Количество крупных компаний, которые не могут выполнить требования пользователей по бесперебойному доступу к приложениям и данным, сокращается недостаточно быстро. Пора просыпаться, иначе цифровая гонка превратит отстающих в проигравших, предупреждают аналитики. Ключевые тенденции глобальной цифровизации, которая предполагает создание интеллектуального бизнеса, — более глубокая интеграция облачных технологий, технологий гибридного облака, анализа больших данных, искусственного интеллекта и интернета вещей.

Хранение корпоративных данных: проблема перезрела

Большинство крупных мировых компаний – до 73% — сталкиваются с проблемой выполнения требований пользователей по бесперебойному доступу к приложениям и данным. Два года назад таковых было лишь немногим менее 82%. Результатом простоев становится потеря доверия клиентов (54%), ущерб для репутации бренда (38%) и потеря доверия сотрудников (37%). Такие выводы сделаны в исследовании Veeam Cloud Data Management Report за 2019 год, которое проведено весной 2019 года аналитиками Vanson Bourne среди 1575 руководителей компаний и ИТ-подразделений из 13 регионов мира: Австралии, Бразилии, Китая, Франции, Германии, Италии, Японии, Мексики, Нидерландов, России, стран Ближнего Востока и Великобритании. В опросе участвовали представители организаций с численностью от 1000 до более 5000 сотрудников.

Как часто ваша компания обеспечивает защиту приложений, включая резервное копирование?

Источник: Vanson Bourne, 2019

Ключевая задача исследования — оценить подходы и методики организаций к обеспечению защиты и управлению данными, что отразится на их роли в предстоящей цифровой трансформации.

Сколько вынужденных простоев случилось в вашей компании за последний год?

Источник: Vanson Bourne, 2019

В среднем в компаниях было от 5 до 10 простоев за последний год, при этом средняя продолжительность простоя составила 65 минут. Потери критически важных для бизнеса данных стоили организациям в среднем в $102 450 в час. Недополученный доход и снижение производительности из-за простоев обошлись в среднем в $20,1 млн.

Какое время простоя считается в вашей компаний приемлемым для критически важных и обычных приложений?

Источник: Vanson Bourne, 2019

В перспективе зависимость компаний от стабильной и надежной работы с данными будет только усиливаться. По данным отчета IDC за 2018 год на тему «Глобальная цифровизация: от периферии к центру» (Worldwide Core and Edge Computing Platforms, 2018), скорость генерации данных в последнее десятилетие росла настолько быстро, что к 2025 году общий объем данных превысит 175 зеттабайт (ЗБ, десять в 21 степени байт). Для сравнения: в 2006 году общий объем мировых данных составлял 0,16 ЗБ, к началу 2010 года он достиг 1 ЗБ, к концу 2015 года составил 8 ГБ, а по итогам 2018 года – «всего» 33 ЗБ.

Какие еще последствия может иметь для вашей компании вынужденный простой приложений?

Источник: Vanson Bourne, 2019

Отдельно исследователи IDC подчеркивают, что, в отличие от 2018 года, когда примерно 60% данных генерировалось пользователями, к 2025 году две трети данных из общего объема в 175 ЗБ будут генерировать предприятия.

Облако как универсальное решение проблемы

«Мы живем в век данных. Компаниям пора проснуться и начать защищать свою информацию. Предприятия должны управлять своими данными так, чтобы обеспечивать непрерывный доступ к ним и в полной мере использовать их ценность для повышения эффективности бизнеса. Сегодня это уже не роскошь, а насущная необходимость. Компании, эффективно управляющие своими данными, получают значительные возможности и конкурентные преимущества. Спросите себя: вы уверены, что сервисы вашей компаний всегда доступны клиентам? Если не уверены, значит пришло время действовать! Но, как показывает наше исследование, многие действуют недостаточно быстро. Сегодня мы наблюдаем глобальную гонку цифровых технологий, и некоторые наиболее развитые экономики мира рискуют остаться позади. Крайне важно, чтобы компании обрели необходимый цифровой фундамент для интеллектуального управления своими данными и защиты своего будущего. Для этого организации должны быть единым целым, чтобы ИТ и бизнес работали сообща, меняли культуру и повышали уровень знаний сотрудников», — сказал Ратмир Тимашев, со-основатель и исполнительный вице-президент Veeam по продажам и маркетингу.

Результаты исследования подтверждают планы компаний по более глубокой интеграции облачных технологий, технологий гибридного облака, анализа больших данных, искусственного интеллекта и интернета вещей. В 2019 году инвестиции компаний в эти направления по работе с данными в среднем по миру составят $41 млн.

Какие возможности для вашей компании откроет интеллектуальное управление данными?

Источник: Vanson Bourne, 2019

Внедрение цифровых инициатив из этого списка принесет компаниям значительные выгоды: ежегодный средний дополнительный доход от их реализации для крупных компаний может достичь в среднем $124 млн.

Почти три четверти компаний (72%) приступили к внедрению решений по управлению данными в облаке — часто с использованием возможностей гибридного облака для повышения эффективности применения данных.

На каком этапе создания интеллектуального бизнеса находятся компании?

Источник: Vanson Bourne, 2019

Почти половина участников опроса отметила, что защита данных — необходимое условие эффективного использования инвестиций. Лишь 37% компаний уверены в своих решениях для резервного копирования и защиты данных, и это затрудняет внедрение новых технологий, которые могут обеспечить преимущества в бизнесе.

Более половины респондентов для решения проблемы рассматривают варианты внедрения интеллектуального управления данными и мультиоблачных решений в масштабах всего бизнеса. Три четверти компаний рассматривают управление данными в облаке как ключевой компонент при внедрении интеллектуального управления данными.

Какие типы облачных сервисов используют компании?

Источник: Vanson Bourne, 2019

Управление данными в облаке во многих случаях становится важнейшим фактором, поскольку защиту данных компании необходимо обеспечить в независимости от их нахождения. Основными аргументами в пользу использования облака руководители называют надежность (69%), гибкость (60%) и безопасность данных (54%). Еще одной важной причиной стала скорость послеаварийного восстановления (42%).

Какую сумму планируют потратить компании на внедрение технологий для создания интеллектуального бизнеса?

Источник: Vanson Bourne, 2019

Компании, которые могут назвать свою стратегию управления данными успешной, сообщили четыре основных признака такой стратегии.

  1. Управление данными в облаке — ключевой компонент интеллектуального управления данными. 77% респондентов заявили, что используют ПО как услугу (SaaS), 51% используют облачные технологии для резервного копирования, 44% — послеаварийное восстановление как услугу (DRaaS). Три основных аргумента в пользу облачных технологий — надежность, гибкость и безопасность данных.
  2. Навыки: 91% организаций считают, что успех компании напрямую зависит от повышения квалификации сотрудников в сфере цифровых технологий.
  3. Культура: 69% респондентов согласились, что цифровая трансформация должна привести к более открытой корпоративной культуре. При этом 93% согласились с тем, что стиль руководства компанией также должен меняться.
  4. Уверенность в успехе будет расти по мере внедрения цифровых технологий. Лишь 25% респондентов сообщили, что полностью уверены в своей способности справиться с возникающими проблемами в цифровой сфере.

Безопасность данных: ситуация в России

Большинство российских компаний – до 78% — не могут полностью обеспечить пользователей бесперебойным доступом к данным, сервисам и приложениям. Показатель чуть выше, нежели среднемировые 73%. Российские респонденты отметили, что за последний год число внеплановых простоев в их компаниях составило в среднем 5 раз, при этом 5,5% руководителей сообщили о более 10 внеплановых простоях за последний год. Однако продолжительность внепланового простоя в России составила в среднем 57 минут, что почти на десять минут меньше среднемировых 65 минут.  Простои приложений и сервисов обходятся российским компаниям примерно в $19,8 млн ежегодно (чуть меньше, чем в среднем по миру). В среднем потеря данных по причине простоев обходится российскому бизнесу в $80 463 в час ($102 450 в час в среднем в мире), хотя в 10,7% российских компаний отметили уровень потерь $150 тыс. в час или более.

Главными последствиями сбоев российские респонденты назвали потерю доверия заказчиков (54%), ущерб репутации (43%) и потерю доверия сотрудников (41%). Около 25% опрошенных российских представителей бизнеса считают утрату доверия потребителей наиболее неприятным последствием.

Анализ [больших] данных и аналитические системы внедрены уже на 43% российских предприятий, еще 31% намерен внедрить их в ближайший год. Искусственный интеллект и машинное обучение помогут компаниям в будущем принимать важные для бизнеса решения – в этом уверены 50% российских руководителей в сфере ИТ.

Почти половина российских ИТ-руководителей – 48% — уверены, что нынешнее управление данными в их организации является интеллектуальным (среднемировой показатель – 72%). 56% российских компаний считают управление данными в облаке ключевым компонентом интеллектуального управления данными, 21% — непрерывно выполняют резервное копирование и репликацию критически важных приложений.

В течение ближайшего года отечественные предприятия намерены инвестировать в технологии интеллектуального управления данными в среднем по $15 млн ($41 млн в среднем в мире). Более четверти российских участников опроса заявили, что их компании намерены масштабировать интеллектуальное управление данными на весь бизнес, 41% намерены переходить на интеллектуальное управление и масштабировать его использование постепенно. Девять из десяти российских организаций собираются применять возможности управления данными в облаке.

52% российских респондента уверены, что внедрение интеллектуального управления данными обеспечит успех компании в ближайшие два года.  Главным преимуществом такого внедрения россияне называют рост продуктивности (71%), стабильность (57%) и прогнозирование (47%).  Кроме того, переход на интеллектуальное управление данными может обеспечить российским компаниям до $52 млн дополнительного дохода в среднем. До 45% респондентов уверены, что интеллектуальное управление данными обеспечит защиту их бизнеса от сбоев и конкуренции со стороны других компаний.

Интеллектуальная трансформация бизнеса в России

Управление данными в облаке является основным компонентом интеллектуального управления данными. В настоящее время 56% российских респондентов отметили использование SaaS-платформ, 41% отметили применение облака для резервного копирования, 29% — послеаварийное восстановление как услугу.

Источник: Vanson Bourne, 2019

В списке трех основных причин использования такой стратегии российские респонденты назвали надежность, гибкость и безопасность данных.

  1. Навыки: 93% российских компаний считают, что для успешной работы необходимо повышать квалификацию своих сотрудников в области цифровых технологий.
  2. Культура: 55% российских респондентов уверены, что цифровая трансформация приведет к более открытой и лояльной к новым технологиям корпоративной культуре, 92% уверены, что необходимы изменения стиля руководства. Более четверти респондентов – 29% — не сомневаются в необходимости полностью перестроить свои компании.
  3. Уверенность: всего 17,3% российских респондентов полностью уверенны в способности справиться с задачами внедрения цифровых технологий – по миру этот показатель составляет 25%.

Что делать?

Выводы неутешительны: проникновение цифровых технологий в глобальном масштабе носит крайне неоднородный характер, и даже некоторые из крупнейших экономик мира рискуют оказаться среди догоняющих.

Источник: Vanson Bourne, 2019

Так, 41% респондентов в Японии и 48% в Бразилии считают уровень управления данными в своих компаниях зрелым, тогда как во Франции и Германии эта цифра немногим выше 25%, а в Великобритании — лишь 11%.

Источник: Vanson Bourne, 2019

В ближайшее время ситуация с высокой долей вероятности не изменится. В течение следующих 12 месяцев японские и бразильские организации планируют инвестировать в интеллектуальное управление данными в среднем $105 млн и $73 млн соответственно. Это значительно больше, чем в Великобритании ($14 млн), Китае ($17 млн) или США ($38 млн).

Для ускорения цифровизации предприятий ИТ-руководители и руководители компаний могут сделать несколько простых шагов.

  1. Признать существующие проблемы с выполнением требований пользователей к непрерывному обслуживанию.
  2. Определить количественные показатели соглашений о гарантированном уровне обслуживания (SLA) и оценить механизмы защиты данных, а также возможности восстановления данных с точки зрения соответствия требованиям этих SLA.
  3. Проанализировать последствия проблем.
  4. Спланировать этапы перехода к интеллектуальному бизнесу.