Как ИТ помогают бороться с неплательщиками налогов

20 минут

Федеральная налоговая служба России активно внедряет информационные системы для контроля за бизнесом и гражданами. У ФНС уже свыше 20 информационных комплексов (самые известные АИС «Налог» и АСК «НДС-2»), позволяющих инспекторам выявлять схемы незаконного ухода от налогов. Вся собранная информация о налогоплательщиках и сделках обрабатывается в созданных ФНС центрах обработки данных в Дубне и Городце.

Налоговые проверки раз в три года остались в прошлом

Раньше бухгалтеры и руководители ориентировались на то, что инспекторы могут прийти в компанию с налоговой проверкой не чаще, чем раз в три года. Налоговый период считался логически завершенным не после подачи декларации, а только после окончания выездной проверки.

Центр обработки данных о налогоплательщиках в Дубне

Источник: Журнал сетевых решений LAN

Последние несколько лет бизнес может работать без выездных налоговых проверок три, пять и даже более лет. Однако это не значит, что ФНС теперь относится к налогоплательщикам лояльнее и смотрит на нарушения сквозь пальцы. Напротив, за эти годы повысилось качество налогового администрирования.

Дело в том, что Федеральная налоговая служба все последние годы внедряет и улучшает информационные системы, позволяющие автоматически выявлять случаи неуплаты налогов, отмечает управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов.

Как ФНС находит нарушителей

Федеральная налоговая служба использует более 20 информационных комплексов, с помощью которых проверяется деятельность налогоплательщиков. Среди них АИС «Налог-3», ПИК «Однодневки», ПИК «Счета-фактуры», «ВНП-Отбор», ПИК «Доход», ПИК «Таможня», ПИК «Схемы», ПП «Контроль НДС» (ранее АСК «НДС-2») и другие.

Информационные комплексы ФНС России

Наименование Краткое описание
АИС «Налог»-3 Единая информационная система ФНС России, обеспечивающая автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, в т.ч. прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям.
ПП Контроль НДС (ранее АСК НДС-2) и Система управления рисками «АСК НДС-2» Выявляет налогоплательщиков, которые не платят НДС (потенциальные фирмы-однодневки), и анализу связей других организаций с таковыми.
ВНП-отбор Основной фильтр. Работает с данными налоговой и бухгалтерской отчётности. Налогоплательщик анализируется по ряду критериев, в т.ч. сравнивается с другими налогоплательщиками, имеющими такой же ОКВЭД.
ПК «ВАИ» (Визуальный анализ информации) Роботизированный помощник, позволяющий наглядно отследить данные по взаимозависимости, участию учредителей в других юр.лицах, источникам доходов и т.д.
 ПИК «Однодневка» Специальный реестр организаций, имеющих признаки анонимных структур.
Fira.pro, СПАРК. С их помощью устанавливаются связи субъектов через учредителей, руководителей, адреса, интернет сайты и номера телефонов. Используя данные из этих систем, налоговый орган выстраивает схему группы взаимосвязанных лиц.

 Источник: Клерк.ру, Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH

Основные информационные системы

Ключевой в структуре ФНС является АИС «Налог-3». Как сказано на сайте налоговой службы, это единая информационная система, автоматизирующая деятельность ФНС России. Через АИС «Налог-3» осуществляется прием, обработка, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для поддержки принятия управленческих решений и предоставления информации внешним потребителям.

АИС «Налог-3» решает следующие задачи:
• обеспечение открытости налоговых органов для налогоплательщика, путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода их в электронный вид;
• создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации;
• гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации;
• снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки сведений, поступающих в налоговые органы;
• совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;
• обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику, в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов;
• обеспечение автоматизированного мониторинга деятельности ФНС России со стороны руководства налоговых органов;
• повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к новым внешним источникам информации;
• повышение качества принятия решений, анализа и прогнозирования за счет создания аналитических инструментов, позволяющих проводить анализ и прогнозирование налоговых поступлений с учетом макроэкономических показателей и внешних факторов;
• снижение трудозатрат налоговых органов на сбор, ввод, обработку и контроль форм налоговой отчетности;
• снижение трудозатрат налоговых органов на обеспечение межведомственного обмена информацией, освобождение налоговых органов от функций по приему, обработке и сортировке данных, поступающих от других ведомств;
• снижение трудозатрат налоговых органов на проведение расчетов, включая начисление налогов и контроль налоговой отчетности;
• переход от количественного к качественному анализу налогов, налоговой базы, в том числе в рамках совершенствования контрольной работы;
• обеспечение возможности внутреннего аудита результатов работы сотрудников территориальных налоговых органов и центрального аппарата ФНС России.

Источник: ФНС России

ПП «Контроль НДС» (ранее АСК «НДС-2») отслеживает цепочку движения товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость (НДС), от создания или пересечения российской границы до продажи конечному потребителю.

Напомним, компании включают в декларации по НДС сведения из книги покупок и продаж. Эти данные АСК «НДС-2» автоматически сверяет с информацией от поставщиков и покупателей и выявляет расхождения в цепочке. Если в цепочке возник сбой (покупки и продажи должны зеркально отображаться у всех поставщиков и потребителей), робот это вычисляет и фиксирует. А налогоплательщику присваивается красный, желтый или зеленый уровень благонадежности. Дальше на предполагаемого нарушителя в автоматизированном режиме собирается досье, предшествующее налоговой проверке.

Как работает АСК «НДС-2», видео

Источник: 360tv.ru

Получается, что если в цепочке организаций присутствует фирма-однодневка, которая уклоняется от полноценного отражения и уплаты НДС, то она будет выявлена, отмечает Артем Денисов. При этом статистика говорит об успешности борьбы ФНС с уклонениями от уплаты налога на добавленную стоимость. Так, в первом квартале 2016 года разрыв в цепочке НДС составлял 8% (676 млрд руб.), а осенью 2018 года он стал меньше 1% (86,6 млрд рублей), отмечает руководитель ФНС Михаил Мишустин.

За последние 5 лет собрано в два раза больше налогов, видео

Источник: «Вести 24»

В ФНС используются и другие информационные системы.

«ВНП-Отбор» (подсистема АИС «Налог-3»). С помощью информационного комплекса «ВНП-Отбор» инспекторы сопоставляют данные о деятельности компании (рентабельность, прибыльность) с информацией о деятельности похожих по масштабу и локализации компаний и сравнивают показатели исследуемого налогового периода с данными прошлых лет. Система «ВНП-Отбор» выставляет баллы налогоплательщикам, и если нестыковок у компании много, рекомендует ее к налоговой проверке. При этом анализируется платежеспособность налогоплательщика (наличие имущества) и его владельцев.

ПК «ВАИ». Программный комплекс «ВАИ» («Визуальный анализ информации») используется налоговиками для того, чтобы представить данные о компаниях, их владельцах и осуществляемых компаниями выплатах в графическом виде.

ПИК «Доход», ПИК «Однодневка», ПИК «Таможня», ПИК «Схемы» и т.д.
В этих программно-информационных комплексах собираются данные об уже проводившихся камеральных проверках, результаты сравнения компаний-аналогов в регионе, объяснения, которые давались сотрудниками компании в прошлые периоды.

Вся информация о налогоплательщиках собирается в центрах обработки данных (ЦОД). В мае 2015 года первый ЦОД был открыт в подмосковной Дубне. В декабре 2015 года ФНС запустила второй Центр обработки данных в Городце. ЦОДы в Дубне и Городце в автоматическом режиме формируют «единый налоговый файл» о каждом налогоплательщике в России. Данные о налогооблагаемых операциях собираются и обрабатываются роботами и хранятся в облаке. Участие человека минимизируется. Все отчеты по НДС (а значит, и все счета-фактуры) попадают в общероссийскую базу.

Открытие Центра обработки данных ФНС в Дубне, видео

Источник: Мир налогов

Онлайн-кассы и маркировка товаров

Внедрение центров обработки данных позволило федеральной налоговой службе перейти на новый уровень контроля. В 2016 году стартовал постепенный перевод компаний, занимающихся розничной торговлей или предоставляющих услуги гражданам, на онлайн-кассы. Теперь информация обо всех розничных продажах автоматически передается операторам фискальных данных (ОФД), а от них – в налоговую службу. То есть, ФНС видит оборот торговой точки в режиме реального времени, говорит Артем Денисов.

В течение ближайших пяти лет в России будет планомерно внедряться система маркировки товаров. На сегодняшний день введена обязательная маркировка алкоголя и меховых изделий. Тестируется маркировка лекарств, обуви и табачных изделий. В ближайших планах правительства – введение маркировки парфюмерии, одежды, фотоаппаратуры, шин и молока.

К 2024 году по поручению правительства должна быть создана сквозная система маркировки товаров. То есть предполагается, что к этому времени данные об основной массе потребительских товаров, которые продаются, производятся или импортируются в страну, будут храниться в единой системе.

Как связаны ФНС, ФТС и ЗАГСы

Информационные системы ФНС и Федеральной таможенной службы (ФТС) также объединяются в единое облако на базе ЦОДов налоговой службы. По словам заместителя министра финансов РФ Ильи Трунина, идет выстраивание сквозных механизмов взаимодействия налоговых и таможенных органов, интеграция информационных систем ФНС и ФТС (Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов России и АИС «Налог»). Минфин стремится оптимизировать процесс взаимодействия ФНС и ФТС, создав единый механизм администрирования. В результате Федеральная налоговая служба получает сведения о таможенных декларациях, а ФТС может изучить налоговое досье экспортеров. Министр финансов РФ Антон Силуанов уверен, что единая система позволит отследить всю цепочку прохождения товаров – от нахождения на границе до конкретных потребителей, благодаря чему повысится собираемость налогов. Руководитель ФНС России Михаил Мишустин также отмечает: «Мы завершили интеграцию информационных ресурсов ФНС и ФТС и уже приступили к реализации задачи по созданию системы прослеживаемости товаров».

Интеграция программных средств ФТС и ФНС направлена на отслеживание движения ввезенных в Россию товаров. Она позволяет видеть, по какой цене они завозятся, не занижена ли цена, как она меняется в ходе перемещения товара по стране, через какое количество посредников проходит и так далее. Анализ таких сведений позволит выявлять схемы уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей, и делать выводы о легальности ввоза товара, отмечает Валерий Селезнев, начальник Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС.

Также 1 октября 2018 года стартовало создание Единого реестра ЗАГС (ЕГР ЗАГС), оператором которого является ФНС. На настоящий момент в реестр внесено более 3 млн записей. Через 2 года все данные о гражданах, имеющиеся у органов записи актов гражданского состояния, должны быть оцифрованы. Это делается, в том числе, для того, чтобы устанавливать взаимозависимость между компаниями, отмечает управляющий партнер «ВМ-Право и Консалтинг» Владимир Чувашов.

ФНС уже запустила мобильное приложение, которое позволяет проверять записи в Едином реестре ЗАГС. Для этого достаточно отсканировать QR-код на бланках нового образца свидетельства о рождении ребенка, свидетельства о смерти и свидетельства о заключении брака. Запрос автоматически отправится в центр обработки данных ФНС России. QR-код содержит информацию, позволяющую органам, предоставляющим госуслуги, а также самим гражданам проверить запись.

ФНС стремится контролировать бизнес и на основе данных в социальных сетях.

Руководитель ФНС России Михаил Мишустин о налогообложении самозанятых, видео

Источник: Известия

По требованию Центробанка России банки тоже внимательно следят за тем, чтобы их клиенты платили налоги. Во-первых, они контролируют, чтобы размер уплачиваемых налогов составлял не меньше 0,9% от оборота по счету. Например, если компания получила оплату с НДС, а затем перевела эти деньги, не выделив налог, банк может счесть это плохим признаком и предупредить налоговиков.

Во-вторых, банки оценивают каждого своего бизнес-клиента на предмет благонадежности (принцип «Знай своего клиента»). Центробанк настаивает, чтобы банк удостоверился в том, что клиент действительно существует и занимается предпринимательством.

Необоснованная налоговая выгода

Высший арбитражный суд в 2006 году ввел понятие необоснованной налоговой выгоды. Иначе говоря, если компания совершает сделку ради уменьшения налогов, а не с целью получения прибыли, то она может быть признана незаконной. При этом Высший арбитражный суд РФ возложил на налоговиков обязанность доказать нереальность операций, отсутствие возможности их совершить из-за нехватки персонала и оборудования, оценить сэкономленную на налогах сумму и т. д.

В 2017 году прямой запрет сделок, направленных на уход от налогов, и само понятие необоснованной выгоды были закреплены в Налоговом кодексе (ст. 54.1). Суть в том, что законом запрещены сделки и операции, направленные исключительно на снижение налогового бремени, говорит Владимир Чувашов.

12 критериев оценки рисков налогоплательщика

ФНС еще в 2007 году приняла «Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок». В этой концепции прописаны показатели рекомендуемой налоговой нагрузки (по отрасли), доля налоговых вычетов, ненормально низкий уровень рентабельности, создание цепочки контрагентов без наличия деловой цели.

12 критериев для самостоятельной оценки налоговых рисков
1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте России.
6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.
10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Источник: ФНС России

Борьба с фирмами-однодневками

Для борьбы с фирмами-однодневками ФНС добилась ужесточения условий регистрации компаний: вводились новые требования для учредителей, менялись правила ликвидации компании, налоговики получили право проверять предприятие еще до его регистрации, а также корректировать данные о нем в ЕГРЮЛ, тем самым предупреждая бизнес, что работать с таким контрагентом небезопасно.

Руководитель ФНС России Михаил Мишустин

Источник: Kremlin.ru

В итоге число компаний с признаками однодневок сократилось с почти 2 млн в 2012 году до 230 тыс. в 2018 году, отмечает Михаил Мишустин.

Большинство претензий ФНС к бизнесу связано со сделками с фиктивными компаниями. В суде налогоплательщику надо будет доказать, что он тщательно выбирал партнера и предварительно запросил у него документы, подтверждающие наличие основных средств и персонала, проверил способность выполнить условия контракта и т.д. Аргументом может стать деловая переписка и контакты конкретных людей. Это так называемое правило KYC (англ. know your counterpart – знай своего контрагента).

Контракт с фирмой-однодневкой чреват тем, что придется рассчитываться с бюджетом по ее долгам. Например, у ФНС могут возникнуть претензии, если руководитель компании не встречался с контрагентом при подписании договора, у нее нет сотрудников, отвечающих за работу с ним, а у контрагента, в свою очередь, не хватает ресурсов для выполнения контракта.

Как избежать обвинений в искусственном дроблении бизнеса

Добившись почти 100%-ой раскрываемости случаев оптимизации НДС, налоговая служба стала активно выявлять случаи незаконной оптимизации налога на прибыль. Особо пристальное внимание ФНС обращает на схемы искусственного дробления бизнеса. Речь идет о ситуациях, когда налогоплательщики, для сохранения права на специальные режимы налогообложения, искусственно делят бизнес на несколько юрлиц.

Раньше вероятность того, что малый бизнес, применяющий специальный режим налогообложения, столкнется с налоговой проверкой, была невелика (при условии, что предприниматель вовремя подавал декларации и правильно вел документооборот). Однако в декабре 2018 года ФНС поручила инспекциям усилить работу с компаниями, которые прибегают к искусственному дроблению бизнеса ради экономии на налогах.

С 2013 года инспекторы обязаны запрашивать IP и MAC-адреса доступа к интернет-банку. Это повсеместное основание для выявления взаимозависимости и подконтрольности нескольких компаний. Анализируя IP и MAC-адреса, ФНС регулярно выявляет участников схем по уклонению от уплаты налогов.

Как ФНС отбирает кандидатов на проверку

Налоговые инспекторы проводят выездную налоговую проверку только при условии, что решение налоговой инспекции может быть затем реально исполнено, а деньги уплачены в бюджет. Ключевые показатели результативности — доначисления и собираемость (первый без второго не работает). Низкорезультативной считается проверка, принесшая до 1 млн руб. доначислений. Ожидаемый минимальный результат — от 5 млн руб. (для Москвы — 11 млн руб.).

Кроме того, налоговые инспекторы после проведения предпроверочного анализа или камеральной проверки стремятся убедить налогоплательщика подать уточненную декларацию и доплатить налоги. Статистика ФНС в 2018 году: по результатам контрольной и аналитической работы бюджет дополнительно получил 297 млрд руб. А в целом в 2018 году повышение собираемости налогов принесло бюджету дополнительные 400 млрд рублей.

Изменений, которые могут привести к росту налоговой нагрузки, достаточно.

Нововведения в сфере налогообложения
1. Унификация налоговых региональных льгот. В 2019 году Минфин рассчитывает разработать и утвердить методику их ежегодной оценки. Если льгота будет признана неэффективной, сумма федеральной помощи региону может сократиться на уровень таких налоговых расходов субъекта РФ.
2. Минфин предлагает ограничить право регионов выбирать, для каких объектов недвижимости налогооблагаемая база может рассчитываться от балансовой, а не кадастровой стоимости. И рассчитывать налог для всей недвижимости по кадастру.
3. Включение неналоговых платежей в Налоговый кодекс. Минфин по-прежнему планирует отдать шесть из них (плату за негативное воздействие на окружающую среду, утилизационный, туристический и экологический сборы, сбор за пользование автомобильными дорогами общего пользования федерального значения, налог на доходы операторов сети связи общего пользования) под контроль налоговиков, что ужесточит администрирование налога и увеличит их собираемость.
4. Верховный суд собирается рассматривать осенью постановление, позволяющее в любой момент привлечь к уголовной ответственности за налоговые преступления.
5. Инспекции, специализирующиеся на конкретных отраслях, будут администрировать вдвое больше компаний. Цель реформы – найти риски, характерные для отраслей и компаний со схожими бизнес-моделями. До сих пор такие инспекции существовали только на федеральном уровне и контролировали 2 тыс. налогоплательщиков с доходами от 20 млрд руб. в восьми отраслях. Теперь их зона контроля сужается – сумма дохода увеличена до 35 млрд руб. Но им подчиняются 12 новых межрайонных инспекций в разных городах. Такие инспекции лучше понимают бизнес и будут более жестко взыскивать налоги.

Источник: Ведомости

По словам Артема Денисова, ключевые нововведения, связанные с введением ФНС налоговых систем, направлены, прежде всего, на выявление схем незаконной оптимизации НДС российскими компаниями. Эти системы доказали свою эффективность, и ключевой совет бизнесу – отказываться от схем оптимизации налога на добавленную стоимость.

Владимир Чувашов советует компаниям внимательно следить за тенденциями в своей отрасли, средним уровнем налоговой нагрузки и рентабельностью конкурентов, чтобы не бежать впереди толпы и не отставать. Это позволит снизить риски налоговых доначислений.

Эксперты советуют компаниям отказываться от откровенных схем налоговой оптимизации. Для этого нужно подтверждать все операции и сделки необходимыми документами, проверять контрагентов и не работать с фирмами-однодневками.

Главным инструментом налоговиков стала информация и умные аналитические системы. Средняя доначисленная по итогам выездной налоговой проверки сумма выросла с 13,6 млн руб. в 2016 году до 22 млн в 2018 году. При этом число выездных налоговых проверок сократилось с 26 тыс. до 14 тыс. Налоговый контроль ориентирован на камеральные проверки – именно с этим связано внедрение ФНС информационных систем. Знаменитая фраза экс-президента США Бенджамина Франклина о том, что «в этом мире неизбежны лишь смерть и налоги», похоже, находит подтверждение и в России.

При оформлении статьи использовано изображение depositphotos.com

Group 40Group 44Group 43Group 46Group 41Group 27Group 42Group 39