также транспортные роботы, доставляющие товары к месту финальной сборки заказа. Как вариант, системы GTP могут работать с автоматизированной выборкой отдельных товаров (Piece Picking) – когда контейнеры или картонные коробки с товарами доставляются к месту поштучной комплектации заказов.

В Amazon для комплектации заказов применяется подход Kiva на базе систем «товары к сборщику». Большинство других поставщиков автоматизированных мобильных роботов, в том числе GreyOrange, Geek + и Quicktron, выбрали аналогичную стратегию, и, по мнению аналитиков Interact Analysis, именно по этой причине достигли наибольшего успеха.

Тем не менее, сегодня на рынке систем автоматизации логистики наблюдается большое разнообразие AMR, каждая система имеет свои достоинства и недостатки. Но уже понятно, что решения «товары к сборщику» предпочтительны для крупного ритейла, однако вряд ли будут популярны среди небольших логистических компаний, работающих по коротким контрактам с минимальной наценкой.

Источник: Interact Analysis

По мнению аналитиков Interact Analysis, все технологические направления будут развиваться динамично. А темп и сроки развития сегментов будут обусловлены требованиями покупателей.

Российская e-commerce: взлет вертикальный

Согласно данным российской Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), по итогам 2018 года объем российского рынка онлайн-торговли  вырос на 59% по сравнению с показателем предыдущего года и достиг 1,66 трлн рублей, при этом число продаж превысило 290 млн.

Динамика развития российского рынка e-commerce

Источник: АКИТ

По итогам 2019 года прогнозируется дальнейший рост российского рынка электронной коммерции – на 32,5% до 2,2 трлн рублей.

Источник: АКИТ

Невероятные темпы роста рынка e-commerce в России и во всем мире – следствие сразу нескольких факторов, которые обеспечили взрывной кумулятивный эффект.

  1. Прежде всего, это проникновение интернета: по данным исследований Mediascope, к весне 2019 года доступ в интернет имели 93 млн жителей России, или 76% населения старше 12 лет.
  2. Следующий фактор – это стремительный рост мобильного интернета: сейчас со смартфонов выходит в Сеть до 61% россиян, и это на 22% больше, чем три года назад.
  3. Серьезный вклад в развитие рынка электронной коммерции в России в последние годы вносят малые и средние онлайн-продавцы в регионах.
  4. Наконец, рост рынка e-commerce обеспечил рост популярности тех категорий товаров, которые раньше в основном покупались лично. По данным АКИТ, в 2018 году онлайн-заказы мебели принесли порядка 120 млрд рублей, хотя раньше эти продажи были минимальны. Также среди российских онлайн-покупателей значительно вырос спрос на доставку продуктов питания – за один только 2018 год этот сегмент увеличился в два раза.

Полным ходом началось формирование отечественных электронных мега-ритейлеров –российских «амазонов». К ним можно отнести ветерана рынка e-commerce компанию Ozon, Beru.ru – совместный проект Сбербанка и «Яндекса», AliExpress Russia – совместное предприятие VK, Alibaba Group, «Мегафона» и Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ).

Стремительный рост российского рынка электронной коммерции порождает спрос на новые складские мощности с современным логистическим оборудованием – таковы жесткие условия конкуренции. Примером такого решения является построенный с нуля и запущенный в декабре 2018 года логистический комплекс для онлайн-площадки «Беру». Первым логистическим комплексом в рамках проекта стал фулфилмент-центр в Аксайском районе Ростовской области. Центр площадью 5 тыс. квадратных метров рассчитан на хранение миллиона единиц товаров и в перспективе должен обеспечивать доставку товаров в течение одного-двух дней по всему югу России. Автоматизация обеспечивает полный цикл логистических процессов: доставку, хранение, комплектацию и отправку заказов.

В конце 2018 года запущен в строй полностью автоматизированный дистрибьюторский центр ИКЕА в Есипово емкостью хранения 210 тыс. паллето-мест. Общая логистическая высота хранения на складе – 45 метров, глубина рядов стеллажей 200 метров, ширина хранения достигает 130 метров. Для интенсивной обработки товаров используются автоматические краны-штабелеры с двойной глубиной хранения. В результате операции загрузка и извлечение товаров занимает не более двух минут. Здесь же предусмотрены традиционные зоны хранения со стандартными технологиями для комплектования товаров.

Отечественные инвестиции в складскую робототехнику

Российские компании также инвестируют в зарубежные проекты по разработке складской робототехники. Так, в июле 2019 года венчурный фонд Сбербанка под управлением Fort Ross Ventures финансировал американский робототехнический стартап Fetch Robotics, став лид-инвестором в раунде на $46 млн.

Fetch Robotics известна разработкой комплексных решений для автономных мобильных складских роботов, в которые входят как сами роботы, так и облачная платформа управления. Особенность решения – быстрое развертывание системы и отсутствие необходимости в существенной предварительной подготовке помещения.

Текущую ситуацию в российской робототехнике аналитики Sberbank Robotics Laboratory сравнивают с положением дел в Китае: сейчас в стране больше потребления результатов зарубежных фундаментальных исследований, чем производится своих. При этом емкость внутреннего российского рынка пока незначительна для устойчивого развития отечественных разработчиков и производителей робототехнических систем. Позитивно на развитие российской робототехники, влияет сильная сервисная экономика страны: совокупно торговля и финансы обеспечивают около 20% ВВП России. Именно поэтому розничная торговля и логистика фигурируют в числе основных отраслей применения робототехники.

В России доля торговли в ВВП является одной из самых высоких в мире даже по сравнению с другими странами, ориентированными на сервисную экономику, отмечают в Sberbank Robotics Laboratory. Для развития робототехники это конкурентное преимущество, так как дает шанс использовать домашний рынок для создания решений, конкурентных на мировом. Тем более что сегодня все решения основаны на разметке, логистическим роботам предстоит освоить машинное зрение и получить свою долю искусственного интеллекта.