Неожиданный поворот наметился в истории с созданием Huawei собственной операционной системы. Еще недавно мы писали, как китайский гигант планирует выживать за счет собственной операционной системы Harmony OS. Однако технологическая компания объявила о намерении использовать российскую операционную систему вместо Android. Мы посмотрели на рынок российских операционных систем, чтобы представить, насколько разработчики продвинулись с мечтой о национальной ОС.

«Аврора» вместо Android?

Заменить Android на Huawei может российская операционная система «Аврора», которая создана на базе финской Sailfish. Разработчиком «Авроры» владеет «Ростелеком» и российский бизнесмен Григорий Березкин. А предложение использовать российскую разработку вместо американской, по данным The Bell, прозвучало на встречах Владимира Путина с генсекретарем компартии Китая Си Цзиньпином. Для российской разработки — это шанс получить широкое использование. Ведь в России использовать «Аврору» на потребительском рынке невозможно из-за отсутствия массовой технологической платформы.

Проще говоря, поддержать отечественную программную разработку должны сначала производители смартфонов. А они пока смотрят в сторону популярных операционных систем. На российской ОС работает только смартфон Jolla. Государство планирует развитие национальной мобильной операционной системы в рамках программы по импортозамещению.

Сегментация глобального рынка мобильных операционных систем
Источник: StatCounter Global Stats, август 2019

«Основным направлением государственной информационной политики должно стать развитие рынка отечественных операционных систем, разработанных с применением российских средств защиты информации и используемых в стратегически важных сферах деятельности государства, в том числе промышленной, экономической, политической, военной, с целью организации единого защищенного информационного пространства», — рассказывает директор по продукту ГК Astra Linux Роман Мылицын.

По его словам, необходима организация процесса разработки и внедрения на базе таких систем отечественных программных продуктов и/или интеграция в систему уже существующих на отечественном рынке готовых решений по следующим направлениям:

  • система автоматизированного проектирования (САПР);
  • система управления базами данных (СУБД);
  • система электронного документооборота (ЭДО);
  • система дистанционного банковского обслуживания (ДБО);
  • система бухгалтерского учёта (БУ);
  • иные специализированные решения для конкретных отраслевых задач.

Нужна ли «русская» ОС?

Говоря об импортозамещении на рынке операционных систем, эксперт отмечает, что любая ИТ-зависимость от поставщиков коммерческого программного обеспечения несет риски. «В последнее время в новостных сводках все чаще звучит проблема зависимости от продуктов компании Microsoft, которая сегодня является эдаким цифровым гегемоном. Многие западные страны серьезно озабочены вопросами безопасности использования программных продуктов иностранных компаний. События последних лет лишь накаляют атмосферу. Все чаще появляются сведения о новых уязвимостях 0-го дня, которые представляют наиболее серьезную опасность для информационных систем. Выявляются скрытые функции слежения, телеметрии, прослушки, перехвата служебной информации, персональных данных клиентов», — отмечает он.

Отдельные ИТ-специалисты не поддерживают идею софтверного импортозамещения на уровне операционных систем. Они считают, что Россия потратит на разработку значительные средства, но все равно будет на годы отставать от западных софтверных гигантов.

Руководитель группы компаний PE STUDIO Евгений Рыбалкин считает, что необходимость создания «своей» операционной системы — вопрос открытый. «С одной стороны, это необходимо для обеспечения информационной безопасности. С другой стороны — затраты, которые будут понесены на разработку собственной ОС несопоставимы с достигнутым результатом. На мой взгляд, переход государственных компаний на Linux-based «российские» ОС необходим для того, чтобы не финансировать зарубежные компании. Но таким образом, по-сути, компании продают то, что и так должно быть бесплатно. Ведь большинство дистрибутивов, основанных на ядре Linux, — бесплатны», — поясняет эксперт.

В Microsoft полагают затею с национальными операционными системами делом затратным и, по сути, бесполезным. Для России, конечно. «Конкуренция — это хорошо, от нее выигрывает рынок и пользователи. Также, для узких, конкретных задач специализированная ОС может иметь смысл. Однако стоимость и трудозатраты, связанные с разработкой современной, безопасной и универсальной ОС, исчисляются миллиардами долларов и миллионами человеко-часов, поэтому до сих пор многие такие проекты не получили большого распространения.

Обеспечение и поддержание безопасности также требует огромных ресурсов, хотя для менее широко распространенных продуктов злоумышленники реже создают вирусы, и в этом смысле они могут выглядеть более безопасными. Уже давно поддержание безопасности обеспечивается на уровне ядра операционной системы Windows 10 и не требует установки сторонних антивирусных и других средств защиты. Таких как (Defender, ATP или комплексных решений типа М365)», — говорит Дмитрий Береснев, директор по кибербезопасности, лицензионному соответствию и управлению программными активами Microsoft в странах СНГ.

Сегментация российского рынка операционных систем
Источник: StatCounter Global Stats

Игра в переодевание

На самом деле парк российских операционных систем достаточно большой. Только вот можно ли их назвать отечественными в полном смысле слова — большой вопрос. Как правило, речь идет о доработанных дистрибутивах бесплатной операционной системы Linux или FreeBSD.

«Для операционной системы Astra Linux на территории Российской Федерации выстроена необходимая инфраструктура для сопровождения дистрибутива (российские репозитории, круглосуточная техническая поддержка, регулярные обновления безопасности и функционала), а также экосистема партнерских решений (широкое тестирование программного и аппаратного обеспечения на совместимость) и более 50 учебных центров и их филиалов, около 150 вузов-партнеров на территории Российской Федерации», — отмечают создатели Astra Linux.

Поэтому, строго говоря, называть «российскими» операционными системами “Астра Линукс” и большинство подобных ОС — не совсем корректно. Все они базируются на ядре операционной системы Linux, созданной Линусом Тордвальдсом. Ядро распространяется по лицензии GNU. Она подразумевает, что ядро передано в общественное достояние. Таким образом, большинство «российских» ОС являются форками — ответвлениями семейства ОС Linux.

«Рынок операционных систем очень сложен. Он складывался еще в 80-х годах прошлого столетия. Для разработки настоящей российской операционной системы, на мой взгляд, необходимо разрабатывать ее с нуля. Это сложно сделать за короткий срок. Необходима база для тестирования не только в «лабораторных» условиях, но и в условиях реальной работы специалистов. Такую базу обеспечить достаточно сложно», — говорит Евгений Рыбалкин.

Он уверен, что для новой операционной системы необходимо будет готовить с нуля или портировать программное обеспечение. Крупные игроки российского рынка ПО, например, компания 1С, смогут это сделать, так как основной рынок сбыта для них — Россия. Отсюда и проблема в конкуренции российской ОС с имеющимися. Эксперт отмечает, что операционная система — это только среда и система, без программного обеспечения она ничтожна.

«Астра линукс», «Альт линукс» — тот же линукс, только одетый в российскую обертку. И с большинством софта та же история. Например, Alter Office оказался переодетым LibreOffice.

Разработчики Astra Linux несогласны с такой трактовкой. «ОС Astra Linux является российской разработкой АО «НПО РусБИТех», построенной на базе проекта Linux Debian. В операционной системе используется рабочее окружение собственной разработки Fly, целью которого является максимально комфортная и безболезненная адаптация пользователей Windows в непривычной для них среде Linux. На текущий момент мы единственный разработчик в России, который может предложить своим пользователям подобный функционал», — отмечают в компании.

Операционная система Astra Linux, по словам Романа Мылицына, применяется более чем тремя тысячами организаций (включая федеральные службы и государственные корпорации), в том числе на суперкомпьютерах, мейнфреймах, тонких клиентах и мобильных устройствах.

Король горы

Рынок корпоративных ОС в России оценивается в $1 млрд в год, и его почти полностью занимает Microsoft. Российские операционные системы пытаются пробиться в государственный сектор. Внедрение и сопровождение ОС с открытым исходным кодом GosLinux в подразделениях Федеральной службы судебных приставов (ФССП) обошлось в 19,155 млн рублей. В начале 2019 года всем желающим стала доступна операционная система «Эльбрус», которая стала поддерживать и привычные, домашние компьютеры на распространенных процессорах. В оборонном комплексе стали использовать ОС «Заря».

Однако формально все разработки российской операционной системы базируются на платформах с открытым исходным кодом. В большинстве своем топ лучших русских ОС – это перечисление систем с приставкой Linux.

Операционные среды российских операционных систем
Источник: habr

Основным достоинством российских ОС является их соответствие требованиям по защите информации. В то время как производители других операционных систем не готовы делится с российскими спецслужбами исходным кодом своих разработок, то с Linux ОС и его производными такой проблемы нет.

Степень защиты российских операционных систем
Источник: habr

И вывод в истории создания отечественных операционных систем пока неутешительный. Судя по всему, Windows, Apple и Google будут доминировать на коммерческом рынке. России остается лишь адаптировать открытые платформы под свои нужды и пытаться прорваться на рынок ОС через покупку перспективных зарубежных разработок. Правда, шанс купить хороший стартап на рынке ОС — минимален, равно как и появление стартапа с такой глобальной и дорогостоящей разработкой.

Обзор рынка мобильных операционных систем

Android (Google)

В 2005 году Google приобрел Android Inc., стартап по разработке программного обеспечения для мобильных телефонов всего за $50 млн. За 2009 год, то есть за первый полный год присутствия Android на рынке, выручка Google от продаж приложений на платформе достигла $16,8 млн, из них $15,7 млн от рекламы, которую Google размещала в приложениях, и $1,1 млн от продажи самих приложений. В период с 2008 по 2016 годы Android принесла Google доход в $31 млрд и прибыль в $22 млрд. Доход Android в сентябре 2015 года составил $32 млрд США.

Первым смартфоном под управлением Android стал HTC G1 (HTC Dream), вышедший у мобильного оператора T-Mobile. Появление в 2007 году первого смартфона iPhone полностью изменило правила игры на рынке умных телефонов, и Google пришлось в спешке переделывать Android под сенсорный интерфейс.

По данным Google, в мире сейчас около 2,5 млрд активных пользователей Android с учетом всех версий.

iOS (Apple)

С момента запуска в 2007 году iOS принесла Apple более $1 трлн дохода.

Система разрабатывается исключительно для продукции компании Apple и до 2010 года называлась iOS. Предназначалась для работы на смартфонах iPhone и iPod touch. Это вторая по популярности мобильная операционная система в мире после Android.

iPhone OS была представлена 9 января 2007 года вместе с первым смартфоном iPhone 2G лично Стивом Джобсом на выставке-конференции Macworld Conference & Expo. Выпущена в июне того же года. Изначально Apple не предполагала отдельного названия для операционной системы.

IOS App Store был открыт 10 июля 2008 года с первоначальными 500 доступными приложениями. Компания Sensor Tower, занимающаяся разведкой приложений, подсчитала, что к 2020 году в App Store будет 5 млн приложений.

Bada (Samsung)

Bada – мобильная операционная система, которую компания Samsung создавала как альтернативу Android. Платформа базировалась на ядре Linux, а ее первая версия вышла в 2010 году.

Линейка устройств под управлением этой ОС называлась Wave. Bada существовала два года. В среднем Samsung продавала от 2 до 5 млн Bada-устройств в квартал. В какой-то момент ОС обошла по популярности даже Windows Phone. В 2012 году корейцы объявили о слиянии Bada с Tizen.

KaiOS (KaiOS Technologies Inc., Google)

Google инвестирует $22 млн в KaiOS, операционную систему телефона. В то время как Google управляет миром смартфонов с Android, KaiOS постепенно становится популярным выбором для мобильных телефонов, особенно на развивающихся рынках. Используется в бюджетных смартфонах, например в Nokia 8110 (2018 года выпуска).

В 2017 году состоялся первый выпуск KaiOS. Это операционная система на базе Linux создана в качестве преемника закрытой годом ранее Firefox OS. Ее развитием занимается сообщество.

В Индии телефоны под управлением KaiOS обошли Apple и заняли вторую позицию на рынке после Android-устройств. По данным аналитической компании Counterpoint, рост поставок гаджетов KaiOS за год составил 11400% и достиг $23 млн по итогам первого квартала 2018 года. Сегодня ОС устанавливается на фичерфонах (недорогих простых телефонах).

Fire OS (Amazon, является форком Android)

Создана Amazon для собственных смартфонов Fire Phone, электронных книг Kindle Fire, планшетов, иных устройств типа the Fire TV.

Tizen (Intel и Samsung, входящие в Technical Steering Group (TSG)

Поддерживается Linux Foundation и Tizen Association. В 2017 году Samsung инвестировал в поддержку разработчиков приложений Tizen $1 млн.

Первый смартфон на Tizen — аппарат для разработчиков RD-210 — в 2012 году выпустила компания Samsung. Спустя год был также представлен магазин приложений TizenStore. Выпуск коммерческих гаджетов начался позже: в 2015 году Samsung представил бюджетный смартфон Z1 SM-Z130H/DS с поддержкой двух SIM-карт. Затем компания выпустила модели Z2 и Z3. Последний аппарат линейки, Samsung Z4, выпущен в 2017 году.

Разработкой OC Tizen занимается компания Samsung. Проект возник за счет слияния проектов MeeGO и Linux Mobile. В международную ассоциацию Tizen Association входят компании Intel, Huawei, Panasonic, Vodafone, SK Telecom, Orange, NTT docomo и другие. На Tizen было выпущено лишь несколько телефонов, а сейчас ОС применяется только в умных часах и телевизорах.

Windows Mobile (Microsoft)

Языки программирования: версия 7+: XNA (.NET C#), Silverlight, native C/C++ (only for vendors and partners[13]). версия 8+: .NET C#, VB.NET, Silverlight, native C/C++, WinRTP (XMLA), DirectX.

ОС создавалась корпорацией Microsoft для собственных карманных компьютеров Pocket PC. Затем система начала применяться сначала в телефонах, в том числе сторонних производителей. Затем в смартфонах Nokia, после слияния компании с Microsoft. Сейчас не разрабатывается и не поддерживается. В мае 2012 года Microsoft закрыла магазин приложений Windows Marketplace for Mobile.

Symbian (Nokia)

Nokia 808 PureView был последним устройством на Symbian от Nokia. Платформа представлена в 1998 году и, по сути, до 2007 года ей не было равных. Но потом появились iOS и Android, у Nokia начались проблемы, а другие производители и вовсе отказались от Symbian. В итоге доля операционной системы на рынке начала падать, исправить это было невозможно.

Формально Symbian прекратила свое существование еще в 2012 году, но компания Nokia подтвердила это лишь в начале 2013 года, опубликовав финансовый отчет. Финны заявили, что смартфон Nokia 808 PureView был последним устройством на Symbian от Nokia. Права производить аппараты на этой ОС были и у других фирм, но, учитывая реалии рынка, за это никто не взялся.

Sailfish OS (Jolla)

Финско-российская операционная система, которая использовалась на смартфонах Jolla. Предполагается, что система будет массово устанавливаться на смартфонах Huawei.

Palm OS (Research In Motion Limited (RIM)

Разработана для работы на коммуникаторах и карманных профессиональных компьютерах. На этой операционной системе работает свыше 39 млн смартфонов, выпущенных с 1996 года.

Примерами компаний, которые использовали в своих устройствах ОС Palm OS, можно назвать такие известные фирмы, как Sony, Kyocera, Samsung, Lenovo, Garmin, многие из которых сегодня на своих устройствах используют операционную систему Android.

BlackBerry OS

Первую прошивку этой ОС выпустили в 1999 году для пейджера BlackBerry 850. Затем она стала применяться для моделей BlackBerry серий 5000 и 6000.

Считается, что система BlackBerry 10 – единственная из мобильных операционных систем, которая не следит за своими пользователями. Данные не собираются и не передаются на серверы компании; отсутствует даже анонимная телеметрия. История перемещений останется на устройстве (если не установить сервисы от Google и не пользоваться Google Maps).

Сейчас магазин BlackBerry World закрыт для добавления новых приложений. В декабре 2019 будет полностью отключен.

Fuchsia (Google)

Fuchsia должна в будущем заменить Android и будет работать на телефонах, компьютерах, холодильниках и «умных колонках». Команда разработки Fuchsia существует в полусекретном режиме. Google официально не анонсировала систему и не рассказывает, зачем и какими силами создается система. О ее существовании стало известно только из фрагментов кода, опубликованных на GitHub. Не исключено, что система — это результат исследований и экспериментов корпорации.

Google часто закрывает даже анонсированные проекты. Тот факт, что систему не анонсируют долгое время, говорит о неуверенности разработчиков в ее будущем.