В 2020 году москвичи смогут протестировать новое удостоверение личности – электронный паспорт. Через пять лет ID должны получить все жители России. Это означает, что граждане и предприниматели смогут общаться с государством в новом формате. В Эстонии благодаря электронному паспорту (введен с 2002 года) государство оказывает бизнесу 2400 онлайн-услуг. Российские компании также смогут рассчитывать на подобный сервис. Однако новая технология дает не только удобство, но и несет дополнительные риски. Мало того, глубинное изменение системы госуправления и госконтроля неизбежно сопровождается ломкой сознания у всех участников.

Паспорт – основной документ идентификации граждан любой страны. Без него они не могут получить государственные услуги ни как физические, ни как юридические лица. Предъявлять паспорт надо при открытии ИП или ООО, постановке компании на налоговый учет, сдаче отчетности. Взаимодействие компании с банками и операторами связи также происходит только после предъявления паспорта руководителя или главного бухгалтера.

Целый сегмент компаний (например, телеком, финансовые организации, риэлторы и застройщики) заключают клиентские договоры только по паспортным данным человека. Ритейлеры частично обращаются к паспортам клиентов – например, при продаже алкоголя, автомобилей, авиабилетов. Наконец, без паспорта невозможно представлять бизнес в суде. Список можно продолжать. b2g-, b2b-взаимодействие, общение с клиентами становится быстрее и удобнее благодаря электронным паспортам (ID).

Созревшая идея

Идея замены бумажного паспорта электронным озвучена еще в 2013 году Федеральной миграционной службой (ФМС). На тот момент в стране велась работа по созданию универсальной электронной карты (УЭК), которая позиционировалась как единое электронное хранилище всех документов – ID, водительских прав, СНИЛС, полиса ОМС и т.д. и ключ доступа к электронным государственным услугам. По словам Алексея Попова, президента ОАО «УЭК», универсальная электронная карта должна была стать первым шагом на пути к электронному паспорту. «Все услуги, которые уже сейчас можно получать по УЭК, можно будет получить и с помощью электронного паспорта. Считайте, что электронный паспорт – это УЭК-2», – говорил он.

Предполагалось, что в 2015 году начнется пилотирование системы электронных ID в Крыму, Севастополе, Краснодарском крае и Ростовской области, в 2016 году она будет передана в промышленную эксплуатацию на всей территории России. Выдача электронных ID будет постепенной. При этом бумажные паспорта перестанут выдаваться с 2025 года, а к 2030 году будут вообще выведены из обращения.

Идея вызвала недовольство русской православной церкви. «В обществе существует тревога по поводу того, что использование новых персональных электронных идентификаторов может стать обязательным условием доступа каждого человека к материальным и социальным благам и подспорьем для тотального контроля над человеком без его согласия. Церковь в данном случае выступает за свободу человека. А право не принимать новые электронные идентификаторы гражданам гарантирует Конституция», – говорилось в обнародованном Архиерейским собором документе.

В 2016 году старт проекта был отложен на год, а затем и вовсе перенесен на период после выборов президента (18 марта 2018 года).

Вторая попытка

В 2018 году выдача электронного паспорта стала частью национальной программы «Цифровая экономика». В конце 2018 года «Ведомости» сообщили, что вице-премьер Максим Акимов поручил Минэкономики и АНО «Цифровая экономика» разработать законопроект об электронном паспорте. Предполагается, что кроме привычных паспортных данных в электронном паспорте будут биометрические данные владельца: фотографии и отпечатки пальцев, электронная подпись и код доступа к цифровому профилю – данным, содержащимся в разных государственных информационных системах. Однако для того, чтобы все это заработало, понадобится внести множество изменений в существующее законодательство.

По оценке «Ведомостей», судя по паспорту программы «Цифровой экономики», проект перехода на электронные паспорта обойдется в 114,4 млрд руб. до 2024 г. Эти деньги планируется вернуть за счет госпошлины.

Какие данные будут на электронном паспорте

  • Фамилия, имя, отчество
  • Дата и место рождения
  • Место регистрации
  • Срок действия паспорта
  • Водительские права
  • СНИЛС
  • ИНН

В июле 2019 года на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева было принято решение начать выдачу электронных паспортов в Москве уже в 2020 году, а затем, к 2023 году, распространить этот опыт на все регионы страны и полностью отказаться от выдачи бумажных паспортов.

Образец электронного удостоверения личности гражданина РФ

Источник: ТАСС

Переход на ID будет постепенным. Те, кто по каким-либо причинам не захотят менять паспорт, смогут пользоваться старым бумажным документом. На первом этапе госпошлина составит 300 рублей.

Стоит ли бояться ID

Предполагается, что электронный паспорт будет доступен как в виде пластиковой карточки, так и в виде мобильного приложения. При его производстве будут использоваться исключительно российские технологии. «Мы не будем задействовать ни с точки зрения криптоалгоритмов, ни с точки зрения программного обеспечения, ни с точки зрения чипа, ни с точки зрения форм-фактора никаких иностранных компонентов – все будет делаться на территории Российской Федерации», – пояснил Максим Акимов.

Он еще раз подчеркнул, что электронный ID будет защищен значительно лучше, чем традиционный бумажный. Например, в случае потери пластиковой карточки ее можно будет заблокировать в течение нескольких секунд, позвонив в соответствующие службы, многофункциональный центр или управление МВД. Если же электронный паспорт все-таки попадет в посторонние руки, то им невозможно будет воспользоваться: при первой же попытке выяснится, что предъявитель – постороннее лицо, а взломать криптозащиту или подделать голографическое изображение невозможно.

Что касается мобильного приложения «Мой паспорт», то создавать его будет государственный разработчик с использованием российских средств шифрования. Оно будет доступно для пользователей Android, iOS, а также российских платформ, например, «Аврора». Максим Акимов также уверен, что его нельзя будет взломать, изменить, подделать. После скачивания приложения надо будет пройти аутентификацию и синхронизировать его с порталом госуслуг.

Мобильное приложение «Мой паспорт» будет обращаться к облачным записям, в частности, к облачной электронной подписи. С его помощью можно будет совершать множество действий, например, предъявлять в аэропорту, на железнодорожном вокзале, в кассе. В ходе тестирования решения в Москве мобильное приложение можно будет предъявлять при покупке алкоголя или табака. «В целом работать это будет примерно так, как работает сейчас оплата товаров и услуг с помощью NFC», – пояснил Максим Акимов.

Зачем нужен электронный паспорт

По замыслу правительства, с помощью электронного паспорта можно будет пройти удаленную идентификацию и потом совершать юридически значимые действия, получать государственные услуги и, возможно, оплачивать их. Таким образом, он сделает b2g, b2b и b2c-общение значительно удобнее. «Такой документ упрощает взаимодействие с госорганами, получение государственных и коммерческих услуг. Не надо заполнять анкеты, писать справки, перепечатывать данные, как это традиционно делалось, что нередко сопровождается ошибками и бездарно растраченным временем. Все это будет в электронном виде. Электронный паспорт, безусловно, обладает и другими достоинствами – его сложнее подделать и весьма трудно повредить», – говорит премьер-министр России.

Это значит, что открыть юридическое лицо (ИП или ООО) и поставить его на налоговый учет можно будет удаленно. Удаленно можно будет нотариально заверить необходимые документы, обратиться в суд или другие государственные органы. Также через интернет можно будет открыть или закрыть счет в банке, получить кредит, банковские гарантии и другие финансовые услуги.

Существенно упростится взаимодействие бизнеса с клиентами. Например, сама возможность удаленной идентификации позволит банкам и другим финансовым организациям продавать финансовые продукты и услуги тем людям, которые никогда физически не переступали порог их офиса. Удаленный доступ к цифровому профилю даст возможность, не запрашивая у клиента дополнительные данные, провести скоринг и оценить риски. Кроме того, возможность удаленного взаимодействия с клиентами позволит сократить число отделений банка, что особенно актуально в тех районах, где низкая плотность населения.

Понятно, что совсем отказаться от личного общения с клиентами банкам не удастся. Но даже в этом случае при наличии ID делать это будет удобнее и быстрее – электронный паспорт поможет моментально идентифицировать посетителя, его данные появятся в информационной системе банка уже в электронном виде, а значит, оператору не придется тратить время на заполнение документов. Существенно снизятся риски мошеннических действий – ведь подделать ID практически невозможно.

Не всем по душе

Несмотря на очевидные достоинства ID, не все граждане приветствуют его появление. По данным ВЦИОМ, хотели бы получить электронные паспорта 31% граждан, в то время как 59% пока не собираются этого делать. 41% желающих – молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет. При этом на вопрос «Если бы Вам сейчас предложили выбор — получить электронный паспорт (вместо бумажного) или оставить себе бумажный паспорт, отказавшись от электронного, что бы Вы выбрали?» ответили «Оставили бумажный и отказались от электронного» уже 69% респондентов.

В списке достоинств – в одном документе содержатся все данные (11%), долговечность, низкие риски потери и компактность (по 8 %). Основная причина недоверия – отсутствие уверенности в надежности документа (22%) и электронной системы (8%).

  • 85% граждан слышали о предложении ввести электронные паспорта;
  • 59% не хотели бы оформлять электронный паспорт и 31% хотели бы;
  • достоинства электронного паспорта: содержит больше информации, долговечный, не страшно потерять, компактный и практичный;
  • недостатки электронного паспорта: защита информации, сбои в системе и базе данных, доступность данных для третьих лиц, проще потерять.

Источник: ВЦИОМ

Самые полезные функции электронного паспорта, по мнению участников исследования, функция банковской карты: оплата услуг, получение зарплаты/ пенсии/ пособий и других начислений (71%), хранение нескольких документов: паспорт, полис, ИНН, водительские права, трудовая книжка и другое (69%), подпись и отправка документов в государственный орган/учреждение без его посещения (68%). Самые бесполезные – открытие ИП, ООО (34%), заключение договоров с организациями в электронном виде (33%) и голосование на выборах (31%).

А как у других?

Одной из первых стран, внедривших электронные удостоверения личности, стала Эстония – в ней ID выдается с 2002 года, является внутренним удостоверением личности и дает возможность перемещаться в пределах Евросоюза и Шенгенской зоны. Основной принцип работы эстонского ID – все услуги реализуются в облаке, а карта служит лишь ключом доступа к ним.

На встроенном в карту чипе содержатся личные данные владельца (фамилия и имя, дата рождения, пол, национальный идентификационный номер), два идентификационных приложения, необходимые ключи и сертификаты. С 2007 года на карту записываются также биометрические данные – отпечатки пальцев. Она выдается вместе со специальным считывателем и PIN-кодом.

Электронный паспорт гражданина Эстонии

Источник: ee.sputniknews.ru

ID стала основной перехода Эстонии на электронные госуслуги – на сегодняшний день в стране предоставляется 600 электронных услуг гражданам и 2400 услуг бизнесу. Электронный паспорт можно использовать при интернет-голосовании на выборах, в качестве средства аутентификации в банках. С помощью карты пациент получает доступ к своей электронной медицинской карте. Она является также документом для проезда на общественном транспорте – достаточно при помощи СМС или банковского платежа приобрести электронный билет, и он будет привязан к ID. Благодаря наличию на карте общедоступного и личного ключа, ее владельцы могут также подписывать электронные документы.

На данный момент в Эстонии выдано 1 321 042 ID-карт при населении 1 324 820 человек. Если владелец ее потеряет, карту можно удаленно заблокировать, а новую сделают в течение нескольких дней. При потере ПИН-кода его можно восстановить, обратившись в полицию и воспользовавшись другим удостоверением личности. Если владелец находится в другой стране, то же самое можно сделать в консульстве Эстонии. Если владелец утерянной карты не успевает ее заблокировать, а злоумышленники уже воспользовались ею (например, взяли кредит), он должен обратиться в суд. В 2010 году в Эстонии в дополнение к основной ID-карте начали вводиться полностью электронные удостоверения личности — digi-ID. digi-ID нельзя использовать как физический документ: на ней нет фотографии, а на чипе в файле с личными данными записан только номер карты. Тем не менее при утере основной ID-карты пользователь может с помощью digi-ID использовать весь электронный функционал карты.

В 2017 году чешские специалисты обнаружили теоретический риск в работе эстонских ID-карт, выданных начиная с октября 2014 года, который мог проявиться в ходе взаимодействия конкретного чипа и используемого программного обеспечения: он давал возможность подбора паролей для доступа к карте. Однако на деле ни одна карта взломана не была, а их владельцам пришлось обновить ПО.

Подобные карты есть во многих странах Европы, в США, Израиле, Японии и так далее. Благодаря им жизнь граждан и работа бизнеса становятся более удобными: не приходится лишний раз лично приходить в государственное ведомство, банк – необходимые услуги можно получать удаленно. Да и в том случае, когда личное присутствие необходимо, взаимодействие происходит значительно проще и быстрее. Скоро и организации и граждане России получат новые возможности.