Умный город в цифровой профиль. 7 болевых точек

7 минут

Скорее всего граждане России ощутят грандиозную цифровую трансформацию, о которой говорит правительство, через рост комфорта городской среды. Должно появиться множество простых и удобных сервисов для жителей, и мы узнаем, что такое экономика данных. Умный город станет квинтэссенцией техноинтеграции. В цифровом двойнике найдется место и умным транспортным, коммунальным, государственным услугам, лучшему качеству экологии и, конечно, безопасности.

О том, как в реальности формируется инновационная городская среда, эксперты говорят на конференциях и в дискуссиях. Именно во время обсуждения лучших проектов и болевых точек, систематизации проблем рождаются оптимальные подходы и критерии. Итак, что же говорят специалисты?

1. Важно не количество сервисов, а социально-экономические достижения

Какой город считать умным? Чиновники перечисляют технологические решения, наличие которых и является критерием «ума». Такая оценка часто применяется после принятия Минстроем РФ соответствующего стандарта умного города, который определяет основные компоненты. Именно по этому документу будет «измеряться» IQ агломераций.

Ожидания жителей от умного города, по результатам опроса 5000 человек

Источник: Стратегия «Умный город — 2030» Правительства Москвы, 2019

Но практики сходятся во мнении, что главный результат успеха – это рост социально-экономических показателей, а не отчетность о внедренных системах. Совершенство инфраструктуры должно повысить уровень жизни и предоставить новые возможности жителям, а не увеличить на виртуальной доске почета список платформ и технических новинок. Например, в безопасном городе должно сократиться число правонарушений. Но пока ориентир для власти – наличие сервисов, а не эффектов от их применения.

2. Финансовый вопрос открыт

В прессе и выступлениях чиновников очень много говорится о финансировании цифровой экономики. Но денег на умные города пока не выделили. То есть финансирование идет опосредованно, через другие государственные программы. Или не идет. Реальность такова, что городам предстоит изыскивать средства самостоятельно.

В конце мая 2019 года на сайте Минстроя РФ появилась информация о том, что в рамках национальной программы «Цифровая экономика» стартуют конкурсы по отбору проектов цифровизации, в том числе городского хозяйства, на базе «сквозных» цифровых технологий. На самом деле финансирование проектов по сквозным технологиям больших данных, нейротехнологий, систем распределенного реестра и т.д. напрямую не связано с программой развития умных городов. Поэтому в регионах оценили заявление Минстроя как попытку «присоседиться» к стороннему источнику финансирования.

Сквозные технологии умного города

Источник: Стратегия «Умный город — 2030» Правительства Москвы, 2019

Кроме того, уже более трех месяцев вакантна должность замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства, ответственного за цифровизацию в сфере комфортной городской среды. Активность ведомства по этому направлению сильно снизилась, что не осталось не замеченным специалистами. Ранее главным по умным городам был Андрей Чибис, который стал губернатором Мурманской области.

3. Задача регионального уровня

На первый взгляд, развитие умных городов ассоциируется с муниципальным уровнем ответственности. Однако в подобных проектах используется много общих технических и управленческих решений. Соответственно, требуется объединение и централизация проектов на региональном уровне. Нельзя оставлять реализацию на усмотрение органов местного самоуправления, необходимо объединять сервисы и данные на региональной платформе. Это, в частности, отмечают руководители цифровых ведомств Калужской и Архангельской областей Александр Архангельский и Николай Родичев.

4. Единая платформа и цифровой профиль

Безусловным для создания будущей умной инфраструктуры городов является платформенный подход. Сервисоориентированная модель должна базироваться на единой технологической площадке, на которой циркулируют данные обо всех уровнях жизнедеятельности муниципалитета. Возможно, определенную ясность в этом вопросе должно внести законодательство о национальной системе управления данными, создание которой вице-премьер Максим Акимов называл одним из главных приоритетов 2019 года.

Архитектура системы управления умным городом

Источник: Стратегия «Умный город — 2030» Правительства Москвы, 2019

Принцип единой платформы активно практикует Санкт-Петербург, которому в силу отсутствия деления на муниципалитеты проще добиваться централизации ресурсов. В Питере создается «Цифровая панель управления городом», для которой, как прокомментировал глава комитета по цифровым технологиям Петербурга Денис Чамара, все системы буду составными компонентами, поставщиками данных. Они разрабатываются и поддерживаются с условием интеграции в едином цифровом пространстве. «Таким образом мы формируем цифровой профиль города», – сказал руководитель комитета.

В умных городах резко увеличатся объемы данных. Для их передачи нужны беспроводные сети новых стандартов. Директор ГУП «АТС Смольного» Санкт Петербурга Феликс Касаткин делает акцент на необходимости скорейшего решения вопроса с выделением удобных частот для операторов 5G. Сейчас, как известно этот процесс блокирован силовыми ведомствами. Пилотные проекты приходится запускать на неудобных частотных диапазонах.

5. Проекты должны окупаться и приносить выгоду

Умный город – точка затрат или новая экономическая модель? Это один из самых злободневных вопросов для местных властей. Проще говоря, за чей счет банкет? Помимо поиска «прорывных технологий», ответственным лицам нужно еще решить проблему монетизации новых сервисов. Достаточно вспомнить затею с внедрением счетчиков бытового газа, которая провалилась из-за высокой стоимости конечного оборудования для населения.

Экономическая составляющая выглядит не менее важной, чем технологическая. Но тут вряд ли можно предложить общее решение, ведь используются различные инструменты. В дорогостоящих проектах стали применяться инструменты лизинга, с отсрочкой выплаты за приобретаемое оборудование и программное обеспечение. ИТ-интеграторы пытаются подражать сотовым операторам и монетизировать проекты по сбору и обработке данных за счет продажи агрегированной информации. Телекомы давно и успешно торгуют обезличенными данными, которые позволяют прогнозировать людские потоки и, к примеру, подбирать проходные места для торговых точек.

Интересный способ возврата инвестиций в объекты инфраструктуры практикует «Ростелеком». Об этом рассказал директор проектов корпорации Олег Извеков. Окупаемость вложений обеспечивается за счет экономии, полученной заказчиком от внедрения нового решения. Допустим, в результате расходы на электроэнергию сократились на 20%. За счет экономии госзаказчик выплачивает вознаграждение подрядчику. Выгодно и муниципальному образованию, и исполнителю, который по сути становится в этой схеме инвестором.

6. Проблема малых населенных пунктов

Если для крупных поселений и региональных центров многие технологические новинки применимы как с точки зрения масштаба, так и монетизации, то эти же финансовые модели перестают работать для небольших населенных пунктов, отмечает министр цифрового развития Калужской области Александр Архангельский. И как развивать инновации в малых городах, крупных поселениях? Отказать жителям в умной инфраструктуре и все же рассматривать перспективу повышения комфорта жизни? Это сложный вопрос и для бизнеса и для государства.

7. Бич всех времен

Слабое взаимодействие ведомств воспринимается как традиционная проблема государственной власти. Оказывается, бизнес, который участвует в крупных государственных проектах, ведет себя точно так же. Главное – соблюсти коммерческий интерес, что иногда мешает совместной работе и эффективности. «Межведомственные и межрегиональные барьеры – ключевые препятствия для развития инноваций в городах. Нам приходиться сталкиваться с дополнительными управленческими вызовами», – говорит первый заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Антон Финогенов. По его словам, идеи от подрядчиков сыпятся как из рога изобилия, но они не всегда соответствуют реальным потребностям и не рассчитаны на перспективу. С другой стороны, интересные решения предлагают молодые участники регионального хакатона. Руководство области внимательно присматривается к этим разработкам.

Об изменениях на рынке ИТ говорит и Александр Архангельский: «В Калужской области мы нашли небольшую компанию, которая предложила эффективный способ уборки улиц. Мы сейчас рассматриваем вопрос сотрудничества с ними и коммунальными службами».

Советник губернатора Рязанской области Игорь Горский добавляет «Мало вовремя знать, что у граждан есть проблемы. Надо трансформировать систему управления, чтоб их оперативно решать. Софт – это 50% решения проблемы». В Рязани открылась школа CDO (chief digital officers) для подготовки кадров, которая уже выпустила 30 специалистов. Как оказалось, отправлять сотрудников на аналогичные курсы в Москву дорого и не так эффективно, как обучать на месте. Региональные курсы могут быть более продолжительными, содержательными, с гибким графиком.

Как глобальные технологические тренды определяют город будущего

Источник: Стратегия «Умный город — 2030» Правительства Москвы, 2019

Трансформация городской инфраструктуры и сервисов переживает начальную стадию. Внедряются решения в области интернета вещей, сервисы с применением искусственного интеллекта. Городские сенсорные сети, платформы данных, комплексные подходы к таким вопросам, как мобильность, управление энергопотреблением и общественная безопасность, закладывают основу для создания городской технологической платформы и цифрового двойника. Некоторые эксперты уже назвали работу, которая сочетает эти направления, «умный город как услуга» (Smart city as a service).

Group 40Group 44Group 43Group 46Group 41Group 27Group 42Group 39