По данным аналитиков, продажи в офлайн-ритейле и e-commerce продолжают расти, но темпы роста падают. Посмотрим, как цифровая трансформация влияет на объем продаж, что ждет розницу в будущем, в какие IT-технологии и сколько вкладывают торговые сети.

Темпы роста продаж мирового ритейла замедлятся

Согласно отчету emarketer.com, в 2019 году объем продаж на рынке ритейлеров вырос на 4,5%, по сравнению с прошлым годом. При этом темпы роста замедляются, по прогнозам аналитиков, в дальнейшем ежегодный рост также не превысит 4,5%. То есть наблюдается некоторый спад розничной торговли. Для сравнения — в период с 2012 по 2017 годы продажи росли на 5,7%-7,5%.

Динамика розничных продаж ритейла в ближайшем будущем
Источник: emarkerter.com

Ситуация в розничной торговле сейчас отражает то, что происходит в мире. Китайская экономика в 2018 году показала худший рост ВВП за последние 28 лет. По данным Eurostat, рост ВВП Евросоюза замедляется с конца 2017 года. Экономика США также снижает темпы: аналитики S&P прогнозируют, что рост ее ВВП упадет на 2% к концу 2020 года.

Доля e-commerce в продажах ритейла продолжает расти

В сегменте e-commerce ситуация аналогичная — продажи растут, но темпы их роста падают: с 20,7% в 2019 году до 14,9% в 2023 году. При этом доля e-commerce в общих продажах ритейла неуклонно увеличивается: в 2019 году она составит 14,1%, а в 2023 году достигнет 22%.

Розничные продажи e-commerce
Источник: emarkerter.com

Быстрее всего растут продажи интернет-магазинов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, несмотря на замедление экономики Китая. На втором месте Латинская Америка, замыкают тройку лидеров Африка и Ближний Восток.

Азиатско-тихоокеанский регион по-прежнему лидирует
Источник: emarkerter.com

Самым быстрорастущим рынком из первой десятки стран, возглавляющих статистику роста электронной коммерции, стала Мексика. Продажи e-commerce в этой стране выросли за прошлый год на 35%.

Шесть из десяти быстрорастущих стран находятся в Азиатско-тихоокеанском регионе
Источник: emarkerter.com

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем рынка российских онлайн-ритейлеров за 2018 год составил 1,66 трлн рублей. Цифры российских аналитиков разнятся с отчетами западных коллег, однако, аналитики emarkerter.com включают Россию в первую десятку крупнейших мировых рынков e-commerce.

Страна 2018 г. (млрд $)2019 г. (млрд $)Рост, в %
Китай1520.101934.7827.3
США514.84586.9214.0
Великобритания127.98141.9310.9
Япония110.96115.404.0
Южная Корея87.60103.4818.1
Германия75.9381.857.8
Франция62.2769.4311.5
Канада41.1249.8021.1
Индия34.9146.0531.9
Россия22.6826.9218.7

Tоп-10 стран по продажам e-commerce. Источник: emarketer.com

Ситуация на рынке в России внушает оптимизм. Стратегия Минпромторга предполагает, что к 2024 году доля электронной торговли в общем объеме торговли РФ увеличится до 20%. При этом ведомство намеревается повысить российскую долю на глобальном рынке до 10%.

Есть и другие прогнозы. Morgan Stanley предсказывает, что российский рынок e-commerce к 2023 году вырастет более чем в 2,5 раза, а продажи составят 3,4 трлн рублей (примерно 52 млрд долларов). Примерно такие же цифры приводит East West Digital News в свежем отчете о будущем электронного ритейла в России.

Темпы роста рынка ритейла в России

По данным отчета INFOLine, в 2018 году оборот российского ритейла продолжил тенденцию роста, начавшуюся в 2017 году, и составил 31,6 трлн рублей, увеличившись на 2,8% в физическом выражении и на 6,2% в денежном.

Хорошую динамику показывает сектор розничных продаж продовольственных товаров: в 2018 году он вырос почти на 50% и приблизился вплотную к отметке в 23 млрд рублей. В свою очередь, онлайн-рынок FMCG превысил 150 млрд рублей.

Среди лидеров по инвестиционной активности на рынке FMCG — продуктовые ритейлеры X5 Retail Group и «Магнит». На долю компаний пришлось 60% новых открытий магазинов в 2018 году при чистом приросте торговых площадей по всей отрасли на 1860 кв. м.

Аналитики M.A.Research прогнозируют, что в 2019-2024 годах доля лидеров российского рынка FMCG увеличится до 20-25%, что приведет к усилению конкуренции. Также исследование предсказывает, что реальный рост рынка сетевого продовольственного ритейла составит в 2019 году не более 2.5%. В последующие годы динамика останется положительной, а темпы ускорятся: до 4.3% в 2020 году и от 4,5% до 5% в период с 2021 по 2024 годы.

Лидеры мирового рынка розничной торговли

В марте 2019 года аналитики онлайн-платформы Kantar Consulting, совместно со Store, официальным журналом NRF (Национальной федерации розничной торговли США), выпустили отчет Top-50 Global Retailers.

МестоРитейлерСтранаБаллы рейтингаПрибыль на зарубежных рынках (млрд)Прибыль, всего (млрд)
1Walmart США435,155$118.07$500.34
2AmazonСША185,403$54.30$160.41
3Schwarz GroupГермания146,235$63.51$101.94
4CarrefourФранция120,827$48.66$89.16
5Ahold DelhaizeНидерланды119,353$55.46$70.92
6CostcoСША117,217$35.14$129.03
7AlibabaКитай110,980$7.88$39.94
8AldiГермания99,418$37.95$84.98
9AuchanФранция94,793$41.62$63.78
10TescoВеликобритания67,713$19.15$74.12

Так выглядит топ-10 мировых ритейлеров по мнению NRF и Kantar Consulting

Не стоит удивляться, что один из представителей «большой тройки» — Alibaba — оказался в рейтинге ниже конкурентов: Walmart и Amazon. Это связано с тем, что большая часть товаров, которые продает маркетплейс, не проходит через его склады, а значит, не учитывается в совокупных доходах. Кроме того, баллы начисляют за международные доходы, а большая часть доходов ритейлера с китайского рынка.

Вторую строчку Amazon объяснить гораздо проще. Имея большую капитализацию, чем Walmart, Amazon значительно уступает конкуренту по прибыли. У компании Джеффа Безоса есть все шансы сократить отставание, если они продолжат развивать инновационные и международные проекты.

Технологии, в которые вкладывает ритейл

Агентство Gartner прогнозирует, что в 2019 году ритейл потратит на технологии 203,6 миллиарда долларов, это на 3,6% больше, чем в 2018 году. Лидер по росту расходов — программное обеспечение. В основном IT-директора розничной торговли отдают приоритет аналитике, цифровому маркетингу, мобильным приложениям, платформам электронной коммерции и искусственному интеллекту, как технологиям, наиболее важным для выполнения миссии своей организации.

20182019202020212022
Внутренние сервисы, млрд $33.333.834.034.334.9
ПО, млрд $30.232.835.738.640.5
IT-сервисы, млрд $81.685.790.295.0100.0
Услуги связи, млрд $27.427.026.726.426.0
Устройства, млрд $12.412.612.612.512.4
Системы ЦОД, млрд $11.511.711.711.711.5
Общие расходы (млрд $)196.6203.6210.9218.5225.4
Рост расходов, %5.6%3.6%3.6%3.6%3.1%

Прогноз расходов на технологии в розничной торговле от Gartner

«Раньше перед IT-директорами стояла задача минимизировать риски и затраты, — говорит Молли Бимс, старший директор и аналитик Gartner, — Теперь они несут ответственность за результаты бизнеса. Они отдают приоритет окупаемости инвестиций и другим измеримым воздействиям на бизнес. Вкладывают в аналитику как для получения краткосрочных выгод, таких как принятие решений, так и для подготовки к инновациям, таким как роботы, искусственный интеллект и дополненная реальность, — все это потребует надежных наборов данных».

В исследовании, проведенном порталом Retail TouchPoints, 115 американских специалистов из сферы розничной торговли заявили, что технологии стали главным направлением, в которое вкладывается ритейл: 61% опрошенных отметили увеличение бюджета на новые технологии, 52% на мобильные.

В России, согласно исследованию аудиторско-консалтинговой фирмы KPMG, которая опросила топ-менеджеров 100 крупнейших российских компаний, средний размер инвестиций ритейла в технологии составит 45,4 млн рублей в год.

Также эксперты выяснили, какие новые технологии респонденты уже опробовали в бизнесе. Самым популярным оказался анализ больших данных, его используют 55% опрошенных из сферы ритейла.

ТехнологияПроцент внедривших респондентов
Big data55
Чат-боты50
Роботизация40
OCR20
VR/AR20
Блокчейн20
Интернет вещей15
ИИ5

Технологии, которые уже внедрил российский ритейл. Источник: KPMG

Другое исследование о цифровизации российского бизнеса, проведенное НИУ ВШЭ, концентрируется на IT-решениях в рознице.

Аналитики отмечают, что ритейлеры анализируют большие данные для персонализации общения с покупателями. При этом для развертывания систем электронной торговли крупные ритейлеры используют как собственные ресурсы, так и облачные технологии. Отмечается тенденция передачи на аутсорсинг облачным провайдерам не только хранения данных, но и развертывания информационных систем, обеспечивающих бизнес-логику. Она появилась в результате роста конкуренции и экономической стагнации.

Также в ритейле применяют IT-технологии управления персоналом, в том числе с биометрической идентификацией, ГИС (географические информационные системы) — системы проектирования и визуализации торговых точек и управления торговой сетью. Растет популярность RFID-меток для удешевления маркировки товаров и улучшения покупательского опыта.

Среди трендов авторы исследования отмечают омниканальные платформы, то есть управление комплексными персонализированными продажами в реальном времени. Для этого внедряют интеграционные платформы, оптимизирующие поток обращений и загрузку операторов колл-центров. Они интегрируются в IT-инфраструктуру ритейлера, обмениваются данными с BI, CRM, ERP-системами. Например, облачные решения для ритейла от VK помогают создать консолидированную IT-инфраструктуру, объединив офлайн- и онлайн-опыт покупателей.

«Сегодня применение цифровых технологий становится делом не только специально назначенных для этого IT-специалистов, а всех сотрудников компании, начиная с генерального директора, и заканчивая рядовыми исполнителями и рабочими. Без понимания происходящих системных изменений российским компаниям будет нелегко выдерживать конкуренцию на нынешних и будущих рынках», — считают авторы исследования.

Что ждет ритейл в ближайшем будущем?

Прогнозы на будущее ритейла однозначно положительные. Мировая розница замедляет темпы роста продаж, но падения объема оборотов не ожидается. Доля электронной торговли в общих продажах ритейла увеличивается. Аналитики прогнозируют, что глобальные продажи e-commerce в 2023 году почти удвоятся по сравнению с 2019 годом.

Ритейлеры стремятся к автоматизации и хотят не просто следить за трендами, а опережать их, вкладывая значительные средства в IT. Розничные магазины продолжают идти по пути цифровой трансформации, чтобы не потерять клиентов и выиграть в конкурентной борьбе.