4 главных вопроса об SLA-соглашении
Что такое SLA, для чего оно нужно IT-компаниям и как его составить, чтобы наладить эффективное сотрудничество с заказчиками.
Что это такое – SLA
SLA (англ. Service Level Agreement – соглашение об уровне сервиса) – это соглашение между заказчиком и исполнителем о том, какие, когда и как будут предоставляться услуги. Также в него входят права и обязанности сторон. Используется SLA в IT и сфере телекоммуникаций.
Этот термин относится к методологии ITIL (англ. IT Infrastructure Library – библиотека инфраструктуры информационных технологий), в которой описываются лучшие способы организации работы компаний, предоставляющих IT-услуги.
Для чего нужно SLA
Простыми словами, SLA – это договор, в котором подробно описаны предоставляемые услуги, их качество, время реагирования на заявку и ее исполнение.
Допустим, существует провайдер, который предоставляет услуги по IT-аутсорсингу. Клиенты таких компаний не всегда понимают, как работает аутсорсинговая компания и чем занимаются ее сотрудники – из-за этого может возникнуть недопонимание.
Например, главбух клиента может быть недоволен, что админ со стороны провайдера поднимает какой-то там сервер (делов-то на 5 минут, а он уже 2 часа возится), вместо того чтобы заправить картриджи в бухгалтерии.
И чтобы избежать таких моментов и сохранить хорошие отношения, аутсорсинговая компания может составить SLA, в котором:
- описаны неполадки, которые может устранить компания;
- указаны категории по срочности (аварийные, серьезные, мелкие, незначительные);
- определены сроки и стоимость устранения неисправностей в разных условиях (с удаленным доступом и без);
- прописано время реакции на каждую заявку.
И теперь клиенты будут знать, что если разом перестали работать 20 тонких клиентов из 30, то сотрудник сможет заняться этим через 15–30 минут, а на устранение уйдет от 1 до 5 часов. А если проблема с принтером, то отклик будет только через час, хотя решение проблемы займет всего 10 минут.
Как составить SLA
Существует типовая структура, которой следует придерживаться, чтобы составить договор аутсорсинга на оказание услуг:
- Определение сторон предоставляемого сервиса и сроков действия договора.
- Дни и часы оказания услуг (включая тестирование, поддержку и модернизацию).
- Количество пользователей и оборудования, а также их территориальное размещение.
- Описание процедуры составления отчетов о неполадках.
- Описание процедуры заполнения заявок на обслуживание.
- Определение уровней качества предоставления услуги.
- Описание платежей.
- Ответственность заказчика.
- Способы решения разногласий.
- Возможные действия по улучшению договора.
Все эти пункты должны быть прописаны очень подробно. Так, например, описывая уровень качества, нужно учесть такие параметры, как:
- средняя доступность сервера (если исполнитель оказывает услуги хостинга);
- минимальная доступность;
- среднее время отклика исполнителя на обращение;
- максимальное время отклика;
- средняя пропускная способность соединения (если исполнитель является интернет-провайдером).
Если речь об оплате, то указывается валюта и стоимость. Например, может быть фиксированная абонентская плата или тарифы на устранение разных неполадок. Также указывается размер компенсации, которую выплачивает исполнитель в случае долгой реакции или если проблема не решена надлежащим образом.
Все важные моменты должны быть измеримыми, то есть иметь цифровой эквивалент – максимальное время простоя в минутах, доступность в среднем числе сбоев за определенный период и так далее.
Наиболее полную информацию о SLA можно встретить в описаниях стандартов ITIL и COBIT (от англ. Control Objectives for Information and Related Technologies – «Задачи управления для информационных и смежных технологий»).
Не отпугивает ли это клиентов
Основное отличие SLA от обычного договора − в том, что уровень качества прописан достаточно подробно. Для сравнения, в обычном договоре может быть написано следующее:
В SLA же будет написано:
Это немного не совпадает с желаниями заказчика – он хочет, чтобы провайдер был готов разобраться с локальным концом света в режиме 24/7. Поэтому некоторые потенциальные клиенты могут отказаться от сотрудничества, прочитав SLA.
Выбор может пасть на компанию без подробного указания качества оказываемых услуг. Это позволит заказчику требовать исправления неполадок в нерабочее время, ссылаясь на договор. В нем прописано, что исполнитель обязуется решить проблему, но не указано, как и когда.
С каждой новой сложной ситуацией отношения между клиентом и провайдером будут ухудшаться. Клиент будет думать, что провайдер некомпетентен, а тот, в свою очередь, будет страдать от необоснованных требований клиента.
В этом отношении у SLA есть явные преимущества:
- меньше недопонимания между сторонами;
- четкое определение прав и обязанностей;
- отсутствие недовольства за отказ работать ночью в выходные;
- ожидания по качеству не будут завышены.
А главное, провайдеру не придется страдать из-за необходимости обслуживать конфликтного клиента, который требует предоставления услуг, на которые он не подписывался – вы всегда сможете сказать, что не оказываете эту услугу или что сейчас нерабочее время.
Клиент же в такой ситуации будет уверен, что на прописанных в SLA условиях и к обозначенному там сроку проблему решат. Следовательно, сможет скорректировать свое расписание. Даже если неполадки не устранят вовремя, клиент будет спокоен, потому что в договоре указан штраф провайдера.
Поэтому SLA выгоден обеим сторонам: провайдера не будут заваливать новыми требованиями, а у клиента будут гарантии, что его проблемы будут решены в оговоренный срок.