Журнал об IT-бизнесе, технологиях и цифровой трансформации

Цифровизация — единственная надежда во время кризиса: глобальное исследование  AppDynamics Mail.ru Cloud Solutions
Mail.ru Cloud Solutions
  • 24 июля
  • Тренды

Цифровизация — единственная надежда во время кризиса: глобальное исследование AppDynamics

Автор: Анатолий Ализар
Популярное

Многолетние проекты цифровой трансформации теперь приходится внедрять за недели, чтобы преодолеть последствия пандемии: так говорят более 1000 опрошенных IT-специалистов по всему миру. Перевели новый доклад AppDynamics о цифровой трансформации и тех, кто реализует ее на практике.

В нем подробно рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются IT-специалисты в 2020 году, и трудности, которые нужно преодолеть, чтобы быстро внедрять инновации со стабильным результатом. А также называются нужные навыки, инструменты и поддержка, необходимая со стороны компаний.

Как пандемия влияет на непрерывность бизнеса и IT

Огромное количество сотрудников перешло на удаленную работу, а компании внедряют цифровые стратегии для продажи товаров и услуг. Аудитория сайтов и приложений резко выросла. Нагрузка на инфраструктуру и руководителей IT-отделов по всему миру никогда еще не была такой большой.

Мир изменился практически за день. Не имея возможности подготовиться, IT-отделы столкнулись с новыми проблемами и приоритетами. Внезапно они оказались под огромным давлением: нужно обеспечить инфраструктуру и безопасность для поддержания высокого качества цифровых сервисов. И им приходится делать это в режиме реального времени, на фоне масштабных изменений, часто работая удаленно.

В ноябре 2018 года AppDynamics опубликовала глобальное исследование об «агентах трансформации». Так назвали инженеров, усилия которых по цифровой трансформации были успешными. Их оказалось всего 9%. Цифра пугающе мала, но сохранялась надежда на лучшее, ведь у 97% респондентов были амбиции и желание внедрять инновации и стимулировать цифровую трансформацию своих организаций.

На фоне пандемии COVID-19 потребность в цифровой трансформации не изменилась. Что кардинально изменилось, так это срочность. Организациям нужно реализовать потенциал, внедрять инновации и работать на высочайшем технологическом уровне. Это нужно не в будущем, а прямо сейчас. Именно так бизнес сможет эффективно отреагировать на кризис — и так мы сможем восстановить экономику и стимулировать ее рост.

Посмотрим, с какими проблемами и вызовами сталкиваются IT-специалисты и компании и что нужно, чтобы цифровизация помогла преодолеть последствия кризиса.

Пандемия COVID-19: вызов, каких еще не было

Пандемия COVID-19 влияет на работу IT-отделов по всему миру так, как еще несколько месяцев назад нельзя было представить. Технические специалисты первыми приняли удар крупнейшего за последнее время мирового экономического кризиса. Во многих случаях непосредственное выживание бизнеса теперь лежит на их плечах:

  • 81% технических специалистов утверждают, что COVID-19 создал самое большое технологическое давление на их организацию, которое они когда-либо испытывали.
  • На индивидуальном уровне 61% респондентов чувствуют себя на работе под бóльшим давлением, чем когда-либо прежде.

Исследование показало, что давление ощущается со всех сторон. IT-специалисты ускоряют проекты цифровой трансформации, мобилизуют силы для работы из дома, одновременно они должны качественно управлять инфраструктурой и поддерживать безопасность во всем технологическом стеке.

Структуры и процессы в компаниях перевернулись с ног на голову. Радикально поменялись приоритеты, а индивидуальные роли и обязанности приходится адаптировать к ним:

  • Технологические приоритеты изменились в 95% организаций, при этом 88% респондентов говорят, что приоритетом стало «удобство цифровых услуг для клиентов».
  • Почти две трети IT-специалистов (64%) вынуждены выполнять новые задачи, которые раньше не выполняли.

Цифровая трансформация ускорилась

Организации вынуждены срочно адаптировать стратегии выхода на рынок к текущим условиям, а также создавать и запускать новые цифровые сервисы и приложения. В результате IT-специалистам приходится внедрять крупные проекты трансформации в ранее немыслимые сроки — и при этом обеспечивать безупречное качество сервиса для клиентов:

  • 66% опрошенных сказали, что пандемия выявила слабые места в их цифровой стратегии. Им пришлось срочно продвигать инициативы, которые прежде были частью многолетних программ цифровой трансформации.
  • 74% сообщили, что проекты цифровой трансформации, для утверждения которых обычно требуется больше года, были начаты в течение нескольких недель.
  • 71% указали на проекты цифровой трансформации, которые были реализованы в течение нескольких недель, а не месяцев или лет, которые потребовались бы раньше.
  • 65% технологов сообщают, что во время пандемии они уже реализовали проекты цифровой трансформации, которые ранее были отклонены как ненужные.

При таком давлении нет времени на длительные циклы планирования и всестороннее тестирование концепции. Приходится искать компромиссы — и многие обеспокоены тем, что в условиях спешки долговременное планирование уходит на второй план:

  • 59% признают, что просто тушат пожары, внедряя краткосрочные решения технологических проблем.
  • 76% выражают озабоченность по поводу долгосрочных последствий инициатив цифровой трансформации, которые им пришлось срочно реализовать.
Организации во всех отраслях признают, что для принятия правильных решений, имеющих долгосрочную ценность для бизнеса, жизненно важно иметь возможность видеть и понимать эффективность своих приложений в режиме реального времени. Это нужно, чтобы немедленно выявлять и решать проблемы, не снижая качество сервиса.

Новые барьеры для внедрения цифровых сервисов во время COVID-19

Учитывая масштаб и срочность новых задач, у IT-специалистов возникает множество проблем: от резкого увеличения трафика сайтов и спроса на приложения до срочного внедрения новых функций для самообслуживания и онлайн-продаж. При этом от них требуют поддерживать установленные показатели среднего времени решения задач (MTTR, Mean Time to Resolution), хотя IT-отдел работает в удаленном режиме.

Вот основные проблемы, с которыми IT-специалисты сталкиваются при обеспечении качества работы цифровых сервисов:

  • Всплеск посещаемости веб-сайтов — 81%.
  • Обеспечение позитивного опыта для пользователей на всех платформах — 80%.
  • Отсутствие прозрачности и понятия о производительности технологического стека и его влияния на пользователей — 80%.
  • Слишком медленное реагирование удаленного IT-отдела — 79%.
Сегодня приложение — это и есть бизнес. Как никогда раньше нужны инструменты и точные данные для принятия обоснованных стратегических решений, а также анализа того, как производительность приложений и качество работы цифровых сервисов влияют на ключевые бизнес-показатели.

Проблемы удаленной работы IT-специалистов

Исследование также выявило проблемы в организации работы сотрудников, которые теперь работают полностью удаленно. Они часто не знакомы с приложениями и платформами, необходимыми для продуктивной работы вне офиса.

Значительная часть сотрудников внезапно начала работать из дома, не имея качественного подключения к интернету, необходимых устройств и программного обеспечения, а часто — навыков и знаний для решения простых проблем. Именно IT-отделу выпало решать эту задачу.

87% технических сотрудников признают проблемы с организацией удаленной работы, среди них:

  • Быстрое внедрение или масштабирование технологий — 90%.
  • Расширение канала и сетевой емкости для доступа и производительной работы удаленных сотрудников — 89%.
  • Всплеск вопросов в техподдержку от сотрудников — 86%.
  • Безопасность, надежная проверка личности и управление доступом в сеть/корпоративные системы — 84%.
  • Безопасность критически важных приложений — 83%.
Цифровые сервисы и приложения важны для поддержания продуктивности удаленных сотрудников. Нужно, чтобы IT-отделы могли справиться с ростом нагрузки на инфраструктуру. Это требует правильных инструментов для мониторинга и управления технологическим стеком, начиная с уровня приложений и пользователей, заканчивая сетью.

Растет потребность в «агентах трансформации»

Поскольку растет важность цифровых сервисов как для собственных сотрудников, так и для внешних клиентов, нужно признать значительную роль IT в преодолении нынешнего кризиса.

В частности, руководители компаний и IT-отделов должны выявлять и поддерживать сотрудников, обладающих навыками, видением и решимостью обеспечить цифровую трансформацию и внедрить инновации в этих сложных условиях. 83% респондентов считают, что такие сотрудники помогут бизнесу быстрее преодолеть последствия пандемии COVID-19.

Тем не менее исследование подчеркивает, что все технические специалисты должны работать на самом высоком уровне, а компаниям, вероятно, стоит подумать об увеличении штата IT-специалистов.

В 2018 году только 9% IT-специалистов могли считаться «агентами трансформации». Но был достигнут следующий консенсус: чтобы компания сохранила конкурентоспособность, 45% ее технических специалистов должны стать «агентами трансформации» в течение десяти лет.

Прошло два года — и ситуация стала острее. Теперь конкурентоспособным организациям нужно иметь в штате 46% «агентов трансформации». И они нужны бизнесу немедленно.

Сами технические специалисты считают, что увеличение числа «агентов трансформации» играет решающую роль для успешного преодоления бизнесом последствий кризиса.

Чтобы IT-специалист достиг вершин своей профессии, раньше требовалось десять лет профессионального роста, теперь такой рост стал срочной необходимостью.

Ускорение профессионального роста IT-специалистов

Несмотря на огромное давление, которое испытывают IT-специалисты, отчет указывает на ошеломляющую реакцию технологического сообщества:

  • 87% считают, что кризис — это возможность показать ценность технических специалистов для бизнеса.
  • Уже сейчас 80% респондентов отмечают, что реакция их IT-команды на пандемию изменила восприятие информационных технологий в организации в лучшую сторону.

Среди наиболее важных во время кризиса навыков IT-специалисты называют:

  1. Гибкий и доброжелательный стиль управления командой, ориентированный на сотрудничество — 57%.
  2. Решительность и настойчивость, а также действия, основанные на поступающей информации и опыте — 56%.
  3. Аналитическое и критическое мышление — 47%.
  4. Ориентация на результат — 40%.

Для успешной цифровой трансформации и положительных бизнес-результатов IT-специалистам также нужны правильные инструменты, поддержка и среда.

Вот полный список того, что требуется IT-специалистам от организации, чтобы преодолеть путь до «агента трансформации»:

  • Прозрачность и понимание производительности технологического стека, его влияния на пользователей и бизнес — 92%.
  • Ясные цели и задачи — 90%.
  • Доступность данных в реальном времени — 89%.
  • Автономия и полномочия — 88%.
  • Свобода экспериментировать и брать на себя ответственность — 87%.

Также IT-специалисты хотят работать с долгосрочными стратегическими партнерами, которые помогут им справиться с текущей ситуацией и поддержат в профессиональном росте:

  • 78% респондентов предпочитают работать с известными, стабильными и надежными вендорами, которые проявляют гибкость и поддержку во время кризиса.
  • Интересно, что 66% опрошенных получают ПО, услуги, поддержку и обучение от вендоров бесплатно или с большими скидками, что помогает решать технологические проблемы во время кризиса.

Вооружившись информацией и знаниями для принятия более разумных решений, а также тесной поддержкой со стороны стратегических технологических партнеров, IT-специалисты могут провести свою организацию через нынешний кризис.

Действительно, 87% опрошенных считают, что они могут положительно повлиять на состояние компании во время кризиса и на последующее восстановление бизнеса.

Пересмотр технологических стратегий на будущее

Влияние пандемии COVID-19 будет длительным. Оно продлится еще долго после карантина. Мир уже не станет прежним — то, как мы используем цифровые сервисы и приложения, изменится навсегда.

Организации поймут преимущества удаленной работы и станут более гибкими на всех этапах: от подбора персонала и онбординга до внутренних коммуникаций и сотрудничества между командами. Вне работы люди продолжат использовать видеосвязь для общения с друзьями и семьей, когда личная встреча недоступна, и тренироваться с онлайн-тренером вместо тренажерных залов. Потребители также активно будут использовать цифровые сервисы для шопинга, образования, развлечений и доступа к медицинским услугам.

В то же время IT-специалисты прогнозируют, что после пандемии компании будут уделять больше внимания безопасности приложений и аварийному восстановлению после сбоев. Вырастут инвестиции в технологии, которые отслеживают качество сервиса, а также в обучение и развитие самих технических специалистов.

IT-специалисты называют несколько моментов, которые изменятся после кризиса в компаниях, где они работают:

  • Будет больше внимания планированию рисков и восстановлению после сбоев — 87%.
  • Продолжится использование инструментов и технологий для удаленной работы — 86%.
  • Ресурсы будут распределяться более гибко, по запросу — 84%.
  • Увеличатся инвестиции в технологии, которые отслеживают качество сервиса для клиентов — 83%.
  • Будет тщательнее отбор вендоров для обеспечения непрерывности бизнеса — 79%.

Большинство (87%) технических специалистов заявили, что пандемия является тревожным сигналом для их организаций. Это сигнал, чтобы сосредоточиться на цифровизации и устойчивости компании в перспективе.

Время реализовать свой потенциал и амбиции

В исследовании 2018 года респонденты хотели решить главную задачу — чтобы цифровизация стала движущей силой позитивных изменений в их организациях и за их пределами. 69% опрошенных заявили, что они хотят изменить мир к лучшему.

Опрошенные также рассматривали цифровую трансформацию как возможность проявить себя. При этом 76% полагали, что быстрый технический прогресс в ближайшие годы увеличит их шансы на карьерный рост.

Прошло два года — и у тех же специалистов появилась беспрецедентная и неожиданная возможность реализовать потенциал и амбиции. Сейчас IT-специалисты остро осознают и стоящие перед ними задачи, и открывающиеся возможности.

79% считают, что пандемия отделит сильных профессионалов от слабых в технических командах по всему миру.

Сейчас IT-специалисты помогают своим компаниям пережить нынешний кризис и ускорить восстановление. Организации должны сделать всё возможное, чтобы предоставить им инструменты, полномочия и поддержку, необходимые для ускорения профессионального роста.

Оригинал статьи на VC.ru.

Ссылка скопирована!

Что еще почитать про ИТ-бизнес