Тренды цифровой медицины: итоги первой половины 2019 года

10 минут

Цифровая медицина — перспективный высокотехнологичный рынок, ежегодно привлекающий миллиарды инвестиций. В этой статье мы собрали главные тренды, которые доминировали в digital health в первой половине 2019 года.

Рост цифровой медицины: инвесторы не собираются останавливаться

Пожалуй, главный тренд в цифровой медицине — это продолжение роста. По данным организации Rock Health, с 2011 года рынок привлекает все больше капитала, с каждым новым отчетным периодом объем вложений увеличивается. За это время объём инвестиций составил уже 29,4 млрд долларов. И 2019 год точно не станет исключением.

Рост цифровой медицины

График роста рынка цифровой медицины из отчета организации Rock Health за первую половину 2019 года

За первое полугодие 2019 года объем привлеченного капитала скромнее — 4.2 млрд долларов, рост по сравнению с прошлым периодом — 23%. Торопиться с выводами пока не стоит: в прошлом году самые крупные сделки пришлись на 3 квартал, но если темпы сохранятся, то вполне можно ожидать очередного рекорда — к концу 2019 года прогнозируют как минимум 8.4 млрд долларов инвестиций. В 2018 году было 8.2 млрд, и тогда был пробит очередной «потолок».

Такой интерес инвесторов связан в первую очередь с тем, что они планируют хорошую прибыль благодаря выходу компаний этой сферы из фазы стартапа. Стратегий перехода на полноценную бизнес-модель по-прежнему две: первое публичное размещение (IPO) и сделки по слиянию и поглощению (M&A). Плюс аналитики больше не опасаются, что этот рынок — очередной искусственно накачанный пузырь, который вот-вот лопнет.

Рынок цифровой медицины: пузырь или реальный рынок?
Признаки рынка-пузыря 2018 год Первая половина 2019 года
Ажиотаж как фундамент бизнеса Не пузырь Без изменений
Высокая скорость сжигания денег Частично подходит Тенденция немного усилилась
Оценка перспектив отделена от фундамента бизнеса Частично подходит Аналогично с 2018 годом
Всплеск инвестиций от новых инвесторов Не пузырь Положительная тенденция
Мошенничество при использовании средств Не пузырь Как минимум — ничего похожего на прошлые пузыри

Сохранение тенденций по основным критериям — главный признак того, что рынок не схлопнется. Стабильность цифровой медицины наглядно видна в этой таблице от Rock Health

Доступная медицина, излечение болезней и снижение издержек — в лидерах digital health по инвестициям

Бросим пристальный взгляд на тройку лидеров по привлеченному капиталу (все данные взяты из отчёта StartUp Health’s Insights). Это сервисы, которые упрощают доступ к медицинским услугам, снижают издержки медорганизаций и ищут лекарства от болезней.

Борьба за доступную медицину продолжается

Именно так можно охарактеризовать направление, которое лидирует по объему инвестиций. В него включены сервисы, которые упрощают пациентам доступ к медицинским услугам.

Компании из сферы доступной медицины привлекли 2.7 млрд долларов за 149 сделки. Тут отличились китайская Tencent Trusted Doctor, которая привлекла 250 млн долларов, и французская компания Doctolib, получившая 170 млн долларов. Оба сервиса похожи на наш DocDoc — то есть помогают найти квалифицированного врача и записаться к нему на приём.

Кстати, в плане предоставляемых услуг китайцы из Tencent тоже показывают класс. Так, они предлагают пользователям дистанционный анализ мочи. Все, что вам понадобится — это смартфон и общественный туалет, в котором уже установлено специальное устройство, отправляющее данные на гаджет. Результат готов уже через две минуты, а подробности приходят в мессенджер WeChat.

Снижение затрат и сокращение издержек

В сегменте сокращения издержек на медуслуги в первой половине 2019 года тоже две главные скрипки. Это страховые компании Collective Health и Clover Health. Особого внимания заслуживает вторая.

Clover Health используют Big Data необычным для страховой компании способом. Они не рассчитывают с помощью данных тарифы, а пытаются уменьшить страховые выплаты за счет заботы о здоровье клиентов. Благодаря этой идее стартап за три года стал единорогом и привлёк 500 млн долларов инвестиций.

Сама идея реализуется тоже нетрадиционно. Основная ЦА стартапа — пожилые люди и те, у кого страховка субсидируется государством. Это объясняется тем, что набор заболеваний у такой аудитории достаточно легко прогнозируется. После того как алгоритм понимает, чего стоит опасаться конкретному пациенту, к нему домой приезжает медсестра. Она дает рекомендации, которые помогают человеку меньше болеть, а страховой компании — экономить деньги на выплатах за лечение.

Всего сегмент сокращения издержек привлёк 2.7 млрд долларов, почти четверть из них (705 млн) приходится на озвученные выше компании.

В России также есть похожие проекты. Например, сеть медицинских клиник «Инвитро» запустила пилотный проект по распознаванию лиц клиентов в облаке Mail.ru Cloud Solutions. Это помогло ускорить оформление пациентов, избавиться от очередей, улучшились экономические показатели и качество обслуживания.

Лечение болезней традиционно в лидерах

Инвесторы любят компании, занимающиеся поиском лекарств от неизлечимых пока болезней, и не гнушаются давать им денег. Но в конце прошлого года у стартапов из этого сегмента дела шли не слишком хорошо — объем привлеченного капитала падал.

Первая половина 2019 года оказалась для них более радужной: ко второму кварталу сумма инвестиций выросла на 90% и составила в целом 2 млрд долларов.

Из интересных проектов можно выделить Tempus, которые используют данные для разработки персонализированных решений для пациентов с онкологическими заболеваниями. Этот стартап привлёк 200 млн долларов и занял первое место по инвестициям в своей нише.

Защита данных пользователей превыше всего

Главный тренд цифровой экономики в 2019 году — безопасность данных пользователей, он не мог не отразиться на цифровой медицине. Ведь данные, которые используют сервисы отрасли, по-настоящему персональны и пользователи должны быть уверены в их конфиденциальности.

Сейчас перед индустрией цифровой медицины стоит сложный вызов: как заставить работать вместе анонимность пациентов и большие данные так, чтобы клиенты не чувствовали риска, используя услуги компаний из сферы digital health.

Просвещением в этом вопросе занимается британская организация Understanding Patient Data, которая рассказывает о правах пользователей и том, зачем компаниям нужны их данные. Она помогает налаживать диалог между игроками рынка и простыми клиентами, но сейчас это лишь единичный случай.

Машинное обучение и ИИ становятся мощными инструментами цифровой медицины

К 2019 году искусственный интеллект и машинное обучение стали играть важную роль в цифровой медицине. Пальму первенства здесь держат китайские компании. Более того, в этом вопросе они на голову выше коллег из США и других стран.

Мы коротко расскажем о трех самых интересных проектах, которые могут послужить примером использования этой технологии:

Первой стоит упомянуть WeDoctor, использующую комбинацию ИИ и телемедицины, чтобы проводить по 90 000 онлайн-консультаций в день и выявлять у своих пациентов рак легких и хронические заболевания. Ни одна компания на рынке не может похвастаться такими цифрами. Также они продают умную колонку WeDoctor Tong, по которой пациенты могут связаться с 2700 больницами и 20000 аптек по всему Китаю.

Infervision — другая компания из Китая, которая работает с нейросетями и машинным обучением. Им удалось натренировать свой ИИ на данных о миллионе пациентов из китайских клиник, и теперь они работают с медицинскими центрами, помогая им выявлять рак легких, диагностировать инсульты, коллапс легкого и другие сложные состояния пациентов.

Для сравнения — в США подобные сервисы обладают данными максимум о десятках тысяч человек. Infervision заявляет, что сотрудничает с более чем 300 медучреждениями, где их программное обеспечение помогает ставить больше 30000 диагнозов в день.

Ещё один сервис, впечатляющий своими масштабами — это Ping An Good Doctor, который работает под крылом страховой компании Ping An Insurance Co. Ping An Good Doctor — новое веяние в китайском health tech, в ближайшее время они собираются открыть сотни тысяч крошечных клиник площадью три квадратных метра, где каждый сможет получить консультацию ИИ-доктора. У сервиса уже более 265 миллионов зарегистрированных пользователей, а среднее количество пациентов перевалило за отметку в 535000 человек в день.

Виртуальные голосовые помощники спасают жизни

Совсем недавно виртуальные голосовые помощники были лишь пилотными проектами по внедрению в медицинские экосистемы. Например, Детская больница Бостона тестировала Алексу, виртуального ассистента от Amazon, в качестве личного медицинского помощника для поддержки и обучения родителей больных детей.

Первая половина 2019 года показывает, что инвесторы заинтересованы в подобных решениях. И умные колонки начинают реализовывать свой потенциал в цифровой медицине. Это подтверждают инвестиции в стартапы Suki и Notable, которым удалось привлечь 20 млн и 19.2 млн долларов соответственно.

В целом индустрия видит в личных голосовых ассистентах инструменты, уменьшающие административную нагрузку и обучающие пациентов, а также помощников для заказа лекарств или медицинских услуг.

Голосовые помощники в цифровой медицине

Кстати, Алекса умеет кое-что ещё, но об это мы расскажем ниже. Источник

Amazon развивает удаленную диагностику

Нельзя не сказать несколько слов о технологических гигантах. Лидером в цифровой медицине смело можно назвать Amazon — в 2018 году компания заключила ряд действительно громких сделок по поглощению и инвестиции капитала. Например, год назад приобрела фармацевтический онлайн-сервис PillPack за 753 млн долларов.

В частности, компания планирует развивать собственную платформу по продаже и доставке лекарственных препаратов, основанную на анализе данных. Также под конец прошлого года Amazon получил патент, который позволяет Алексе ставить диагнозы или оценивать эмоциональное состояние пользователя по голосу.

Если учесть все действия гиганта на рынке в 2018 году, то в текущем году в их планы, скорее всего, входит запуск собственной всеобъемлющей платформы, которая объединит в одном месте диагностику, покупку лекарств и медоборудования, удаленные консультации с врачами.

Что ждать в digital health от второй половины 2019 года

Цифровая медицина — рынок относительно молодой, но 2018 и первая половина 2019 года подтверждают, что он только набирает силу. Инвесторы уже не опасаются вкладывать деньги в интересные стартапы, а компании применяют все более инновационные подходы для своих продуктов и сервисов.

Если оценивать перспективы цифровой медицины на ближайшее будущее, то выглядят они действительно радужными. Клиенты пользуются высокотехнологичными сервисами с применением ИИ и машинного обучения и открыты ко всему новому.

Group 40Group 44Group 43Group 46Group 41Group 27Group 42Group 39