Продукты
Назад к кейсам

Как за неделю мигрировать в облако и ускорить доступ к файлам в 10 раз

Компания
amoCRM
Отрасль
Интернет-проект
Офисов
250
Клиентов
более 100 000

amoCRM — разработчик одноименной системы для учета сделок и увеличения продаж. Долгое время в компании использовали облако AWS для хранения клиентских файлов. Но, когда понадобилось соблюдать закон о персональных данных и повысить доступность файлов для клиентов в России, задумались о сотрудничестве с российским провайдером.

О том, как компании удалось за неделю перенести в облако VK Cloud Solutions 20 ТБ данных, сократить время доступа к файлам в 10 раз и удешевить инфраструктуру, рассказал директор по производству amoCRM Никита Бессуднов.

Никита Бессуднов
SRE-инженер amoCRM

О компании

amoCRM — система учета клиентов и сделок, которая помогает бизнесу увеличивать продажи. Все заявки, поступающие из форм на сайте, по электронной почте, телефону, через социальные сети и чаты, фиксируются и добавляются в воронку продаж.

Преимущество системы — в интеграции с огромным количеством каналов связи, что позволяет автоматизировать рутинные операции и снизить среднюю стоимость одного контакта с клиентом. Если же какого-либо функционала не хватает, компания может доработать систему самостоятельно. Система предоставляет большое количество вариантов по кастомизации и доработке.

Новый провайдер — для решения проблем

В начале пути мы работали с bare metal для хранения файлов, но позже избавились от физических серверов. Нам нравилось, что мы можем влиять на железо и не зависеть от виртуализации, но понимали — инфраструктуре не хватает гибкости и мобильности. А хранение файлов на дисках обходилось бы слишком дорого. И мы выбрали облачное решение, разместив клиентские файлы на мощностях Amazon. Параллельно работали с американским провайдером Rackspace — у него до сих пор храним файлы клиентов из США.

В 2018 году решили сотрудничать еще и с российским провайдером, он потребовался по нескольким причинам:

  • Недоступность файлов из-за блокировок. В 2018 году в России из-за блокировок Роскомнадзором IP-адресов Amazon клиенты не могли загружать и скачивать файлы — проблему требовалось срочно решать. Интерфейс amoCRM также начал некорректно отображаться у клиентов: слетали шрифты и не подтягивались изображения.
  • Хранение персональных данных в России. 152-ФЗ обязал компании хранить персональные данные на территории страны — для этого требовался провайдер с дата-центром в России.

В общем, у нас было две проблемы, которые требовалось срочно решать. Мы рассчитывали, что новый провайдер поможет нам их закрыть, и мы снова будем работать в штатном режиме.

Хранилище VK Cloud Solutions: высокая доступность, соответствие ФЗ-152 и низкая цена

Мы рассматривали решения трех российских провайдеров и в итоге выбрали объектное S3-хранилище VK Cloud Solutions.

  • Стоимость облачного хранилища. Сейчас мы тратим на хранение и скачивание столько же, сколько платили Amazon только за хранение.
  • Возможность быстрого переезда. У нас скопился большой объем файлов — 20 терабайт. Было важно перевезти их в новое облако как можно быстрее, чтобы клиенты ничего не заметили. Из документации мы узнали, что хранилище VK Cloud Solutions совместимо с протоколом S3, который использует Amazon. Значит, нас ждал более-менее безболезненный переезд.
  • Размещение персональных данных. Дата-центры VK Cloud Solutions расположены в России, а облако аттестовано в соответствии со 152-ФЗ — это нас полностью устраивало.
  • Хороший сервис от команды VK Cloud Solutions. Нам предоставили документацию со всей необходимой информацией. Специалисты VK Cloud Solutions рассказали, какие библиотеки можно использовать и как быстро адаптировать решения для загрузки файлов.

Миграция 20 ТБ данных всего за одну неделю

Нам предстояло перевезти 20 терабайт файлов из Амстердама на площадку VK Cloud Solutions. Изначально шла речь о том, чтобы передавать файлы из Амстердама в Москву, а затем направлять их на площадку VK Cloud Solutions. Но мы рассмотрели и другой вариант: взяли промежуточный сервер нашего провайдера (у него часть оборудования находилась как раз в Амстердаме), который по выделенному внутреннему каналу вначале скачивал файлы из AWS, передавал их на свой сервер в Москву, а уже оттуда – в облако VK Cloud Solutions. На первый взгляд, схемы выглядят одинаково, но серия тестов показала — второй вариант быстрее на 5-7%. Используя его, мы бы сэкономили шесть-семь часов.

Еще для передачи такого объема требовалось временно расширишь интернет-канал с 1 Гбит/сек до 10 Гбит/сек — об этом мы заранее договорились с провайдером.

Передача файлов — процесс не мгновенный, потому мы написали несложную программу на Golang. Она позволяла отправлять файлы в несколько потоков и постепенно переключать аккаунты клиентов на новое хранилище. Естественно, мы заранее протестировали решение, рассчитали примерное время, разбили аккаунты на несколько групп и только потом запустили все это в работу. Чтобы исключить ошибки, весь процесс передачи непрерывно контролировали.

В итоге переехали за 6–7 дней и сравнительно небольшие деньги. Еще один рабочий день ушел на проверку целостности файлов — к счастью, битых среди них не оказалось.

Если бы мы перевозили данные на физических носителях (вполне распространенная практика для таких объёмов информации), нам бы понадобилось 45 SSD-накопителей стоимостью 25 000–30 000 рублей каждый — суммарно около 2 млн рублей. Так что на переезде нам удалось неплохо сэкономить.

Итоги переезда: сокращение времени доступа, экономия и хорошая техподдержка

Сейчас у нас три облачные площадки для хранения клиентских файлов. VK Cloud Solutions — основной провайдер, AWS используем в качестве резерва, а в Rackspace храним файлы американских клиентов. Благодаря такому решению получили несколько преимуществ:

  • Сокращение времени доступа в РФ в 10 раз. Файлы территориально ближе к российским клиентам, за счет этого сократилось время доступа. Если раньше клиенты могли ждать начала скачивания 1 секунду, то теперь — 0,1 секунды.
  • Экономия на хранении файлов. У нас большие объемы и долгосрочный договор с VK Cloud Solutions — услуги Amazon стоили в три-четыре раза дороже.
  • Резервное копирование у двух провайдеров. Клиентские файлы мы храним на двух площадках. Если откажет одна, то можем быстро переключить трафик на другую, и клиенты этого не заметят. Схема резервирования отличается для российских и глобальных клиентов: для российских основная площадка — VK Cloud Solutions, резервная — AWS.
  • Неограниченное масштабирование. Облако полезно, если есть скачкообразное потребление ресурсов. Например, интернет-магазину нужно пройти пик в «чёрную пятницу», а затем вернуться к нормальному потреблению. У нас не бывает распродаж, но случаются релизы, и мы подстраиваем потребление мощностей с их учетом. А стандартные ресурсы позволяют без проблем обрабатывать текущий трафик и возможные атаки.
  • Хранение персональных данных в России. Мы адаптировали работу согласно российскому законодательству, и не нарушаем закон.
  • Быстрое решение технических проблем. У нас есть отдельный чат с командой VK Cloud Solutions. Если возникают проблемы, мы пишем в чат и получаем ответ в течение нескольких минут.

Удобство облачных технологий

Онлайн-сервисам можно начинать работать с облаком сразу, как только возникает вопрос о хранении клиентских файлов. Использовать для этого физические носители неудобно и невыгодно: они обходятся дорого, их нужно постоянно докупать. То же самое справедливо и для сервисов, которым нужны вычисления. Лучше переносить их в облачную инфраструктуру, дающую больше мобильности.

Мы не новички в облаках, но заново открыли для себя их преимущества после переезда на платформу VK Cloud Solutions. Наш главный приоритет – хранилище S3. Облачную инфраструктуру используем только для внутренних проектов. Мы пропустили подходящий момент для развертывания в облаке всей инфраструктуры. Сейчас в облаках у нас хранятся только клиентские файлы, основная инфраструктура — на железе. Чтобы полностью переехать в облако сейчас, нам нужно перепрограммировать систему и переделать под нее часть хранилищ — это долго и дорого. По этой причине полностью переходить на облака не планируем.

Но планы на будущее есть. Нам нравятся контейнеры: они гибкие, быстро разворачиваются в облаке и сразу готовы к работе. На них мы экспериментировали с нейросетями. Пока это было разовое мероприятие, но есть вероятность, что в будущем мы снова вернемся к самообучающимся системам и тогда потребуются уже полноценные облачные вычисления, в том числе на графических картах.

Какие выгоды мы получили от хранилища VK Cloud Solutions

  1. Снижение стоимости хранения и скачивания файлов, высокую надежность хранения.
  2. Хранение персональных данных клиентов в соответствии со 152-ФЗ.
  3. Клиенты в 10 раз быстрее получают доступ к файлам, так как хранилище находится на территории РФ.
  4. Возможность быстро получить дополнительные мощности во время релизов.

Попробуйте наши сервисы

После активации аккаунта мы свяжемся с вами и начислим 3 000 рублей на ваш счет VK Cloud Solutions, чтобы вы смогли протестировать сервис в течение 60 дней.
23 года
опыта поддержки высоконагруженных сервисов
100+ млн
пользователей по всему миру
7 лет
экспертизы развития облачной инфраструктуры