Цифровая экономика немыслима без бизнес-аналитики. Однако не все хайповые проекты в этой области способны пройти «огонь, воду и медные трубы», чтобы превратиться в настоящие рыночные инструменты.

Вектор развития

Специалисты аналитической компании Gartner представили новый доклад «Цикл хайпа в бизнес-аналитике, 2019» (Hype Cycle for Analytics and Business Intelligence, 2019), в котором описаны ключевые тенденции рынка по состоянию на конец 2019 года, а также фазы развития различных направлений аналитики и бизнес-аналитики.

«Благодаря тому, что аналитические инструменты лежат в основе любого цифрового бизнеса, ИТ-лидеры и бизнес-лидеры при принятии решений об инвестициях отдают главный приоритет аналитике и бизнес-аналитике. Наш «Цикл хайпа» помогает лидерам в области данных и аналитики переходить к расширенной аналитике, формировать цифровую культуру, внедрять и масштабировать аналитические инициативы», — сказал Джим Хэйр (Jim Hare), вице-президент Gartner по исследованиям.

Цикл хайпа для технологий аналитики и бизнес-аналитики, 2019 год
Источник: Gartner

Под термином «Цикл хайпа» (Hype Cycle) исследователи Gartner подразумевают путь становления технологии в бизнес-аналитике — от зарождения в качестве идеи, через хайповый период переоценки возможностей на волне дутой рекламы, через «похмельный» период возвращения к реальности и трезвой переоценки перспектив, и далее — через период доведения до ума технологии во втором и третьем ее поколении. В финальной фазе наконец-то происходит выпуск практичных коммерческих бизнес-инструментов для стабильной работы.

Пятерка ключевых трендов в бизнес-аналитике

В ежедневно обновляемом исследовании аналитики Gartner отражают в графической форме состояние ведущих направлений развития бизнес-аналитики по состоянию на нынешний год.

Помимо этого, в исследовании приводится список важных индустриальных тенденций, развитие которых сыграет ключевую роль в будущем бизнес-аналитики.

В 2019 году в пятерку ключевых для эволюции бизнес-аналитики направлений вошли следующие тенденции.

1. Добавленная (расширенная) аналитика (Augmented Analytics). Методы расширенной аналитики задействуют машинное обучение для автоматизации процесса подготовки данных, выявления пригодных для анализа данных, исследования данных и разработки моделей машинного обучения. Она служит для обмена знаниями в кругу бизнес-пользователей, оперативных сотрудников и специалистов по работе с данными.

Расширенная аналитика по мере развития станет ключевой технологией новых аналитических платформ. Она обеспечит анализ данных для каждого сотрудника организации за меньшее время, с менее квалифицированным персоналом и с меньшим числом интерпретаций, нежели современные методики с ручной обработкой информации.

По мере развития технологии появится востребованность в большем числе специалистов по данным для гражданских нужд. Уже в 2020 году специалисты по продвинутой аналитике превзойдут по объему обрабатываемой информации традиционных специалистов по данным — главным образом за счет автоматизации обработки данных.

2. Цифровая культура (Digital Culture). Развитие эффективной цифровой культуры может стать наиболее важным шагом компании на пути цифровой трансформации. Приемы грамотной работы с данными (Data Literacy) окажут влияние на всех сотрудников и станут жизненно важным деловым навыком.

«Инициативы в области грамотности данных, цифровой этики, конфиденциальности, корпоративной информации и инициативы поставщиков по работе с данными для социального блага — вот что определяет и охватывает цифровую культуру», — отметил Джим Хэйр.

Наибольшее внимание вопросам цифровой этики в настоящее время уделяют частные лица, компании и правительства, понимающие перспективы роста влияния таких технологий как искусственный интеллект (ИИ), цифровое общество и «фальшивые новости».

По мнению специалистов Gartner, лидерам в области аналитики и работы с данными следует поощрять и спонсировать общественные дискуссии о цифровой этике. В перспективе это гарантирует этичное использование информации и технологий, которые помогают получить и сохранить высокий уровень доверия со стороны сотрудников, клиентов и партнеров.

К 2023 году до 60% организаций с штатом более 20 специалистов по данным будут нуждаться в профессиональном кодексе поведения, включающем этику использования аналитики и данных.

3. Аналитика взаимоотношений (Relationship Analytics). Сам факт появления аналитики взаимоотношений подчеркивает растущую важность использования графиков, географических локаций и методов социальной аналитики для понимания взаимосвязи между людьми, вещами и объектами.

Анализ неструктурированных, постоянно изменяющихся данных помогает предоставить пользователям информацию с контекстной взаимосвязью для более глубокого понимания событий, более точных прогнозов и принятия решений.

Многие современные приложения, которые высоко ценятся, ориентированы на обнаружение зависимостей. При этом вопросы, на которые ищется ответ, заранее не определены. Например, анализ отношений с применением графических методов может идентифицировать противозаконное поведение и преступную деятельность. Анализируя формальные и неформальные связи людей, правоохранительные органы могут выявлять факты отмывания денег и другие виды преступлений. В этом контексте аналитика взаимоотношений также облегчает обнаружение вредоносного и добропорядочного поведения в Сети.

4. Аналитика принятия решений (Decision Intelligence). Лидеры рынка бизнес-аналитики используют различные данные из постоянно движущихся и изменяющихся экосистем. Это требует применения множества методик для эффективного управления данными.

Результаты использования современных моделей в принятии решений зачастую непредсказуемы. Причина в неспособности алгоритмов уловить и учесть факторы неопределенности, которые связаны с поведенческими факторами моделей в бизнес-контексте. Аналитика принятия решений является целостной структурой, которая объединяет традиционные и новейшие методы разработки, моделирования, согласования, исполнения, мониторинга и точной настройки моделей.

5. Операционализация и масштабирование (Operationalizing and Scaling). Число вариаций применения аналитики в бизнесе увеличивается взрывообразно. Растет число специалистов для работы с данными, растет спрос на аналитику взаимодействий и процессов для нужд автоматизации и масштабирования предприятия, аналитические сервисы и алгоритмы используются почти на каждом шагу.

Вне зависимости от цели (оценка стратегического изменения или постепенная оптимизация миллионов транзакций и взаимодействий) аналитические инструменты и данные изыскиваются даже там, где раньше их и не думали бы искать. Такой подход добавляет новое измерение в определение «Аналитики повсюду».

Под концепцией «Аналитика повсюду» эксперты Gartner подразумевают использование анализа сырых данных для принятия любого решения. При этом источником данных могут быть как внутренние ресурсы, так и внешние — из архивов, локальных или облачных хранилищ.

«Аналитика повсюду» позволяет извлечь выгоду из любых идентифицированных возможностей. Данные и аналитика не просто отражают нынешнее положение дел, но играют более активную и динамичную роль в обеспечении успешной деятельности всей организации в будущем.

Рынок бизнес-аналитики: реалии и перспективы

Мировой рынок бизнес-аналитики и инструментов для работы с большими данными быстро растет. По итогам 2019 года, согласно данным прогноза IDC, увеличится до $189,1 млрд. Это на 12,0% больше, чем в 2018 году. В течение пятилетнего периода с 2018 года по 2022 год аналитики IDC предсказывают среднегодовой прирост этого рынка на 13,2% с достижением в 2022 году отметки в $274,3 млрд.

Как отмечают аналитики IDC, при работе с данными все шире используется искусственный интеллект, средства обработки естественного языка и устной речи. В перспективе эти тенденции будут только усиливаться.

В России, согласно данным «Аналитика 3.0 — 2019», рынок решений для бизнес-аналитики продолжает неуклонно увеличиваться. Совокупная выручка пятнадцати ведущих игроков на российском рынке BI-решений составила 11,736 млрд рублей в в 2018 году, что на 4,46% больше показателей 2017 года. В целом рынок полностью восстановился после кризисного 2014 года.

Рост связан с развитием цифровизации в России и спросом на инструменты обработки данных. Со стороны заказчиков наблюдается рост спроса на более персонализированные предложения. Бизнес-менеджеры предпочитают самостоятельно работать с аналитическими инструментами, не прибегая к помощи ИТ-департаментов. Все чаще говорится об автономных решениях, которые не требуют дополнительной поддержки или регулярной настройки после внедрения.

Серьезный импульс развитию российского рынка BI-решений дает повышенный интерес к хайповым технологиям. Крупные компании, представленные даже в структуре ВВП страны, накапливают большие данные с космической скоростью, главным образом в промышленности, ритейле и финансовом секторе. В предприятиях из этих сегментов сложился спрос на аналитику с применением машинного обучения, искусственного интеллекта, озер данных.

Согласно данным опроса более 600 топ-менеджеров относительно их инвестиций в средства BI и аналитики, проведенного Tibco Software, примерно по 20% опрошенных уже используют облачные сервисы, средства бизнес-аналитики как таковые и системы интеграции приложений и данных. Кроме того, респонденты отметили средства бизнес-аналитики среди «самых применяемых» инновационными компаниями.

На вопрос о планируемых в ближайшие годы к внедрению технологиях ответы распределились следующим образом: интернет вещей — 16%, искусственный интеллект и машинное обучение — 11%, системы с открытым кодом — 8%, блокчейн — 6%.

Ориентированность на результат — эффект, проявившийся в ходе опроса Tibco: аналитика не может существовать отдельно от целей, которым служит. Для достижения результата, как полагают в Tibco, будут создаваться команды из специалистов различных направлений.

Еще одна тенденция, которую выделяют авторы исследования, — быстрое внедрение средств быстрого преобразования данных в различные формы, удобные для аналитической обработки и репрезентации. Такие системы становятся ключевыми элементами, которые помогают осуществлять проекты по плану и в срок.

Для того чтобы поставить последние инновации в области аналитики на службу компании, эксперты Tibco дают несколько рекомендаций на 2020 год.

  • Определиться с областью применения новшеств, которая обеспечит успех компании.
  • Заручиться поддержкой руководства и быть готовым к итеративному изменению и расширению проектов в сфере аналитики.
  • Выбрать и внедрить нужные инструментальные средства.
  • Обзавестись платформой, которая обеспечит обзор всего ландшафта данных.
  • Наладить широкое взаимодействие, внедрив инструменты, которые дадут не только возможность сотрудничать в рамках групп технических специалистов, но и привлекать к участию в проектах руководство и всех заинтересованных лиц.