Журнал об IT-бизнесе, технологиях и цифровой трансформации

Облачный рынок в 2020 году, или Почему пора перейти в облака Mail.ru Cloud Solutions
Mail.ru Cloud Solutions
  • 28 ноября
  • Бизнес

Облачный рынок в 2020 году, или Почему пора перейти в облака

Автор: Илья Летунов, руководитель Mail.Ru Cloud Solutions
Популярное
Разработка
Какой аутсорс нужен продуктовой разработке на разных фазах зрелости продукта
Разработка
Путь к Kubernetes и его преимущества для разработки
Бизнес
Анализ больших данных в облаке: как бизнесу стать дата-ориентированным

Рынок облачных услуг растет, расходы компаний на облачные сервисы скоро пересекут отметку в $1 млрд. Высокий спрос связан с новыми возможностями, которые облака открывают бизнесу. В 2020 году таких возможностей станет больше: компании, выбравшие облачную инфраструктуру, смогут значительно сэкономить на IT и быстрее выводить продукты на рынок. Расскажем, почему пора задуматься о миграции в облако уже сейчас.

Большинство компаний среднего и крупного бизнеса понимают, в чем польза облаков, и в той или иной степени используют облачные технологии. По данным IDC, в 2019 году объем российского облачного рынка вырастет на 23,6%, компании потратят на облачные сервисы $994 млн. В дальнейшем рынок будет расти примерно на 15% ежегодно.

Многие компании переходят к принципу cloud only («только облака») — то есть начинают рассматривать облачный вариант построения инфраструктуры как единственный сценарий развития бизнеса. По прогнозам Gartner, в 2019 году треть инвестиций IT-компаний будут направлены на продукты cloud only.

Провайдеры приложений могут автоматизировать разработку софта

Приложения, работающие по модели SaaS (приложение как сервис), например, «Битрикс24», Skype для бизнеса и другие, объединены двумя общими чертами:

  • они постоянно обновляются, поэтому высокая скорость вывода обновлений на рынок (time to market) становится важным фактором конкурентоспособности;
  • они чувствительны к сбоям: если SaaS падает, много недовольных пользователей, большая огласка, вплоть до того, что об этом пишут в новостях.

Разработка SaaS в буквальном смысле слова находится между двух огней: надо добавлять новые функции быстрее, чем это сделают конкуренты, при этом мгновенно исправлять ошибки и не допустить падения сервиса.

Облачная инфраструктура позволяет автоматизировать операции тестирования кода, сборки приложений из компонентов, доставки обновлений до пользователей. Крупная компания, какой-нибудь условный Apple, с мощной экспертизой в IT и технической базой может позволить себе построить собственную инфраструктуру и нанять сотрудников, чтобы администрировать серверы, сети, виртуальные среды, базы данных, контейнеры и другие низкоуровневые элементы. Но если мы возьмем обычные компании, разрабатывающие SaaS, для них такой вариант невозможен.

Особо ценными для разработки будут решения PaaS (платформа как сервис): в облаке можно получить уже готовые и настроенные для использования контейнеры, системы машинного обучения, базы данных и другое. Небольшой стартап может брать их, как кубики конструктора, и строить в облаке автоматизированную инфраструктуру разработки. По данным Gartner, около 50% инструментов, которые предлагают облачные провайдеры, можно получить только в облаке и нигде иначе.

Например, для облачного варианта своего сервиса «Битрикс24» не использует собственную ИТ-инфраструктуру, вместо этого арендует инфраструктуру как сервис у облачного провайдера. Такое решение изначально позволило обойтись без капитальных вложений в инфраструктуру. Кроме того, на старте проекта было сложно спрогнозировать, как он будет воспринят рынком и с какой скоростью станет расти, а облачный сервис позволяет задействовать и оплачивать только нужные ресурсы. И, наконец, гораздо проще администрировать облачную инфраструктуру, а не собственное оборудование.

E-commerce и ритейл получают отказоустойчивость интернет-магазинов в пики продаж

Нагрузка на интернет-магазины и другие сервисы ритейла часто непредсказуема. В течение года могут быть как сезонные изменения, так и непредсказуемые пики и падения продаж. Кроме того, всплески покупательской активности всегда возникают в период распродаж — иногда они проходят лучше, чем ожидалось, и какая-нибудь «черная пятница» легко может обрушить сайт. В 2018 году работа сайтов была нарушена у Walmart, Lululemon и Ulta. А бренд J.Crew за пять часов простоя потерял $775 тыс.

В собственном дата-центре строить инфраструктуру, выдерживающую пиковые нагрузки, сложно и дорого. Нужно закупить дополнительные серверы на случай всплесков продаж. Работать такое оборудование будет только во время горячих периодов, а вот обслуживать его придется и во время простоя — это еще один пункт в список расходов. Кроме того, дополнительные серверы не гарантируют, что инфраструктура не рухнет — нужно точно предугадать, какая нагрузка ожидается во время распродаж и рекламных акций, а это не всегда возможно.

В облаках есть инструмент решения проблемы — автоматическое масштабирование. Облачные сервисы могут распределить запросы пользователей по разным дата-центрам. При этом мощность виртуальных ресурсов, которые компания арендует у провайдера, будет автоматически увеличиваться и уменьшаться в зависимости от нагрузки. То есть во время распродажи мощность может увеличиться многократно, чтобы магазин без проблем обработал все запросы. А в другое время мощность снижается, и компания не переплачивает за ресурсы, которые не использует.

Например, в интернет-магазине Lamoda нагрузка во время сезона распродаж увеличивается почти в пять раз по сравнению с обычными днями. По подсчетам Data Insight, в будни Lamoda получает около 30 тысяч заказов в сутки. В компании поняли, что для обеспечения стабильной работы внутренних систем необходим резерв мощности. В итоге ритейлер начал работу с гибридными облаками, то есть стал сочетать внутренние мощности с внешними сервисами.

Финансовый сектор использует облака для интеллектуального анализа данных

Финансы, банки, страхование когда-то считались консервативными отраслями, но сейчас они вырвались в IT-авангард и внедряют инновационные технологии одними из первых. Кроме того, даже банки начинают доверять публичным облакам, например, JPMorgan готов передать в облако высококонфиденциальную информацию.

Компаниям, которые пока не готовы на такие эксперименты, публичные облака тоже пригодятся: с их помощью можно тестировать новые решения в сфере анализа big data, искусственного интеллекта и предиктивной аналитики. У быстрого тестирования и внедрения новых сервисов большая ценность — даже небольшое увеличение прибыли с помощью машинной оптимизации дает огромный выигрыш в масштабах всей клиентской базы.

Также компании финансового сектора могут значительно сэкономить на автоматизации рутинных операций, которую обеспечивает переход к облачной инфраструктуре. Эксперты McKinsey считают, что реально автоматизировать 75–80% транзакционных операций, например обработку платежей, и до 40% стратегических задач, таких как финансовый контроль и планирование.

В здравоохранении облака помогут хранить персональные данные

Обращение с цифровыми медицинскими данными строго регулируется законодательством, так как они относятся к чувствительным данным. Их можно передать в облако: облачные провайдеры уже умеют настраивать свои платформы для работы с конфиденциальной информацией и персональными данными в режиме, который нужен конкретной компании или установлен требованиями какого-либо ведомства.

Решения, предлагаемые облачными провайдерами, соответствуют нормам 152-ФЗ «О персональных данных». Также организации здравоохранения могут хранить данные, идентифицирующие пациентов, в собственном дата-центре и передавать их в облако только в обезличенном виде для высокотехнологичной обработки.

Также облачные решения могут упростить взаимодействие фармкомпаний и других медицинских организаций с другими компаниями. Так, Pfizer применяет облака, чтобы хранить конфиденциальные данные партнерских лабораторий.

Например, сеть медицинских клиник «Инвитро» запустила пилотный проект Face Detection по распознаванию лиц клиентов в облаке MCS. В результате за счет сокращения времени, затрачиваемого на поиск клиента и его регистрацию, ускорилась процедура оформления и ушли очереди, характерные для пиковых часов. Клиники, оснащенные системой, смогли принимать больше пациентов в единицу времени на той же площади, улучшились экономические показатели, качество и скорость обслуживания.

Сервисы мультимедиа раздают контент с помощью облаков

Медиасервисы сталкиваются с пиками посещаемости так же часто, как ритейлеры. Например, после выхода первой серии последнего сезона «Игры престолов» перестал работать сайт «Амедиатеки», в итоге трансляция задержалась на 40 минут. Представители сервиса заявили, что в пять раз увеличили количество оборудования, но инфраструктура все равно не справилась с наплывом зрителей. В соцсетях появилась масса негативных отзывов, компании пришлось компенсировать недовольным пользователям неудобства с помощью промокодов.

На облачных платформах есть специальные объектные хранилища, предназначенные для хранения востребованных медиаданных: фото, аудио, видео. В таком хранилище доступ к данным могут получить миллионы пользователей одновременно, и они не столкнутся с какими-либо проблемами.

Облачные технологии востребованы и в других сферах

Кроме тех отраслей, которые мы перечислили выше, облака можно использовать во многих других сферах, так как они позволяют:

  1. Перейти на современную архитектуру и модернизировать существующие IT-системы. Можно перевести свои приложения в более современный микросервисный формат — изолированные компоненты приложения в облаке. Такой формат заменяет традиционную монолитную архитектуру, приспособленную к работе на железных серверах. Микросервисы устойчивы к значительным нагрузкам, позволяют быстро выкатывать обновления и интегрировать в IT-системы новые элементы.
  2. Использовать готовые компоненты IT-систем. PaaS (приложения как сервисы) и приложения в маркетплейсах словно кубики конструктора, позволяющие собрать инфраструктуру под требования бизнеса. В качестве инфраструктурных кирпичиков можно использовать базы данных, среды машинного обучения, системы мониторинга, контейнеры для приложений и многое другое. Их разворачивают в облаке в несколько кликов и в уже настроенном и готовом для использования виде: в PaaS «упакована» экспертиза их провайдеров по настройке платформ.
  3. Организовать песочницы MVP (минимально жизнеспособных продуктов). Для проверки бизнес-гипотез в бою обычно требуется мощная инфраструктура, но она нужна только несколько часов. Например, вы хотите протестировать «умную» обработку данных о транзакциях, значит, нужна IT-система с настроенными средами обработки данных. Вы используете ее 10-12 часов, а потом сворачиваете. Вместо покупки собственного оборудования можно арендовать такую инфраструктуру в облаке на нужное время. А капитальные мощности закупать уже в случае успешных тестов.
  4. Внедрять инновационные технологии: big data, искусственный интеллект, интернет вещей и другие. Облака могут стать основой цифровой трансформации для компаний почти любой сферы: от финансового сектора до розницы, от медиапроектов до здравоохранения.

Что мешает бизнесу мигрировать в облако

У российских потребителей существует несколько устойчивых заблуждений, которые препятствуют переходу в облака:

  1. Сейчас в облаках безопасно, но многие помнят другое время. Первые облака не обладали теми преимуществами, которые предлагают современные облачные платформы, они не были так надежно защищены. Например, в 2010 году была утечка данных из облака Microsoft из-за того, что злоумышленники воспользовались уязвимостью в системе авторизации пользователей.

    За последние девять лет облака ушли вперед настолько далеко, что их безопасность выше, чем у частных инфраструктур.

  2. Лица, принимающие решения, не дают старт миграции данных. Облако частично замещает и автоматизирует функции IT-служб, поэтому их руководство может сопротивляться изменениям. При этом в IT-отделах понимают, что переход на облачную инфраструктуру выгоден и позволяет сократить издержки.
  3. IT-системы, которые устарели, сложно перенести в облако, так как они построены на уникальных архитектурах, не подразумевающих возможность миграции. В итоге переход в облако требует переработки многих приложений, специфической экспертизы, большого количества ресурсов. Однако вложенные в облака ресурсы многократно отбиваются в будущем.

Для каких задач бизнес использует облака

В любой современной компании есть задачи, которые лучше передать в облако. Самые распространенные из них:

  • подстройка под пиковые нагрузки и сезонные всплески;
  • выделение ресурсов под временные проекты;
  • организация резервной инфраструктуры для непрерывной работы бизнеса;
  • хранение, обработка и интеллектуальный анализ больших данных.

В долгосрочной перспективе переход на облачную платформу позволит компания обогнать конкурентам и быстрее отвечать на меняющиеся потребности рынка. С облаками бизнес сможет сфокусироваться на стратегических задачах, не отвлекаясь на администрирование и обслуживание IT-инфраструктуры.

Ссылка скопирована!

Что еще почитать про ИТ-бизнес