Разработки беспилотного транспорта не ограничиваются автомобилями. С 2016 году стремительно развиваются проекты аэротакси. Разработчики рассчитывают, что через пять лет в мегаполисах появится необходимая инфраструктура, а в законодательстве – соответствующие акты и регламенты. Услугами аэротакси можно будет воспользоваться с 2023 года.

От военных беспилотников к электролетам

В 1940 году Генри Форд, владелец автозаводов, сказал: «Запомните мои слова: грядет комбинация самолета и автомобиля. Вы можете улыбнуться. Но это произойдет». Тогда эти слова не воспринимались всерьез.

С 40-х годов беспилотные летательные аппараты использовались в военных действиях. Последние двадцать лет дроны «работают» и на гражданке. Транспортировку людей им не доверяют, хотя идея витает в воздухе уже несколько десятилетий. Словацкая компания AeroMobil представила концепцию аэротакси в 1990 году, для создания реального прототипа потребовалось 24 года. В марте 2015 года в руководстве компании наконец определились с аудиторией: это состоятельные люди, ценящие комфорт. В 2006 году концепцию воздушного городского транспорта представила китайская компания Terrafugia. Она разрабатывает две модели летающих машин – Transition и TF-X. Транспортные средства складывают крылья для езды по городским дорогам. В 2012 году группа инженеров совместно с Toyota начала разработку летающего автомобиля под брендом Skydrive.

История аэротакси как массового вида транспорта, который изменит взгляд на городскую мобильность, началась в 2016 году. В 2016 году Uber опубликовал 100-страничный план проекта Elevate. В 2017 компания собрала участников индустрии на первую конференцию по городским воздушным перевозкам. Эти события стали ключевыми для отрасли, полагает Ник Макфлай, советник проекта McFly.aero. «Аэротакси необходимо городам для быстрого перемещения людей на большие расстояния. Стало ясно, что аэротакси – это не мечта, а конкретный план. Uber проанализировал данные об автомобильных поездках в городах. Выяснилось, что городская авиация в качестве услуги отвечает на запросы жителей городов-миллионников», – пояснил эксперт.

Источник: Блог McFly.aero 2019

Но проблемы с управлением транспортом в мегаполисах есть давно. Так почему время для беспилотных аэротакси наконец настало? Во-первых, созрели технологии — быстрый и тихий летательный аппарат собрать относительно легко. Во-вторых, привычная гражданская авиация стала безопасным транспортом, и городской сегмент сохранит это качество. В-третьих, технологии не просто качественно созрели, но и подешевели — аэротакси будут гораздо доступнее для производства и обслуживания, чем бизнес-авиация.

Совпадение возможностей и потребностей подтверждается цифрами — сегодня разработку беспилотного воздушного транспорта для городской мобильности, по оценкам аналитиков в 2018-2019 годах, ведет от 80 до 120 компаний.

Массовый транспорт с 2023 года

Рынок городского аэротакси только зарождается, отмечается в отчете Reports and Data. Коммерческие службы появятся не ранее 2023 года, и стоимость одной поездки составит примерно $50. К 2030 году она снизится до $30. Количество пассажиров достигнет 130 млн к 2028 году и 740 млн к 2030 году. Количество пассажирских беспилотников оценивается в 3 тыс. к 2025 году и в 100 тыс. к 2050 году. Самый динамичный регион на рынке городской воздушной мобильности — Европа. Объем рынка вырастет с $3,1 млрд в 2023 году до $7,9 млрд в 2030 году, а среднегодовой темп прироста достигнет 16,2%.

Прогноз развития городского авиатранспорта

Источник: Reports And Data, 2019

Причем основная ставка делается на беспилотники.

Сопоставление объема инвестиций в проекты аэротакси по регионам

Источник: Reports And Data, 2019

К 2040 году объем рынка автономных летающих автомобилей в мире вырастет до $2,9 трлн, прогнозируют аналитики Morgan Stanley. По их оценкам, из 80 разработчиков аэротакси большинство компаний оперировало изображениями концептов и  3D-рендерингом. Только семь проектов имели полноразмерные модели-прототипы и еще три проекта были готовы к перевозке пассажиров.

Базовый сценарий развития рынка городского аэротранспорта

Источник: Morgan Stanley, 2019

По оценкам Uber, спрос на аэротакси есть в городах-миллионниках. «Согласно статистике, люди ежедневно тратят на дорогу до работы около часа.  Эта постоянная не зависит от расстояния и типа транспортных средств. Как правило, автомобилисты перемещаются в среднем на расстояние в 25 км в одну сторону. Электролеты позволят за полчаса преодолеть от 30 до 150 км», – рассказал Ник Макфлай. К запуску аэротакси более подготовлена инфраструктура таких городов, как Дубаи, Лондон, Лос-Анджелес, Сингапур и Токио.

Приоритетными для аэротакси городами России станут Москва и Санкт-Петербург. Россияне смогут перемещаться по городу на беспилотном общественном транспорте через 10 лет. Такую оценку дает соруководитель рабочей группы Национальной технологической инициативы AeroNet Сергей Жуков. По оценке Ника Макфлая, аэротакси станет массовым сервисом в России через 10-15 лет. «Скорость внедрения в России и мире зависит от политической воли городских и федеральных властей», – объясняет он.

Инфраструктура без границ

Ник Макфлай предлагает разделить проекты аэротакси на инфраструктурные и собственно разработку электролетов. Первый подход означает создание инфраструктуры для любых производителей электролетов: площадок для взлета и посадки, зарядных станций, систем диспетчеризации. Второй подход заключается, как правило, только в создании транспортных средств и инфраструктуры только под них.

«Некоторые производители электролетов самостоятельно разрабатывают площадки для транспорта. Это хорошо для индустрии, но ограничивает использование инфраструктуры одним производителем. Дороги предназначены для любых типов автомобилей. Инфраструктура для аэротакси тоже должна строиться по принципам универсальности и доступности», – полагает Ник Макфлай.

Крупнейшими инфраструктурными проектами стали Uber Elevate, Urban Air Mobility Initiative, Japanese flying car consortium, McFly.aero Air Mobility Alliance, Volocopter. Более всего продвинулись в разработке летающего транспорта такие разработчики, как Airbus A³ Vahana, Aurora Flight Sciences, Ehang, Lilium Jet, Volocopter.

Инфраструктурные проекты

Uber Elevate

Подразделение Uber в Калифорнии (США) работает над реализацией концепции «авиаперелетов по требованию» с 2016 года. Задача проекта – интегрировать аэротакси в инфраструктуру других видов транспорта. Для этого компания создаст взлетные площадки на крышах зданий рядом с крупными транспортными развязками. Uber сотрудничает с агентством NASA, которое формирует беспилотные системы воздушного движения.

Инфраструктурный проект Uber Elevate, видео

Источник: YouTube

Первый прототип представлен в мае 2018 года. В 2018–2023 годах компания намерена инвестировать в проект минимум $20 млн. Коммерческая служба аэротакси заработает к 2023 году в Далласе и Лос-Анджелесе. Приоритетными странами для запуска услуги, кроме США, руководство компании называет Японию, Индию, Австралию, Бразилию и Францию.

Европейская инициатива

Загруженность дорог ежегодно приводит к потере в 100 млрд евро, следует из отчета UAM (Urban Air Mobility Initiative, Европейская инициатива городской воздушной мобильности). UAM объединяет профильные сообщества для совместной работы над демонстрационными проектами. Завершить их планируется до конца 2019 года.

Задача инициативы – содействие развитию городской воздушной мобильности. Манифест UAM подписали более 20 европейских городов, среди которых – Антверпен, Брюссель, Женева, Гамбург, Мюнхен и Тулуза. С первого квартала 2020 года UAM планирует вовлечь и другие города.

Консорциум летающих автомобилей

Японский консорциум (Japanese flying car consortium) создан в августе 2018 года. Его задача – реализовать концепцию летающих автомобилей в Японии, в том числе –  выработать правила использования аэролетов. В организацию вошла 21 компания, в том числе Airbus, NEC, Toyota, Japan Airlines. Разработку дорожной карты планировали завершить в 2018 году, а испытательные полеты – в 2019 году. В 2019 году консорциуму планировалось выделить госфинансирование в размере $40,4 млн для разработки высокопроизводительных аккумуляторов, двигателей и другого оборудования.

К сожалению, более свежей информации о работе консорциума нет. Но известно, что массовым транспортом в Японии аэротакси должны стать к 2030 году. Электролеты будут доставлять людей и грузы в городские и сельские районы.

Российский инкубатор

Заметным проектом на российском рынке стал отраслевой инкубатор аэротакси McFly.aero Air Mobility Alliance, который объединяет 13 компаний. Задача альянса заключается в создании взлетно-посадочных площадок и инфраструктурных комплексов в городах.

Членом инкубатора стала компания «Бартини», которая предлагает создавать взлетно-посадочные комплексы по франшизе. Площадки смогут обслуживать аэротакси различных моделей.

Испытания инфраструктуры запланированы на 2019 год, а коммерческие полеты – на 2020. Аэротакси рассчитано на  четырех пассажиров и полеты на скорости до 250 км в час. Стоимость электролета составит 6-7 млн рублей.

В марте 2019 года представители Иннополиса и McFly.aero обсудили возможность тестирования аэротакси.

Немецкий Volocopter

Немецкая компания e-volo строит как инфраструктуру для аэротакси, так и электролеты Volocopter. В 2011 году пилот компании Volocopter первым в мире совершил полет на электрическом мультикоптере. Тогда был представлен одноместный прототип VC1. Двухместный X2 (опытный образец получил название VC200) создан в 2012 году.

В 2011 году пилот Volocopter первым в мире совершил полет на электрическом мультикоптере

Источник: Volocopter

X2 оснащен двумя креслами и системой спасения с парашютом. Вес машины — 290 кг, а грузоподъемность – 160 кг. Полет VC 200 рассчитан на расстояние от 25 до 30 км и пребывание в воздухе до получаса. После полета потребуется двухчасовая зарядка электродвигателя. Максимальная скорость полета Volocopter X2 – 100 км/час.

Федеральное министерство экономики и технологий Германии инвестировало в проект X2 $2 млн. Прототип показали в 2014 году. Наследный принц Дубая в сентябре 2017 года стал первым пассажиром аэротакси. Пятиминутный полет проходил на высоте 200 метров. К 2030 году в столице Объединенных Арабских Эмиратов 25% перевозок будет осуществлять  автономный транспорт.

Volocopter подлетает к парковке, видео

Источник: YouTube

В компании планируют создать версию аэротакси на четырех пассажиров. Volocopter 2Х управляется автономно, с помощью удаленного оператора или пилотом в кабине. В планах компании – совершить пробные полеты в Сингапуре в 2019 году и до 2020 года запустить коммерческую службу аэротакси.

Проекты электролетов

Airbus A3 Vahana

Проект Airbus A3 Vahana (США) стартовал в 2016 году. Его цель –  ежедневные пассажирские перевозки, сопоставимые по стоимости и расстоянию с услугами наземного такси. Airbus A3 Vahana представляет собой непилотируемый электролет–конвертоплан с восемью двигателями и пропеллером для вертикального взлета и посадки. Два года назад Vahana протестировали в Санта-Кларе (штат Калифорния). Предусмотрено две версии авиатакси: на одного (90 кг) и двух (200 кг) человек. Вес машин достигает 695 кг, а скорость – около 120 км/час. Аппарат оснащен парашютом для аварийных ситуаций. Примерная стоимость полета составит $1-$1,6 за километр.

Тестирование Vahana, видео

Источник: YouTube

Компания сосредоточена на содействии разработке нормативной документации для сертификации и эксплуатации непилотируемых электролетов. К 2020 году планируется создать «производительный демонстратор» и совершить полноценный полет.

У компании есть и другой проект — CityAirbus. Прототип представлен публике в октябре 2017 года. Это машина побольше, четырехместная, одно из мест предназначено для водителя. Но представители Airbus сразу заявили, что такси может быть и беспилотным. Аппарат способен передвигаться со скоростью до 120 км/час на расстояние до 30 км и стоит от 1 млн евро.

Источник: «Прогресс технологий», 2017

Aurora Flight Sciences

Aurora Flight Sciences (США) – это дочерняя компания Boeing, которая занимается исследованиями в области авиации и аэронавтики. Конечная цель проекта — создание транспорта для городской аэромобильности, который сможет летать на расстояния до 80 км. Проектированием занимается подразделение Boeing NeXt.

В 2018 году анонсирован проект электролета Passenger Air Vehicle (PAV) – миниатюрного самолета размером 9мX8,5м. Машина взлетает и садится вертикально, но может парить в воздухе. Остается реализовать возможность горизонтального полета.

Тестирование электролета Passenger Air Vehicle, видео

Источник: YouTube

В январе 2019 года провели первое испытание PAV. 4 июня во время пятого теста прототип PAV потерпел крушение. Детали катастрофы представители компании не раскрыли. Никто не пострадал, так как тесты проходят в глуши.

Ehang

Китайская компания Beijing Yi-Hang Creation Science & Technology Co разрабатывает серию беспилотных летательных аппаратов Ehang. Первые машины для перевозки пассажиров представлены в январе 2016 года. Например, скорость полета Ehang 184 с грузоподъемностью 100 кг составляет 160 км/час. В компании утверждают, что перевозки пассажиров начались еще в 2015 году, но документальное подтверждение представили в 2018 году.

Испытания Ehang 184, видео

Источник: Ehang

В период с 2015 по 2018 год Ehang 184 совершил 40 полетов.  За три года было проведено более тысячи испытательных полетов с манекенами на борту, в том числе в условиях шторма и плохой видимости. Машина поднимается на высоту 300 метров, оснащена восемью винтами. К июню 2018 года было построено около 40 EHang 184, рассчитанных на одного пассажира.

Ehang 216 – это непилотируемый двухместный автомобиль с 16 воздушными винтами. К июлю 2018 года электролет совершил 1000 пилотируемых полетов. Дальность полета составила 8,8 км. Машина может летать 25 минут на расстоянии 30–40 км.

Испытания Ehang 216, видео

Источник: Urban Air Mobility

Китайские власти планируют, что сервис аэротакси полноценно заработает к 2022-2023 году.

Lilium Jet

Концепцию пятиместного воздушного транспортного средства в 2015 году придумали несколько немецких студентов. В 2017 году в рамках проекта Lilium Jet (Германия) был готов прототип, а в мае 2019 года прошли испытания электролета.

Тестирование Lilium Jet, видео

Источник: Lilium Aviation

Транспортное средство разработано в двух вариантах – с кабиной пилота и без. В машине 36 электродвигателей. Салон электролета рассчитан на шестерых человек и перевозку багажа. Полноценные коммерческие перевозки запланированы на 2025 год. У электролета заявлены прекрасные характеристики — максимальная скорость полета достигает  300 км/час, а дальность полета у Lilium Jet — 300 км.

Пять лет на работу с документами

Эксперты, да и сами компании, признают: аэротакси станут массовым транспортом примерно через пять лет. Пока сообществу разработчиков предстоит решить несколько технических проблем и разработать законодательство, в котором будут прописаны такие параметры, как:

  • допустимый уровень шума;
  • допустимая высота полета;
  • критерии для обеспечения безопасности пассажиров и населения на земле в случае возможных неисправностей для минимизации последствий;
  • возможность предупреждения столкновений;
  • требования к наземной инфраструктуре.

Это неполный перечень, а только базовые, обязательные направления. После стандартизации разработчики смогут создать модели, рассчитанные на реальную работу в городах и для междугородных перевозок, например на водородном топливе. Известно, что к 2030 году население городов достигнет 5 млрд человек. Уже сейчас Airbus, Italdesign и Audi разрабатывают модульную систему Pop.Up, которая станет основой транспортной системы в городах-миллионниках.

В более отдаленном будущем, возможно, на смену аэротакси придут персональные экзоскелеты, как у Железного Человека, или аэродоски. Сейчас этот вид транспорта не безопасен. Аэродоски держатся в воздухе до 10 минут и с них легко упасть. Костюмы для полетов используют небезопасное горючее топливо, емкость с которым крепится на спину.

Аэродоска французского изобретателя Франки Запата (Franky Zapata)

Источник: YouTube