Большинство софтверных компаний России уже «открыли Америку» — самый большой регион по экспорту ИТ-услуг. Несмотря на санкции, интерес к зарубежным рынкам у ИТ-компаний растет. Государство намерено поддержать отечественного производителя, потому что только так повысится добавленная стоимость отечественных решений, увеличатся налоговые сборы, снизится зависимость экономики страны от сырьевого экспорта. Треть российских компаний готовы к активным действиям на зарубежных рынках.

60% софтверных компаний стремятся за рубеж

В 2018 году российские ИТ-решения прокладывали путь на зарубежные рынки. Эксперты говорят об успешной продаже за рубеж технологий Интернета вещей, кибербезопасности и интеллектуальной обработки информации, геолокации и мобильных приложений.

Андрей Прохорович, генеральный директор Eurasia Development, консалтинговой компании по трансферу технологий между Россией и КНР, подтверждает рост интерес у высокотехнологичных российских компаний к новым рынкам, в том числе — к китайскому. «Компании сами стали чаще обращаться к нам с 2017 года. И этот процесс идет по нарастающей. Но пять лет назад экспертам Eurasia Development приходилось убеждать компании выходить на рынок Китая», — поделился эксперт.

Экспорт интересует 60%, или 2 тыс. российских софтверных компаний, следует из документа «Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года». Больше всего российские решения в 2017 году импортировали США, Германия, Ирландия, Великобритания и Кипр.

Источник: «Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года»

Как зарубежные клиенты сделали выручку российским компаниям

Российские разработчики в 2018 году заработали $16,9 млрд, или 1,042 трлн рублей. Это на 18% больше 2017 года, динамика хорошая. Внутри страны пользователи потратили на ИТ-услуги $2,1 млрд, а заказчики из-за рубежа закупили российских решений на $5,3 млрд. Темп прироста обоих рынков составил 25-26%.

По оценкам IDC, размер локального рынка ИТ-услуг в 2018 году составил $4,84 млрд, а прирост по отношению к 2017 году — 7,2%. В лидерах — хостинг обслуживания и администрирования ПО, хостинг инфраструктурных услуг, консалтинг и кастомизация ПО, а также разработка заказного ПО.

Доля экспорта в выручке российских ИТ-компаний в 2018 году, $млрд

Сегмент Локальные продажиЭкспорт
ИТ-сервисы 2,15,3
ИТ-решения 4,14,7
Итого 6,210,5

Источник: Руссофт, 2019

Реализация ИТ-продуктов внутри страны, по данным «Руссофт», принесла разработчикам $4,1 млрд (+14%), а зарубежные продажи — $4,7 млрд (+8%). На экспорт ИТ-сервисов и ИТ-решений пришлось $10,5 млрд, или 0,63% от ВВП страны и 1% глобального ИТ-рынка, который оценивается в $1 трлн, сравнивает Юрий Латин , генеральный директор Bell Integrator.

Много негатива и мало инвестиций

Преобладание экспорта над локальным потреблением эксперты связали с масштабностью зарубежного рынка, относительно низким курсом рубля (что делает российские продукты привлекательными для зарубежных потребителей) и высоким качеством решений. Но преобладают негативные факторы.

Качество, поделенное на цену

На рынке ИТ-услуг эксперты выделяют трех игроков, цены которых наиболее привлекательны: Индия, Украина и Россия. Решения из Индии уступают по качеству. «К тому же из-за курса валют стоимость услуг в России и на Украине остается выгодной для зарубежных заказчиков. Поэтому заказчики смотрят на соотношение цены и качества, которое у российских и украинских компаний одно из лучших в мире», — отметил Александр Шульгин, управляющий партнер Purrweb.

Подход да не тот

Но российским разработчикам на некоторых направлениях трудно конкурировать с иностранными. В западных странах разработка ИТ-решений изначально носила клиентоориентированный характер с прицелом на конечного пользователя. «Мы все еще недостаточно хорошо знаем потребности зарубежных заказчиков, потому активный рост экспорта впереди», — считает Эдуард Коваленко, региональный директор по развитию бизнеса Softline.

Межгосударственные барьеры

Общий язык с иностранным клиентом придется искать и в условиях геополитического противостояния. Решения Macroscop наряду с «Яндексом», VK были ограничены к реализации на территории Украины, а продукты «Лаборатории Касперского» запрещены в США и Нидерландах. «Часто само упоминание России может служить причиной для отказа в сделке, хотя некоторые российские технологии на порядок выше местных аналогов», — объясняет Александр Коробков, генеральный директор компании-разработчика ПО для видеонаблюдения и видеоанализа Macroscop.

Бизнес на чужбине

В атмосфере санкций, непривлекательного инвестиционного климата и в условиях малого локального рынка разработчики зачастую начинают бизнес в другой стране с нуля. Основатели многих популярных приложений не стали запускать бизнес в России, а уехали в Кремниевую долину, получили инвестиции от американских фондов и создали компанию в США, напоминает Александр Шульгин.

Кому на российском рынке тесно

Региональный российский ИТ-рынок развит слабо, в Москве и Санкт-Петербурге сосредоточена львиная доля локальных сервисов. «Наша компания базируется в Омске, поэтому мы вынуждены работать удаленно. Если выбирать между иностранными клиентами и московскими, то предпочтение чаще всего отдается первым, так как это выгоднее», — поясняет Александр Шульгин.

Остановить утечку мозгов деньгами

Продвижение ИТ-решений за рубежом и поиск иностранного клиента — это не только удел разработчиков, но и… государства. Правительству стимуляция экспорта услуг интересна вероятным снижением зависимости экономики страны от сырьевого экспорта и предотвращением утечки мозгов. Если государство заинтересовано в развитии экспорта, то необходимо сконцентрироваться на улучшении инвестиционного климата. Такие организации, как ФРИИ и Сколково, с этим плохо справляются, свидетельство чему — схлопывание российского венчурного рынка.

Придать новых сил экспорту помогут сверху. В мае 2018 года Владимир Путин сообщил о целевом показателе экспорта услуг в $100 млрд. В конце этого сентября стало известно, как планируется достичь таких показателей. Министерство экономического развития подготовило инициативу по субсидированию экспорта услуг. До 2024 года планируется выделить на эти цели 244,9 млрд рублей. Это в 42 раза больше нынешних значений. В качестве приоритетов обозначены транспортные, туристские, деловые, информационно-телекоммуникационные, финансовые, строительные. Но процентная разбивка по типу услуг не представлена.

Суперкомпьютеры для зарубежного юзера

Благодаря развитию технологий, и не только за счет субсидий, на экспорт пойдут некоторые новые решения: российские ОС для мобильных устройств, компьютеры на российских процессорах, решения для мобильной связи пятого поколения и даже суперкомпьютеры. «За счет традиционно сильной математической базы Россия успешно коммерциализирует решения в области суперкомпьютеров. Многие российские математики разрабатывают новые алгоритмы, например генерации псевдослучайных чисел. Это критически важно в вычислениях, где генерируются более миллионов таких чисел в секунду», — рассказывает Дмитрий Рогов, директор по технологическому развитию компании «АйДи — Технологии управления».

Также выходцы из отечественной физико-математической школы создают уникальные решения и алгоритмы, в том числе для сквозного AI, IoT и даже IoP (интернет людей и нейрофизиология). Российские ученые хороши в
разработке DeepTech (глубокие технологии). Это, по мнению Андрея Прохоровича, через несколько лет позволит представить коммерчески успешные решения на конкурентные зарубежные рынки.

Не готовы к активности за рубежом

До 2025 года официальный прогноз по экспорту услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий очень оптимистичен: ежегодный прирост ожидается на уровне 12,3%. В 2025 объем рынка достигнет $12,15 млрд. Такие данные приводятся в государственной Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года. В ней также описаны возможные механизмы административной поддержки рынка.

Целевой сценарий продаж услуг за рубеж в 2025 году

Вид услугиОбъем экспорта, $млрд
Телекоммуникационные услуги 2,91
Компьютерные услуги 8,96
Информационные услуги 0,28
Итого 12,15

Источник: Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года, 2019

Интерес государства к сервисам на экспорт очевиден: добавленная стоимость услуг выше, чем у товаров. Также налоги на услуги выше, чем на товары, считает Юрий Латин.

В России достаточно компаний, которые не готовы открывать Америку и другие зарубежные рынки, считает Александр Голышко, системный аналитик управления системной архитектуры компании «Техносерв». «Активные действия за рубежом предпринимает лишь треть российских софтверных компаний. Поэтому завоевать высококонкурентные зарубежные рынки будет непростой задачей», — полагает он.