Логистика и ритейл в России – высококонкурентные отрасли. Эти компании жестко контролируют расходы и смотрят на ИТ только как на возможность повысить эффективность и качество услуг. При этом есть диаметральные взгляды на автоматизацию процесса поставок. Как в анекдоте: цифровизация – это хорошо, но есть нюансы. На форуме «Логист 2019» профессионалы озвучили примеры, когда ИТ усилило их бизнес, и наоборот, когда контроль человека оперативнее и рентабельнее машин.

Суровые реалии против цифрового прорыва

Генеральный директор фармацевтического дистрибьютора «Магнит Фарма» Сергей Перминов с самого начала конференции нарисовал образ, вокруг которого выстроились позиции остальных докладчиков. «Тетки с тележками, – сказал Перминов, – зачастую лучше и с той же скоростью обрабатывают заказы, как и автоматизированный конвейер. Единственная проблема – где разместить 150 сотрудниц с тележками. И как раз вдоль конвейера это можно сделать наиболее удачно. … В складской логистике много мелкой кропотливой работы, и полностью заменить людской труд сегодня невозможно».

Рынок быстрее регуляторов определил, как и когда надо запускать новые информационные системы, где востребована роботизация, а где действеннее ручной труд. Оттого и противоречиво звучат мнения, как совершенствовать управление цепочками поставок.

Недоцикл и карго-культ

Развивая дискуссию о «тетушках с тележками», вице-президент по логистике Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) Сергей Лихарев привел примеры из практики комбината и теоретические исследования последних 30 лет. Аналитика показывает, что устойчивой корреляции между вложениями в ИТ и ростом прибыльности компании нет. Бывают кейсы успешные и неудачные, но чаша весов не склонилась в одну сторону. Лозунг, что ИТ улучшит любой процесс по определению, придуман продавцами ИТ-решений.

Докладчик рассказал о двух основных проблемах превращения «цифры в деньги».

  1. Первая проблема – недоцикл, новый термин, которым Лихарев назвал несоответствие уровня функционала ИТ-решений задачам, которые стоят перед бизнесом. Известно, что все ERP-системы поддерживают результативность. Но даже сейчас сложно посчитать эту результативность в конкретных денежных показателях. Да, уменьшаются «дебиторка» и ошибки административного персонала, легче следить за расходами. Но это не приводит к серьезному экономическому росту. Поэтому даже для такого класса систем сложно обосновывать финансовый результат и, соответственно, пользу внедрения.

Когда айтишники обращаются к руководству за финансированием, то обосновывают внедрение необходимостью повышения зрелости процессов. Но точно и объективно сопоставить расходы и предполагаемые доходы от внедрения сложно.

Источник: презентация Сергея Лихарева, 2019

Одна из основных проблем восприятия эффективности ИТ – непонимание повышения операционной устойчивости, оптимизации бизнес-процессов и достижения результата бизнеса. Оптимизация процессов и получение результата это два разных цикла, которые на практике очень сложно совместить, но именно последовательная реализации этих циклов дает тот самый экономический эффект от внедрения ИТ-систем, когда цифровизация помогает достичь результата. ERP-системы направлены на поддержку оптимизации, но у всех известных производителей – SAP, Oracle, 1С – функционал нужно либо докупать либо дорабатывать. Без адаптации не обойтись, а это сопутствующие расходы.

  1. Проблема номер два – укрепляется карго-культ, необъяснимая вера в сверхвозможности цифровых технологий. На самом деле все не так. Часто после внедрения ИТ призрак «тетушек с тележками» снова становиться явью, а предприниматели начинают замечать, что старые проверенные методы продолжают работать и они дешевле. Также как актуален и старый принцип инженера: работает – не трогай.

Выход из дуализма может быть в синхронном развитии ИТ-составляющей и организационных мер. Тогда есть шанс что ИТ ляжет на благодатную почву.

Любая производственная система проходит несколько стандартных этапов:

  • рождение,
  • рост,
  • зрелость,
  • угасание.

ИТ-системы проходят те же этапы. Лихарев советует выбирать технологичные решения сообразно развитию производственной системы. «Если вы не начали внедрять новую производственную тактику, не прыгайте на два шага вперед в автоматизации, никакой блокчейн вам не поможет», – заключил он.

Источник: презентация Сергея Лихарева, 2019

Сотрудники Новолипецкого металлургического комбината разработали имитационную модель движения вагонов по производству, которая должна была принести экономию в 1,5 млрд рублей. Но описать модель оказалось недостаточно. Потребовалось перестроить рабочие процессы в соответствии с моделью. К ожидаемому результату удалось прийти только тогда, когда вся производственная вертикаль от начальника цеха до машиниста гармонизировала свою работу с информационными технологиями.

Динамика бизнеса равна скорости изменений

Директор отдела цепи поставок Ozon.ru Андрей Павлович также привел пример эффективности цифровых технологий и их органичного внедрения. Интернет магазин обрабатывает онлайн 94% всех заказов. Логистика выполняет роль операционной и инфраструктурной поддержки роста торговли. «Когда растешь в два раза, уровень изменений должен быть таким же. Но повышая сервис, нельзя забывать об управлении затратами», – говорит Андрей. Сейчас магазин стремится обеспечить одинаковый уровень сервиса для любых населенных пунктов, где он представлен. В малых поселениях для доставки пригодились пункты «Почты России».

Аутсорсинг за и против. Эффект Coca-Cola

Региональный менеджер по логистике компании Coca Cola Дмитрий Златкин, который ранее работал в сети «Магнит», отметил что обе эти компании славятся бережливостью в логистике и известны нестандартными подходами в оптимизации расходов на поставку. «Когда смотришь на стратегические проекты совершенствования логистики, надо прежде всего поглядеть под ноги, где находятся понятные и доступные средства повышения рентабельности бизнеса», – считает Златкин.

Оказывается, оптимизировать движение транспорта можно и без ИТ. В одном регионе руководство фабрики по производству газировки опробовало новую модель. Было установлено, что в аутсорсинговых транспортных компаниях, где маршрутизация и диспетчеризация обычно автоматизированы, все равно возникают простои. Задержки в работе фиксируются системой, которая передает соответствующие сигналы и запускает вроде бы правильные процессы. Диспетчеры начинают связываться с водителями и т.д.

Coca-Cola решила попробовать смешанную модель. В отдельных случаях был закуплен свой собственный автопарк, в других использовались услуги транспортных компаний, однако диспетчеризацию взяли на себя сотрудники Coca-Cola. Причем диспетчеризация не с помощью аппаратных комплексов, а обычная – по телефону. И это принесло успех. Качество перевозок и скорость возросли. Экономия составила 30% от прошлогоднего объема расходов.

Докладчик не подчеркивал спорность автоматизации отдельных бизнес-процессов поставок, но пример применения людского ресурса для контроля перевозок говорил сам за себя. Это еще раз доказывает, что цифровая трансформация – поступательный процесс. Знание предметной области бизнеса и поиск производственной реновации не менее важны, чем наличие программного обеспечения.

Тормоза технологичного страхования

В довершение вопросов инноваций в логистике представитель страховой компании назвала причины, которые тормозят автоматизацию страхования грузов. На взгляд эксперта, препятствиями непосредственно для страховщиков являются:

  • невозможность унификации тарифов для крупных компаний,
  • коррумпированность во взаимоотношениях страховщик-клиент,
  • необходимость использования иностранного страхового права при страховании международных перевозок,
  • дополнительный расчет для дорогостоящих грузов.

Среди рисков логистического рынка названы:

  • сложность оценки,
  • влияние мошеннических схем на процесс перевозки через электронные ресурсы,
  • привлечение случайных перевозчиков,
  • специфика перевозки отдельных грузов.

Все это мешает развитию автоматизации рынка страхования, где важны типовые сценарии и алгоритмы. А для индивидуальных условий уровень развития искусственного интеллекта и машинного обучения пока еще хорош только в научно-популярной литературе. Цивилизованных полезных маркетплейсов на финансовом и страховом рынке тоже пока не появилось. Схожую оценку о сложности создания маркетплейсов в страховании недавно озвучивал в интервью «Завтра облачно» вице-президент по информационным технологиям «Ингосстраха» Алексей Клепиков: «Ни у физических лиц, ни у корпоративного сектора нет еще высокой культуры потребления финансовых сервисов онлайн. Пока страхование – классический бизнес, онлайна мало».