Когда банковская карта есть практически у любого, инструментом конкуренции банков за клиента становятся снижение стоимости услуг, выход с новыми продуктами раньше других и отсутствие сбоев.

Успех в этих вопросах опирается на цифровые решения, которые использует банк. Сегодня IT-служба банка не только обслуживает офисы и отделения, как в начале 2010-х, но и разрабатывает мобильные приложения, считает кредитный скоринг и выявляет мошенничество с помощью ИИ. В результате банки стали флагманами внедрения новых технологий. Применять технологии помогают облачные платформы, инфраструктурная основа диджитализации.

В 2019 году банки уже активно используют публичные облака. Ранее финансовые организации избегали публичных облаков, пока эта технология не «дозреет» по надежности и безопасности. Сегодня банки полностью доверяют облачным платформам. HSBC и JPMorgan Chase уже строят часть IT-систем и хранят зашифрованные данные в публичных облаках.

Какие же инструменты диджитализации банк получает в облаке?

«Облачные термины»

Традиционная IT-инфраструктура предполагает, что приложения работают на железных серверах в серверном помещении банка, как это было 20 лет назад. Чтобы усилить приложение, надо менять его сервер на другой, более мощный.

Виртуализация «сливает» железные ресурсы организации в один пул и «нарезает» его на виртуальные машины, на которые ставят нужные приложения. «Нарезку» можно перенастраивать на ходу. Для усиления базы данных не нужен новый сервер, мы просто «подкручиваем» ее виртуальную машину, чтобы она стала мощнее. Управлять такой инфраструктурой проще.

Публичное облако — пул виртуальных ресурсов, который компания арендует у облачного провайдера. Например, можно арендовать 10 мощных машин для нового алгоритма или петабайт для хранения данных. В публичном облаке можно строить решения, аттестованные и сертифицированные в соответствии с требованиями регуляторов к безопасности, надежности и хранению данных.

Частное облако — пул виртуальных ресурсов под полным контролем компании. Если угодно, частное облако это традиционная IT-инфраструктура плюс виртуализация. Крупные провайдеры публичных облаков помогают компаниям строить и частные облака.

Гибридное облако предполагает, что часть IT-процессов выполняется в публичном облаке, а часть остается в периметре частного облака. Банки используют публичные облака практически исключительно в составе «гибридов». Например, частное облако хранит конфиденциальную информацию, а в публичных происходит высокотехнологичная обработка обезличенных данных.

Больше IT за те же деньги

Запуск новых продуктов, переход на дистанционное обслуживание, рост объема данных — все это требует новых IT-мощностей, расходов на внедрение и обслуживание. Для некоторых задач эти расходы сокращаются, если арендовать мощности в облаке. Плата за аренду рассчитывается только за используемые ресурсы. Прозрачное ценообразование помогает точнее оценить возврат на инвестиции для новых сервисов.

Пример: периодическая аналитика больших данных. Раз в неделю на два часа создаются машины, на которые загружаются данные, выполняются расчеты. Результат отправляется в банк, а машины «уничтожаются».

Быстрый запуск продуктов

Новые продукты помогают привлекать и удерживать клиентов. Пользователь может выбрать банк просто потому, что он позволяет переводить деньги через приложение на смартфоне.

При создании новых услуг требуется быстрый результат без больших расходов. Однако для запуска нужна инфраструктура с нетривиальной технологической начинкой. Традиционная закупка и настройка оборудования требуют капитальных инвестиций, найма экспертов. Это затягивает запуск.

Облака позволяют быстро вывести MVP на рынок, протестировать и дорастить до полноценного продукта. Готовые облачные инструменты помогают настроить инфраструктуру нового проекта за считанные часы и даже минуты. Благодаря этому эксперты занимаются не администрированием «железа» или приложений, а тем, что находится «на острие» идеи нового продукта — ИИ, анализом данных и так далее.

Электронное обслуживание без сбоев

Стабильность сервисов и доступ к ним в любое время создают репутацию банку. Критические платежные сервисы должны выдерживать нагрузки черной пятницы и новогодних праздников.

Надежность IT обеспечивается житейским правилом «не складывать все яйца в одну корзину». В роли яиц выступают данные и обрабатывающие их серверы. При аварии в дата-центре пользователи мобильного приложения продолжат покупать, а аналитики банка — видеть информацию в реальном времени, если копии данных и рабочие серверы доступны в других дата-центрах.

Задействовать такое резервирование в традиционной инфраструктуре — нетривиальная задача, которую решают индивидуально от случая к случаю. В облаках хранение данных в нескольких копиях обычно обеспечивается по умолчанию, а дублирование функций в удаленных географических точках — вопрос включения в тариф проработанных типовых решений с предсказуемой стоимостью.

Защите от киберпреступлений

IT-системы банков — лакомый кусок для хакеров. Злоумышленники атакуют внутренние сети, взламывают банкоматы, крадут данные клиентов. Только одна хакерская группа за год похитила со счетов российских банков 1,8 млрд рублей в результате 13 атак. В 2018 году ФинЦЕРТ Банка России зафиксировал около 300 хакерских атак на банки.

По данным Gartner, в 2020 году публичные облака будут на 60% реже становиться жертвами атак, чем собственные дата-центры. Облака обеспечивают лучшую защиту на физическом, аппаратном и программном уровнях, чем многие частные инфраструктуры. Для этого провайдеры нанимают лучших экспертов безопасности, выполняют строгие политики доступа к IT-системе. В крупных облаках для банка можно построить облачный сегмент с повышенной защитой, который можно сертифицировать и аттестовать в соответствии с требованиями регулятора.

Облака помогают сделать транзакции безопасными не только на уровне инфраструктуры. Многие инструменты борьбы с хищениями, мошенничеством, проверки транзакций основаны на машинном обучении. Из-за отсутствия такого контроля в 2016 году банк Бангладеш потерял 81 млн долларов. Машинное зрение позволяет распознавать мошенников по камере в банкомате, идентифицировать клиентов, визуально контролировать физический периметр. Готовые инструменты машинного обучения и зрения можно получить в облаке.

Повышение возвратов при кредитовании

Качество кредитного скоринга, прогноз невозврата и оптимальной суммы кредита напрямую транслируются в снижение потерь и увеличение доходов. Нейросети могут классифицировать клиентов на надежных и ненадежных по истории покупок, кредитному рейтингу, записям звонков в службу поддержки.

Банк JPMorgan Chase разработал алгоритм, обрабатывающий 12 тыс. кредитных договоров за несколько минут — ранее это занимало 360 человеко-часов (девять рабочих недель). В Китае голосовой ИИ помог компании по сбору долгов Ziyitong увеличить возврат с 20 до 41%. Робот звонил должникам и выбирал формулировки, повышающие вероятность погашения кредита.

Взвешенные бизнес-решения

Машинное обучение (machine learning) помогает добыть полезную информацию из любых данных: документооборота, транзакций, видеозаписей камер. Это дает менеджерам возможность поставить на поток принятие решений, обоснованных данными и достоверной аналитикой, а не интуицией, которая нередко подводит.

Пример: в трейдинге нейросети реализуют автоматизированное управление активами. Они анализируют состояние финансового рынка, данные об операциях, финансовые отчеты и рекомендуют, какие акции стоит купить или продать. Банк Goldman Sachs автоматизировал трейдинг и сократил расходы на зарплату трейдеров в 300 раз.

Банки в облаках

Безопасность и надежность публичных облаков завоевала доверие банков и финансовых организаций. Крупные компании стали хранить и обрабатывать данные в облаках.

Банки используют публичные облака в составе «гибридных» для хранения и высокотехнологичной обработки данных, решения задач бесперебойности, тестирования новых продуктов.

Оригинал статьи на bosfera.ru