Количество авиапассажиров через 20 лет вырастет вдвое. Чтобы привлечь авиаперевозчиков клиентоориентированностью, аэропорты по всему миру внедряют роботов, искусственный интеллект, самоуправляемый транспорт. Но если в мире драйверы инноваций в отрасли пассажирских авиаперевозок – аэропорты, то в России роль технологических лидеров примеряют авиакомпании.

Туристы в стиле хай-тек

Эксперты связывают рост числа авиаперелетов с развитием мировой экономики, популярностью новых прямых маршрутов, увеличением объема региональных перевозок. Предполагается, что пассажиропоток вырастет вдвое через 20 лет и парк коммерческих самолетов также увеличится вдвое к 2034 году. Поэтому и самолеты, и пассажиров необходимо обслуживать быстрее, не забывая о качестве сервиса и удобстве, и внедрение технологичных решений в аэропортах – насущная необходимость.

Прогнозы аналитиков

Аналитика компании СейчасПрогноз
SITA 22 тыс. самолетов по итогам 2018 года 43 тыс. самолетов к 2034 году
IATA4,4 млрд пассажиров по итогам 2018 года 8,2 млрд пассажиров к 2037 году
Источники: SITA, IATA, 2019

Зачастую спрос на технологии диктуют пассажиры, и авиаперевозчики, чтобы угодить клиентам, предпочитают «продвинутые» аэропорты. Во многих международных хабах туристы уже могут отследить онлайн статус рейса, воспользоваться навигацией по зданию в мобильном приложении аэропорта, онлайн-регистрацией на рейс и оформить багаж без очереди через киоск самообслуживания. К 2025 году 68% пассажиров станут «цифровыми путешественниками».

Такие туристы требуют большей автоматизации и самостоятельного контроля над каждым этапом поездки. 83% руководителей аэропортов и авиакомпаний уверены: техно-пассажиры окажут ключевое влияние на их стратегию пассажирских решений к 2025 году. «Туристы желают управлять своими поездками точно так же, как и остальными аспектами жизни: при помощи смартфонов», – сообщалось в отчете SITA «2025: воздушное путешествие в эпоху цифровых технологий». Мировой рынок интеллектуальных аэропортов к 2026 году достигнет $31,10 млрд, увеличиваясь в среднем на 11,2% в год, по оценкам исследования Polaris Market Research.

Рынок технологий для умных аэропортов вырастет с $12,5 млрд в 2018 году до $28 млрд к 2026 году, то есть в среднем на 10% в год. Самый быстрорастущий сегмент – приложения для пассажиров, ежегодно он будет увеличиваться на 11,8%.

Как быстро будут меняться аэропорты
Источник: Reports&Data, 2019
Региональные инвестиции в умные технологии по направлениям в 2018 году
Источник: Reports&Data, 2019
 

Ключевые игроки на рынке: Honeywell Corporation, Collins Aerospace, ITA, Siemens, IBM, Cisco Systems, Raytheon Company, Kiewit, Larsen & Toubro, Amadeus IT Group.

Умный вход-выход

В 2018 году киоски для самостоятельной регистрации пассажиров установлены в 41% аэропортов мира, говорится в отчете SITA. Это направление – одно из самых востребованных. Суммарно идентификация в ручном режиме от момента входа в аэропорт до момента посадки на борт может занимать до часа, не считая стояния в очередях. Автоматизация помогает сократить процесс до нескольких минут, однако, внедрение всегда происходит поэтапно. Поэтому эффективность от проектов нарастает постепенно.

Например, в 2017 году в аэропорте Дубая установили лицевую биометрию на выходах на посадку. Датчики сканирую лицо, система сравнивает образ с биометрическим паспортом и идентификатором от авиакомпании Emirates (электронная карточка или QR-код из мобильного приложения). Специальные индикаторы подсказывают туристам действия для завершения процесса. Процедура доступна всем, кто ранее просканировал сетчатку глаза на стойке миграционной службы. На человека система тратит 7-10 секунд. 22,3% пассажиров аэропорта прошли на посадку через умные выходы в 2018 году, это 10,7 млн человек.

Умный туннель аэропорта Дубаи
Источник: Аэропорт Дубаи

На следующем этапе в октябре 2018 года аэропорт Дубая открыл «умный туннель», который ускоряет пограничный контроль. Система также распознает лица пассажиров. Процедура сократилась с нескольких минут до 15 секунд на человека. Неудивительно, что 74% воздушных гаваней планируют к 2021 году инсталлировать аналогичные решения.

Поэтапное внедрение биометрии в аэропортах

Этапы2018 год2021 годНе планируют
1. Проверка документов, по которым удостоверяется личность сотрудника 77%13%10%
2. Вход на посадку по биометрии и паспортам5%58%37%
3. Вход на посадку только по биометрии5%43%52%
Источник: SITA, 2019

Биометрия, которая служит пропуском при проходе через умные турникеты, стала драйвером трансформации. В 2021 году инвестировать в крупные проекты или провести научные изыскания в этой области намерены 77% аэропортов и 71% авиакомпаний. Турникеты для самостоятельной посадки станут стандартом буквально через пару лет – большинство аэропортов (59%) и авиакомпаний (63%) намерены внедрить подобное оборудование к 2021 году.

Переосмысление сервиса

Искусственный интеллект (ИИ, AI) помогает оптимизировать большое число различных процессов. 84% авиакомпаний и 61% аэропортов инвестируют в эти проекты. Самый популярный сценарий применения – виртуальные помощники и чат-боты. К примеру, сервис работает в аэропорту Милана. Виртуальный помощник ответит на самые частые вопросы на итальянском и английском языках 24/7. Сервис расскажет о ресторанах в воздушной гавани, об особенностях процедур, поможет людям с ограниченной мобильностью. Если туристу будет недостаточно ответа виртуального оператора, его переведут на чат с оператором справочной службы.

Помимо виртуальных ассистентов есть и физические. Например, летом 2017 года, незадолго до Олимпиады-2018, в южнокорейском международном аэропорту Инчхон протестировали робота-гида. Он понимает четыре языка: корейский, английский, китайский и японский. Робот предоставляет туристам информацию о магазинах поблизости, времени и статусах рейсов, подключаясь к центральному серверу аэропорта. Помощник выручает опаздывающих пассажиров – сканирует посадочный талон и подсказывает направление до выходов на посадку.

Робот-гид аэропорта Инчхон
Источник: LG

А следующие Олимпийские игры, которые пройдут в 2020 году, примет Япония. К этому событию в январе 2019 года в аэропорту Токио запустили самоуправляемый шаттл, курсирующий между терминалами. Самоуправляемый автобус движется со скоростью 30 км/час и вмещает десять человек. Машина ориентируется в пространстве с помощью GPS и магнитных маркеров в дорожном полотне, поэтому интеллектуальным решением в полном смысле слова шаттл пока не является.

В аэропортах Германии планируют убирать снег с помощью самоуправляемого транспорта. В Европе зимой снег выпадает нерегулярно, держать для его уборки штат сотрудников нерационально. Поэтому концерн Daimler реализует проект «Автоматизированное наземное обслуживание аэродромов» (AAGM). Конвой с дистанционным управлением протестировал работу четырех тракторов Mercedes-Benz Arocs, задачей которых была очистка взлетно-посадочных полос от снега. Максимальное количество снегоуборщиков в автономном конвое достигает 14-ти.

В трех странах Евросоюза – Венгрии, Греции и Латвии – тестируют проект iBorderCtrl на базе ИИ. По согласию пассажира детектор задает вопросы и анализирует его мимику. Технология должна выявлять людей, которые скрывают настоящую цель визита, лгут о возрасте, пытаются провезти запрещенные или незадекларированные предметы или скрывают источники финансирования поездки. На этапе тестирования в ноябре 2018 года точность выявления нарушителей достигала 76%. В планах разработчиков «нарастить» эффективность выявления 85%.

Одно из новых применений ИИ касается досмотра багажа. Путешественники ограничены в перевозке жидкости в ручной клади. Как правило, разрешается провозить несколько пузырьков до 100 мл в прозрачных емкостях. Эксперты полагают, что ИИ благодаря достижениям в сфере компьютерной томографии сможет выявлять опасные жидкости даже по изображениям.

Однозначность распределенных реестров

На третье место по объему инновационных инвестиций аналитики поставили блокчейн. О работе с технологией сообщили 40% авиакомпаний и 36% аэропортов. Аэропорты пока присматриваются к возможностям блокчейна, коммерческих решений немного. Один из крупных проектов реализован в аэропорту Брюсселя, речь идет о грузоперевозках. Все участники логистической цепочки координируют свою работу с помощью блокчейна. Достаточно одной компании внести данные в систему, как информация становится доступна всем участникам процесса, и не требуется отсылать массу документов.

Блокчейн интересен тем, что может исключить задвоение операций, тем самым сократить количество проверок и ускорить предполетный контроль. 34% аэропортов планируют к 2021 году начать исследование технологии или разработать блокчейн-решение.

От обратного

Пассажиропоток в российских аэропортах растет медленнее, чем в мире. По данным Транспортной клиринговой палаты (ТКП), отечественные авиакомпании перевезли в 2018 году 115,5 млн человек, что на 10% больше, чем в 2017 году. Доля страны на мировом рынке пассажирских авиаперевозок составляет 2,6%. Соответственно, гонка за инновациями сосредоточилась в московских аэропортах и лидерах пассажирской авиаперевозки. К примеру, технологии биометрии и блокчейна внедряются крупными перевозчиками в нескольких аэропортах страны. Роботами обзавелась пара аэропортов.

«Газпром нефть» и S7 Airlines

В августе 2018 года в аэропорте Толмачево (Новосибирск) «Газпром нефть-Аэро» и S7 Airlines первыми на российском авиарынке начали использовать систему смарт-контрактов для заправки самолетов. Скорость взаиморасчетов заметно выросла, планировать заправку стало удобнее, отпала необходимость в банковских гарантиях и предоплатах.

Источник: Газпром-нефть

Авиакомпания оплачивает заправку моментально. Командир воздушного судна запрашивает у оператора-топливозаправщика уточненный объем топлива. Онлайн-заявка отправляется в банк авиакомпании для резервирования суммы заправки.

Роботы в Домодедово и Внуково

В сентябре 2018 года в аэропорте Домодедово завершилось испытание роботизированного склада хранения багажа. Сумки сдаются в багаж за 12-24 часа до рейса. Склад состоит из 12 стеллажей высотой в три метра. Специальные рельсы, установленные на стеллажах, позволяют шести роботам передвигаться со скоростью в 14 км/час. Их роборуки для перемещения багажа используют поддоны с микрочипами. От команды поиска нужной сумки до ее доставки к точке комплектации рейса у робота уходит две минуты.

«В 2014 году в аэропорту Внуково появился робот «Леночка», которая самостоятельно определяла большие скопления людей в аэропорту и направлялась к ним, чтобы помочь. Эта разработка принадлежит российскому инновационному центру “Сколково”», – напомнил Андрей Каймачников, руководитель сервиса «Билетик.Аэро».

Видеонаблюдение в Южно-Сахалинске

В Южно-Сахалинском аэропорту протестирована система видеонаблюдения, которая использует машинное зрение для анализа человеческого потока, проходящего через рубежи контроля.

Система может вести базу данных распознанных лиц, искать их во внешних хранилищах изображений или по видеокадру. При обнаружении разыскиваемого человека сотрудники правоохранительных органов получают уведомления на автоматизированные рабочие места. За год таким образом обрабатывается до трех миллионов лиц – пассажиров, провожающих и сотрудников аэропорта.

Система идентифицирует 98% лиц в потоке. Это достигается за счет тщательного подбора специалистами точек обзора с учетом особенностей архитектуры и требований к освещенности территории в разные сезоны.

Биометрия от «Аэрофлота»

В ноябре 2018 года представители «Шереметьево» сообщили о пилотном старте проекта по распознаванию лиц. Как пояснял Кирилл Богданов, заместитель гендиректора «Аэрофлота» по информационным технологиям, после прохождения рамок спецконтроля достаточно будет приложить посадочный талон к специальному турникету у выходов на посадку.

На спецконтроле камера делает фотоснимок лица и передает его на камеру у выхода на посадку. Следующий этап: камера в зоне посадки сверяет фото в оналйн-режиме с реальным лицом пассажира. При совпадении снимка с данными камеры турист может без лишних формальностей проследовать на борт самолета. Планируется, что в результате время на посадку сократится на 30%.

Инвестиции в регионы

В 2015-2018 годах крупные аэропортовые холдинги активно инвестировали в региональные аэропорты – прошла волна сделок. К примеру, «Новапорт» стал основным акционером аэропорта Улан-Удэ, Большое Савино (Пермь), Рощино (Тюмень). Инвестпортфель «Аэропортов регионов» пополнился Елизово (Петропавловск-Камчатский), Курумоч (г. Самара), Новый Уренгой. Структуры Олега Дерипаски получили международные аэропорты «Владивосток» и «Красноярск».

Источник: Коммерсант, 2019

Инвесторы заявляли о модернизации инфраструктуры нескольких из приобретаемых аэропортов – казалось бы, можно ожидать всплеск внедрения инноваций. Но с 2017 по середину сентября 2019 годах так и не появилось соответствующей волны сообщений об интересных технологических проектах.

Причин сразу несколько. Во-первых, авиаинфраструктура во многих регионах в плохом состоянии или вообще отсутствовала. К примеру, «Аэропорты регионов» с нуля построили аэропорты «Платов» в Ростове-на-Дону и «Саратов». Где-то пришлось восстанавливать взлетные полосы, переоборудовать залы ожидания. «Все средства идут на модернизацию аэропортового комплекса: от взлетно-посадочной полосы до самого здания. В Йошкар-Оле, к примеру, только недавно было восстановлено авиасообщение с Москвой. Местным жителям требовалось ехать в соседние регионы, чтобы попасть на рейс до столицы», – поясняет эксперт Андрей Каймачников.

«Аэропорты должны обеспечивать соответствующий уровень обслуживания. Многие регионы не в полной мере готовы для внедрения инновационных решений. Основными барьерами для их цифровизации являются недостаточные финансовые возможности и отсутствие необходимой инфраструктуры», – полагает Александр Голышко, системный аналитик управления системной архитектуры компании «Техносерв».

Кроме того, даже в крупных авиахабах технологические решения не всегда окупаются и скорее служат для подтверждения имиджа инновационного и клиентоориентированного пространства. «Не все готовы принять современные технологии. И это относится не только к администрации, но и к обычным пассажирам», – рассказал Андрей Каймачников. – Даже в крупных российских аэропортах около стоек на регистрацию простаивают терминалы самообслуживания. При отсутствии спроса на технологии аэропорты не будут вкладывать в деньги в инновации для пассажиров».

Поэтому драйверами цифрового развития стали авиакомпании. А ключевая задача российских региональных аэропортов – выйти на уровень, при котором можно принимать международные авиарейсы.

Облегчить цифровизацию помогут облачные сервисы. Перенести инфраструктуру в облако в режиме реального времени без ошибок, простоев и потери данных можно, используя автоматизированный сервис миграции от VK Cloud (бывш. MCS). При этом не важно, переезжаете вы с другого облачного сервиса, своего частного облака или железной инфраструктуры.