Журнал об IT-бизнесе, технологиях и цифровой трансформации

Умные мегаполисы превратятся в города, управляемые данными Mail.ru Cloud Solutions
Mail.ru Cloud Solutions
  • 29 ноября
  • Тренды

Умные мегаполисы превратятся в города, управляемые данными

Автор: Виталий Мосеев
Популярное
Разработка
Какой аутсорс нужен продуктовой разработке на разных фазах зрелости продукта
Разработка
Путь к Kubernetes и его преимущества для разработки
Бизнес
Анализ больших данных в облаке: как бизнесу стать дата-ориентированным

Благодаря развитию аналитики и технологий больших данных появились интеллектуальные решения для управления инфраструктурой мегаполисов. И аналитики ввели термин «умные города». На практике оказалось, что в мегаполисах настолько много потоков взаимосвязанных данных, что правильнее говорить о трансформации умных городов в города, управляемые данными. Но пока, по мнению экспертов, ни один мегаполис не дорос до уровня data driven city.

Данные набирают вес в мегаполисах, а цифровая революция и распространение интернета породят новый феномен — города, управляемые данными (data driven city, или DDC), считают аналитики PwC. Эксперты выделяют три ключевых компонента DDC:

  • данные;
  • технологии обработки;
  • органы власти, использующие результаты анализа для принятия решений.

Для перехода от умных городов к DDC, считает руководитель проектного офиса Kauri Екатерина Черкасова, администрациям необходимы:

  • открытые данные из частного и государственного секторов;
  • частные данные, генерируемые пользователями. Среди них публикации в социальных сетях, результаты краудсорсинга;
  • коммерческие данные, которые предоставляет бизнес;
  • данные с сенсоров, собранные с помощью устройств.

При этом очень важна интерпретация результатов сбора больших данных и анализ этой информации. Формируются и отрабатываются гипотезы, в том числе и экспертным методом. По словам Евгении Арефьевой, управляющего партнера Института территориального планирования «Урбаника», мониторинг городских процессов и поведения жителей сделает мегаполисы более комфортными для проживания при одновременном снижении эксплуатационных затрат.

Инфраструктура и технологии города будут меняться, подстраиваясь под потребности его жителей и для решения проблем. В этом поможет непрерывный масштабный сбор и мониторинг данных, считает Екатерина Черкасова. «Управление таким городом похоже на управление компанией: контролируются активы, собирается информация обо всех этапах работы, а на ее основе принимаются решения и составляются прогнозы», — пояснила эксперт.

Как города используют данные

Применение интернета вещей и датчиков, которые собирают массивы информации и обрабатывают их в реальном времени, позволяют перейти от реактивного подхода в работе городских служб к проактивному. Это позволяет своевременно реагировать и предупреждать возникновение массовых угроз, считает ведущий инженер-системотехник компании «ICL Системные технологии» Сергей Кикило.

В мегаполисах создаются порталы открытых данных, благодаря которым жители узнают об экологической ситуации, стоимости аренды домов, ближайших медучреждениях и т.д. Информация с датчиков помогает защитить жителей от пожаров, пробок и других проблем.

Среди самых «умных» городов аналитики называют Нью-Йорк, Барселону, Шэньчжэнь, Москву. Видимо, эти мегаполисы и первыми превратятся в DDC.

Четыре интересных кейса из Нью-Йорка

В Нью-Йорке работает департамент анализа данных Mayor’s Office of Data Analytics (MODA), задача которого — сбор информации из различных ведомств для увеличения уровня комфорта и безопасности граждан. В городе функционирует комплекс датчиков, который распознает шум от выстрелов огнестрельного оружия и оперативно передает информацию с координатами в ближайшие пункты полиции.

Еще в Нью-Йорке анализируют информацию о скоплении мусора на улицах и засорах канализационных колодцев. Это повышает эффективность утилизации и помогает привлекать к ответственности клининговые компании.

Исторические данные используются для прогнозирования пожаров. На основе анализа информации о состоянии и возрасте зданий и очагах прошлых пожаров сотрудники 911 составляют маршруты проверок. Внедрение этой аналитики помогло увеличить эффективность проверок на предмет соблюдения противопожарных норм на 70%.

Кроме того, в Сетевом Операционном Центре Нью-Йорка анализируют информацию о потреблении водных ресурсов. Автоматически формируются отчеты и выставляются счета за использование воды. Полученные данные нужны для оптимизации городского водоснабжения.

Парковки и мусор в Барселоне

В Барселоне парковочные места оснащены встроенными в асфальт датчиками. Задача устройств — подсчитывать количество свободных и занятых мест. Информацию водители получают благодаря информационным сервисам на расстоянии нескольких километров от парковки. Если бы автомобилисты искали свободные места, то создавали заторы.

Бытовые отходы в городе утилизируются при помощи умной системы. Контейнеры устроены по типу айсберга: видимая часть — это верхушка бака. Вакуумный насос засасывает мусор в подземный бункер, который не дает распространяться неприятному запаху и предотвращает распространение мусора бомжами и животными. Информация о заполненных контейнерах поступает обслуживающим организациям. По информации о трафике составляется оптимальный маршрут для выезда спецтехники.

Шэньчжэнь защитит горожан от ЧС

В индустриальном парке Шэньчжэня расположен ситуационный центр, который ведет мониторинг. Благодаря огромному экрану с картой, тысячам камер с распознаванием лиц и автомобильных номеров, город как на ладони. Достаточно навести курсор на нужное здание, как станут доступными данные о:

  • возрасте строения,
  • высотности,
  • удаленности от него опасных производств,
  • количестве арендованных и пустующих квартир,
  • имена и сведения о документах владельцев и т. д.

За безопасность и обновление карт отвечают дроны и патрули. Беспилотники ведут съемку и накапливают новые данные, с помощью которых на карту умного города наносится информация о новых строениях, организациях. Офицеры безопасности патрулируют город, составляют координаты опасных мест, моделируют чрезвычайные ситуации и зону поражения, а результаты вносят в единую базу. Такой подход поможет минимизировать количество жертв в случае реальной опасности. Год назад количество измерений превысило 1,8 млрд программных строк.

Москва управляет транспортом и медициной

В российской столице внедряются видеоаналитика и система распознавания лиц. Уже доказали эффективность Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС), автоматическая система управления дорожным движением (АСУДД), система учета пассажирских потоков.

С помощью ЕМИАС Правительство Москвы комплексно подошло к решению проблемы загруженности муниципальных поликлиник. Следующим этапом стало перераспределение нагрузки. «Срок ожидания терапевта для горожан сократился с 5-7 дней до суток. Это было сделано существующими ресурсами, хотя изначально предлагалось увеличить поликлиническую сеть в пять раз», — рассказал Артем Ермолаев.

Анализ больших данных помогает в развитии интеллектуальной транспортной системы столицы. В городе анализируют неструктурированную информацию от:

  • городского транспорта,
  • камер видео- и фотофиксации,
  • датчиков, замеряющих скорость транспортных потоков.

Динамическая транспортная модель в реальном времени сообщает о дорожно-транспортной ситуации в городе. Анализ разнородной неструктурированной информации позволил эффективно управлять светофорами, отдавать приоритет пассажирскому транспорту, выявлять опасные участки дорог.

Также в Москве используют данные геоаналитики операторов связи. Операторы связи предоставляют информацию о передвижении своих абонентов с разбитием на участки 500 на 500 метров. Домом считается место, где человек проводит ночь, а работой — его местоположение с 10 до 17 часов по будням. Если ежедневно с понедельника по пятницу абоненты регулярно въезжают в Москву, то они считаются трудовыми мигрантами. Также операторы отдельно выделяют станции метро, фиксируя потоки абонентов и время в пути.

В обезличенном виде агрегируется информация о передвижении абонентов, что помогает, например, в создании новых маршрутов. Информацию о маршрутах абонентов использовали при внесении изменений в проекты Московского железнодорожного узла и Московских центральных диаметров.

Слабые места умных городов

На 100% концепции DDC не соответствует ни один мегаполис. Города только включились в гонку по сбору данных и внедрению инновационных стратегий развития. «Сейчас города представляют собой “живые лаборатории”. Администрации апробируют технологии на жителях и оценивают уровень воздействия технологий на население, калибруют инструменты», — полагает Евгения Арефьева.

Обмен информацией

Для реализации концепции DDC не хватает открытых и стандартизированных данных. Дефицит информации способны покрыть владельцы информации, с которыми нужно договариваться. «Так, информацией о работе производства или о транспортной загруженности обладают разные физические и юридические лица. Неготовность делиться данными усложняет модернизацию города», — считает Екатерина Черкасова. Владельцы самоуправляемых автомобилей, чей транспорт будет общаться между собой и транспортной инфраструктурой, при желании поделятся видео и фотоизображениями с коммунальными службами. Те смогут быстрее убирать мусор и снег, ремонтировать дороги, искать нарушителей, оптимизировать потоки транспорта.

Защита данных

Эксперты советуют администрациям умнеющих городов уже сейчас думать о максимальной защите информации. «Представьте себе, что злоумышленники получили доступ к городской инфраструктуре. Что, если в городе хакеры одновременно отключат светофоры? А если украдут базы данных о критических элементах инфраструктуры или получат доступ к ним?», — предупреждает Екатерина Черкасова.

Сейчас города, в которых суммарно живет 55% населения Земли, занимают 3% суши. К 2050 году за счет стремительного роста городов в Африке и Азии число горожан достигнет 70% населения (6,8 млрд). Проблемы, среди которых загрязнение воздуха и нехватка воды, пробки, стареющая городская инфраструктура, обострятся. Комфортное проживание обеспечат только умные технологии, уверен Сергей Кикило. И возможно, самыми комфортными станут мегаполисы класса DDC.

Ссылка скопирована!

Что еще почитать про ИТ-бизнес