Mail.ru Cloud Solutions
Продукты

Х5 Group: как мы построили частное облако в энтерпрайзе, чтобы поддержать цифровую трансформацию на уровне инфраструктуры

Компания
Х5 Group
Отрасль
Ритейл
Количество магазинов
более 17 700
Число штатных цифровых специалистов в корпоративном центре
2700
Количество виртуальных машин на платформе MCS на старте проекта
800

Х5 Group — ведущая российская розничная компания. Чтобы максимально быстро обслуживать клиентов, внедрять новые технологии и оптимизировать расходы на IT, ритейлеру нужна была облачная инфраструктура.

Получить ее в публичном облаке было нельзя из-за корпоративных требований информационной безопасности: потребовалось частное облако со всеми инновационными сервисами и надежный технологический партнер, который смог бы интегрировать его с системами X5.

Таким партнером стал провайдер Mail.ru Cloud Solutions — из-за большого опыта разработки публичного облака, а также его кастомизации и переноса в инфраструктуру клиентов. Все сервисы и возможности обычного облака можно получить в частной инсталляции в виде приватного облака, развернутого на собственном оборудовании компании.

Как X5 и MCS построили частное облако, чтобы помочь ритейлеру в три раза ускорить разработку IT-продуктов, расскажет Андрей Звеков, директор по инфраструктуре бизнес-единицы «Х5 Технологии».

Андрей Звеков
директор по инфраструктуре

Х5 Group — один из ведущих российских ритейлеров

Х5 Group сегодня — это ведущая продуктовая розничная компания России. Под управлением Х5 находится сразу несколько торговых сетей: «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Чижик», а также сервисы экспресс-доставки, агрегатор «Около», «Vprok.ru Перекресток», 5Post. Каждый день более 17 700 магазинов открывают свои двери для 15 миллионов покупателей. Операционная эффективность всей этой инфраструктуры зависит от разнообразных цифровых инструментов, с помощью которых происходит управление работой магазинов, логистикой, складами, доставкой товаров покупателям и другими задачами.

Чтобы поддерживать нужный темп развития, от наших внутренних цифровых команд требуется постоянно разрабатывать и внедрять новые IT-инструменты, причем в короткие сроки. А это невозможно без современной инфраструктуры, которую нам надо было построить.

Частное облако: идеальный вариант, чтобы сочетать скорость релизов с топовой безопасностью

Мы столкнулись с тем, что инфраструктура, построенная на базе платформы виртуализации, не давала возможности так быстро выделять ресурсы отделам разработки, как нам бы хотелось, а также нужной функциональности. Например, базы данных и Kubernetes мы разворачивали вручную. Это сказывалось на скорости выпуска новых IT-продуктов на рынок.

Решить эту проблему должен был переход на облачные технологии. В облаке можно быстро получать нужные вычислительные мощности под проект, прозрачно оценивать затраты на разработку, быстро разворачивать тестовые среды и PaaS. Также в облачной среде мы смогли использовать собственную разработку, которая автоматизирует доступ к инфраструктуре и сервисам для внутренних клиентов. Благодаря ей, внутренние клиенты — разработчики, тестировщики, проектные менеджеры — получили больше прав для самостоятельной работы. Раньше с задачами они шли в службу поддержки и заводили там заявку, которая двигалась по очереди между несколькими командами. Сейчас все работает как Self-Service: автоматически, без ручного труда.

Однако публичное облако мы использовать не могли из-за строгих требований корпоративной информационной безопасности и стали смотреть в сторону приватной инсталляции.

Кроме того, расчеты показали, что в масштабах нашего бизнеса инвестиции в частное облако экономически выгоднее, чем получение сервисов из публичного облака. Также частное облако позволяет капитализировать расходы на облачную инфраструктуру. Еще одним аргументом в пользу Private Cloud стала возможность обеспечить высокий уровень доступности приложений без сильного увеличения стоимости поддержки инфраструктуры.

Mail.ru Cloud Solutions стал лучшим провайдером для внедрения частного облака

На этапе выбора платформы для частного облака мы проводили тендер с участием нескольких облачных вендоров, который выиграла компания Mail.ru Cloud Solutions.

Мы сделали такой выбор по нескольким причинам:

  • высокий уровень технической поддержки;
  • наличие всех необходимых нам облачных сервисов и возможность их доработки под частную инфраструктуру;
  • доступная стоимость внедрения и поддержки, особенно по сравнению с международными вендорами;
  • кастомизация платформы под наши требования, возможность ее интеграции с внутренними системами;
  • опыт команды в переносе платформы публичного облака в приватные инсталляции.

Частное облако Mail.ru Cloud Solutions может включать все технологии и сервисы публичного облака, развиваться вместе с ним — это позволяет нам получать все инновации провайдера, которые нам нужны, а также подключать множество разных PaaS- и SaaS-сервисов, необходимых нашим внутренним командам.

Развернуть частное облако — сложная задача

Построить приватное облако — это не значит просто взять публичное облако и развернуть его «‎из коробки»‎‎‎ в частной инфраструктуре. Нужны были доработки под наши требования и существующие внутренние системы.

Первый этап работы над кастомизацией и основными интеграциями занял около трех месяцев. Далее в систему вносились дальнейшие доработки. Мы работали вместе с командой Mail.ru Cloud Solutions, наши специалисты детально погружались в знакомство с новым типом платформы, так как хотели сами администрировать ее.

До начала внедрения нужно было подготовить инфраструктуру. Этим занималась наша внутренняя команда, взаимодействуя с экспертами MCS. Мы готовили оборудование, настраивали сеть, предустанавливали операционные системы под гипервизоры, создавали учетные записи, согласовывали доступы, настраивали интеграцию с системами ИБ, проводили кастомизацию портала самообслуживания платформы и другие технические работы. Это заняло примерно две недели. После этого приступили непосредственно к развертыванию платформы — этим занимались уже инженеры MCS.

Процесс развертывания приватного облака проходит в несколько этапов. Сначала разворачивается IaaS-часть, то есть сама облачная инфраструктура с виртуальными серверами, гипервизорами под ними, подсистемами хранения, менеджментом ресурсов.

Поверх нее разворачивается PaaS, в нашем случае это были Kubernetes как сервис и управляемые облачные базы данных. При этом все сервисы были доработаны под наши основные требования, часть улучшений ожидаем в ближайшее время.

Работа по деплою IaaS и PaaS заняла в общей сложности 4–5 недель.

Основные доработки облачной платформы: кастомизация PaaS, настройка сети, доработка биллинга

Чтобы частное облако работало так, как нужно нашим внутренним командам, его пришлось доработать и интегрировать с нашими системами.

Самой сложной доработкой была переделка сетевой топологии. Специалистам Mail.ru Cloud Solutions пришлось переделывать ее на лету‎‎. У нас сеть сделана по энтерпрайз-формату, ее архитектура не вполне совместима с инсталляцией публичного облака. Из-за этого переделывали половину сервисов.

В основном из-за переделки сети пришлось доработать Kubernetes aaS: сам сервис нас полностью устраивал, но из-за особенностей топологии сети он не мог работать внутри частного облака без изменений.

Также к процессу развертывания PaaS у нас были требования, связанные с информационной безопасностью. Например, по корпоративным стандартам база данных должна автоматически попадать в мониторинг, в частности регистрироваться в Zabbix, на нее нужно поставить специальные версии и использовать внутренние репозитории. Команда MCS полностью пересобирала исходные образы баз данных.

Кроме того, у нас работали существующие системы типа AD, CMDB, DNS и так далее, со всем этим платформу надо было интегрировать.

Еще у нас был запрос по работе биллинга: публичное облако заточено под мультитенантную модель, когда расчеты идут отдельно для каждого клиента. У нас один отдел отвечает за утилизацию облака, поэтому требовались специальные типовые отчеты сразу по всем проектам.

Частное облако обязательно проходит проверки безопасности

Соблюдение требований информационной безопасности также требует своих доработок и интеграций.

Инженеры MCS выполнили интеграцию платформы с ArcSight. Это SIEM-система: управление информацией о безопасности и событиями о безопасности. Все действия, которые происходят в инфраструктуре, должны регистрироваться в ней.

Например, произошел ресайз или удаление виртуальной машины — SIEM фиксирует, во сколько была удалена ВМ и каким пользователем.

Также настраивали EFK и Zabbix в виде специальных шаблонов, обеспечивающих расширенный мониторинг и логирование.

До ввода в эксплуатацию частное облако проходит целый раунд проверок. Наши сотрудники службы информационной безопасности провели несколько раундов пентестов информационной системы — проверяли, как и с помощью каких обходных решений можно проникнуть в нее, какие версии ПО используются, какие порты открыты и так далее.

Также проводятся проверки согласно программной методике испытаний, когда проверяются все кейсы по запуску. В проверки ПМИ входят тесты на высокую доступность (High Availability, HA), тесты отказоустойчивости, стресс-тесты выхода узлов из строя, при которых все должно сохранить рабочее состояние.

Эти процессы заняли примерно два месяца, часть улучшений еще находится в процессе доработки.

Какие сервисы сейчас входят в наше частное облако

У нас сейчас развернута облачная инфраструктура с единой консолью администрирования, маркетплейсом приложений и порталом самообслуживания для внутренних заказчиков, которым также доступны платформенные сервисы, требовавшиеся компании в момент внедрения, аналогичные таким же из публичного облака Mail.ru Cloud Solutions.

В состав платформы входят следующие сервисы:

  • инфраструктурные сервисы (IaaS) — виртуальные машины в различных конфигурациях, диски, балансировщики нагрузки, настройки Firewall;
  • кластеры Kubernetes aaS как базовая платформа контейнеризации, параллельно для ряда задач продолжаем использовать OpenShift и ванильный Kubernetes;
  • набор Managed-баз данных PostgreSQL, Redis, MongoDB, MySQL, чтобы внутренние заказчики могли выбрать СУБД под потребности проекта/продукта;
  • отказоустойчивые хранилища на базе CEPH с тройной репликацией данных и интеграцией с нашей СХД.

Также мы используем маркетплейс — в публичном облаке Mail.ru Cloud Solutions это витрина с SaaS-приложениями, которые можно использовать внутри платформы. Мы применяем его как витрину приложений для внутренних команд: там размещены приложения для разработки и DevOps.

Специалисты MCS провели обучение по тому, как паковать приложения с помощью Git. Теперь наши специалисты сами его наполняют нужными приложениями.

Частное облако помогло нам ускорить выпуск продуктов и прозрачно управлять ресурсами

Мы получили платформенные сервисы Kubernetes и базы данных, которые ранее приходилось запускать руками. Это сильно улучшило работу инфраструктурной команды — они избавились от необходимости самостоятельно поднимать СУБД и кластеры Kubernetes.

Также после внедрения облака значительно улучшились KPI: раньше ресурсы виртуализации выдавались внутренним заказчикам в течение нескольких дней, теперь — за минуты. Командам компании стало удобнее запускать пилоты, среды разработки, пересоздавать их.

Мы также интегрировали с платформой собственную разработку, которая автоматизирует доступ к ресурсам для внутренних клиентов. Благодаря ей и возможностям облака, внутренние клиенты — разработчики, тестировщики, проектные менеджеры — получили больше прав для самостоятельной работы с сервисами. Раньше с задачами они шли в службу поддержки и заводили там заявку, которая двигалась по очереди между несколькими командами. Сейчас все работает как Self-Service: автоматически, без ручного труда. Внутренние заказчики могут выбирать сервисы, смотреть демо, рассчитывать стоимость инфраструктуры под проект, что значительно ускорило процесс согласования.

Биллинг в виде системы внутренней отчетности и планирования ресурсов позволяет мониторить мощности, которые использует каждый проект, контролировать соблюдение лимитов по квотам ресурсов, формировать финансовую отчетность для точной оценки расходов по каждому проекту и оценки ROI проекта на этапе планирования.

Также выгоднее стала платформа контейнеризации за счет особенностей лицензирования решения: компания внедрила Kubernetes как сервис, который построен на Open Source-технологии. Раньше использовали OpenShift — он был дороже и с более сложной организацией доступов. Сейчас Kubernetes дает возможность внутренним заказчикам получать полноценные кластеры с возможностью автомасштабирования, что помогает гибко управлять ресурсами.

Также наше частное облако стало основой для дальнейшей автоматизации: действия на платформе можно совершать не только через UI, но и через API, что позволяет сделать слой инфраструктуры абсолютно прозрачным и работать через любые приложения.

В итоге внедрение частного облака позволило ускорить Time-to-Market IT-продуктов компании.

Планы на будущее

Следующим шагом мы видим масштабирование облачной платформы и развертывание на ней большего числа проектов по разработке IT-проектов. Основные результаты для бизнеса от внедрения частного облака:

  1. Автоматизация работы инфраструктурной команды, возможность по кнопке получить нужные платформенные сервисы.
  2. Простое получение ресурсов для проектов разработчиков с SLA за минуты вместо дней.
  3. Прозрачная система отчетности, позволяющая на старте оценить затраты на проект и контролировать расходы в дальнейшем.
  4. Скорость выпуска IT-сервисов увеличилась за счет самообслуживания на базе облачной платформы.
  5. В масштабах всего бизнеса экономически более выгодное размещение в рамках частного облака, а также капитализация затрат на инфраструктуру и сокращение расходов за счет автомасштабирования на клиентских проектах.

Попробуйте наши сервисы

После активации аккаунта мы свяжемся с вами и начислим 3 000 рублей на ваш счет MCS, чтобы вы смогли протестировать сервис в течение 60 дней.
21 год
опыта поддержки высоконагруженных сервисов
100+ млн
пользователей по всему миру
7 лет
экспертизы развития облачной инфраструктуры