Вы с большей вероятностью достигнете бизнес-целей, если выпустите приложение на рынок в запланированный срок. Напротив, 20% продуктов, чей запуск откладывали по разным причинам, не достигают заявленных целей.

Увеличение Time-to-Market негативно влияет на бизнес: за время разработки конкуренты могут запустить аналог и собрать с рынка все сливки. В статье на примерах реальных компаний рассказываем, как облачные технологии помогают решить эту проблему.

Облачные сервисы помогают автоматизировать разработку IT-продуктов

Один из способов уменьшить Time-to-Market — ускорить разработку ваших цифровых сервисов. Для этого используют DevOps — особый подход к разработке, который помогает автоматизировать рабочие процессы. По данным GitLab, после внедрения DevOps почти в 83% случаев разработчики выпускают код в 2–10 раз быстрее.

Суть подхода DevOps в следующем: разработчики, тестировщики и администраторы не отвечают каждый за свой участок, а совместно работают над продуктом, передавая код друг другу с минимальными задержками. Благодаря этому команда быстрее выпускает IT-продукты и гибче реагирует на изменения — например, может оперативно внести изменения в код.
Автоматизация разработки тесно связана с облачными решениями: 96% компаний с высоким уровнем DevOps используют облачный (Cloud-Native) подход к разработке, среди отстающих — только 24%.

В концепции DevOps облака популярны, поскольку предлагают преднастроенные инструменты для разработки, например базы данных, среды для тестирования, решения для непрерывной интеграции и доставки. Команде разработки не нужно все собирать с нуля: они берут готовые инструменты, настраивают их под себя и приступают к работе.

Облачные инструменты используют многие компании. Вот несколько реальных примеров:

  • «Кометрика» создает инновационные IT-продукты для бизнеса и госструктур, обеспечивает их разработку, внедрение и поддержку. На одних проектах компания полностью отвечает за разработку и эксплуатацию решения, на других передает готовое приложение клиенту. У заказчиков разные требования к инфраструктуре и безопасности, но все хотят, чтобы разработка шла быстро и предсказуемо. Чтобы стандартизировать процессы и сократить до минимума рутинные операции, в «Кометрике» используют DevOps-подход и облачные решения. Для многих процессов появились стандартные пайплайны, что позволило ускорить Time-to-Market в 7 раз.
  • В Х5 Retail Group решили ускорить выпуск IT-продуктов, для этого нужно было быстрее выделять IT-мощности командам разработки. В итоге компания развернула частное облако с помощью экспертов Mail.ru Cloud Solutions. Благодаря этому внутренние команды получили доступ к PaaS-сервисам. Также получилось внедрить собственное решение для автоматизации разработки. Все это помогло ускорить Time-to-Market.
  • Goodt — HR-tech-платформа с набором инструментов для бизнеса с высокой долей массового персонала. Используя решения от Goodt, в компаниях формируют графики работы, внедряют программы мотивации, проверяют, все ли сотрудники вышли на работу.

    В Goodt изначально выстраивали инфраструктуру для разработки в облаке и старались по максимуму использовать готовые платформенные сервисы (PaaS) — они помогают ускорять выпуск продуктов. Благодаря облачным инструментам в компании рассчитывают перестроить архитектуру приложения и сократить время на выкатку обновлений с 1–2 недель до пары дней.

  • Lorus — провайдер логистических услуг с собственным отделом разработки. В компании разрабатывают решения для автоматизации логистических операций, чтобы быстрее оформлять грузы и минимизировать человеческие ошибки.

    В Lorus применяют микросервисный подход, когда приложение разбивают на много маленьких частей и упаковывают в контейнеры — благодаря этому разные части приложения можно отдельно дорабатывать и выкатывать в продакшен. Сейчас в компании переходят на Kubernetes as a Service — облачное решение для управления контейнерами, оно поможет быстрее тестировать и обновлять IT-продукты.

В облаках можно быстро запустить стартап или пилотный проект без лишних затрат

Если вы запускаете проект на собственной инфраструктуре, то заказываете оборудование и ждете поставок — старт проекта откладывается. Напротив, используя облачные решения, можно приступить к разработке сразу же — ждать поставщиков не требуется.

По этой причине облака становятся все популярнее. Так, в 2020 году расходы на публичные облака выросли на 47% и впервые обошли классическую инфраструктуру.

Еще в облаке есть платформенные сервисы (PaaS) — готовые инструменты: базы данных, системы оркестрации контейнеров (Kubernetes as a Service), среды машинного обучения. Преимущества платформенного подхода в том, что специалисты компании экономят время. Например, им не нужно собирать базу данных с нуля, они берут готовую и настраивают под себя. Также не нужно заботиться о платформе контейнеризации приложений: ее работу обеспечивает провайдер, а разработчики и администраторы компании занимаются только своим приложением.

Облачные решения использовали при запуске «Смотри Mail.ru» — сервиса Mail.ru Group, работающего по принципу персонального телеканала. Для запуска сервиса нужно было хранилище, чтобы разместить в нем архивы контента и обрабатывать его: скачивать и редактировать с транскодированием для последующей загрузки видео.

В «Смотри Mail.ru» для этого используют облачное объектное S3-хранилище. В него загружают видеофайлы с HDD или FTP, затем в специальной системе запускается процесс транскодирования — видео нарезается в нескольких форматах. Параллельно происходит нарезка картинок: выбираются и сохраняются в том же хранилище нужные для сайта изображения. Использование облачных решений позволило запустить «Смотри Mail.ru» в короткие сроки.

Облака помогают выпускать цифровые сервисы без найма дополнительных IT-специалистов

Для запуска проекта на собственной инфраструктуре требуется подключать и настраивать оборудование, а затем его постоянно обслуживать и администрировать инфраструктуру. Все это требует найма дополнительных специалистов.

Например, для подключения, настройки и обслуживания оборудования нужны системные администраторы. И их количество растет по мере того, как увеличивается ваша инфраструктура.

В облаке значительную часть работы по администрированию и управлению инфраструктурой можно переложить на облачного провайдера и обойтись минимумом штатных сотрудников. Для этого есть отдельная услуга по полному аутсорсу администрирования. Сотрудники провайдера мониторят работу инфраструктуры, следят за безопасностью, настраивают резервное копирование.

Управление и администрирование инфраструктуры провайдерам делегируют многие компании. Вот реальные истории:

  • «Россия — страна возможностей» — некоммерческая организация, которая поддерживает социальные и образовательные инициативы. Сейчас у НКО несколько сайтов для разных проектов и конкурсов, и их необходимо обслуживать.

    Руководству НКО хотелось обеспечить стабильную работу сайтов с минимальными вложениями. Поэтому управление и администрирование инфраструктуры делегировали облачному провайдеру. Все устроено так: когда для нового социального проекта нужен сайт, в НКО определяются с ресурсами, нагрузкой и бюджетом. Дальше провайдер и его партнеры реализуют проект, а в НКО принимают работу. После создания проекта эксперты провайдера полностью им управляют, предоставляя техподдержку и оперативно устраняя ошибки.

  • У Burger King количество скачиваний приложения резко возрастает в «черную пятницу», когда клиенты могут рассчитывать на большие скидки. Раньше в такие дни собственная IT-инфраструктура компании с трудом выдерживала нагрузку и иногда давала сбои.

    Для стабильной работы требовалось переносить мощности в облако, но у команды Burger King нужного опыта не было — раньше компания работала только на собственном железе. Чтобы не погружаться с нуля в новую сферу, в ресторане решили привлечь партнера — облачного провайдера, ему передали администрирование инфраструктуры и обеспечение стабильности приложения.

    В итоге время загрузки меню в приложении сократилось в четыре раза, заказы от клиентов принимают вдвое быстрее, а приложение безотказно работает при повышенных нагрузках.

Облака позволяют быстро получать нужные мощности по мере роста проекта

На старте нового проекта непонятно, как много людей захотят пользоваться вашим приложением. Возможно, оно быстро станет успешным и нагрузка резко возрастет.

Например, Instagram стал популярен сразу после запуска в 2010 году: к концу первого дня приложение использовали 25 000 человек, к концу первой недели — 100 000. При этом приложение запустили всего на одном сервере, и команде пришлось в срочном порядке арендовать серверное пространство.

На традиционной инфраструктуре мгновенный рост невозможен — нужно ждать поставок оборудования, подключать и настраивать его. В облаке таких проблем не возникает: оно растет вместе с проектом. В любой момент вы можете подключить дополнительную виртуальную машину, добавить еще одну базу данных или расширить емкость хранилища.

Для проектов с непредсказуемой нагрузкой в облаке можно использовать функцию автомасштабирования в Kubernetes aaS. Сервис постоянно мониторит нагрузку на приложение и, если требуется, выделяет для него дополнительные мощности. А потом отключает лишние ресурсы, чтобы компания не переплачивала за то, что не использует.

Например, в день распродажи в приложение заходит много клиентов и нагрузка растет. Облако выделяет проекту дополнительные мощности. К вечеру распродажа заканчивается — дополнительные ресурсы отключаются. При этом вы платите только за фактически использованные мощности и не несете лишних расходов.

Решение особенно полезно компаниям, у которых спрос меняется сезонно или зависит от распродаж. Посмотрите несколько примеров:

  • Westwing Russia — шопинг-клуб и интернет-магазин с товарами для дома. Переехав в облако, магазин успешно пережил «черную пятницу». На собственной инфраструктуре, признаются в компании, так бы не получилось: если откажет незарезервированное оборудование, то на его поиск и установку потребуется минимум три часа.
  • «Тендертех» — онлайн-сервис, который занимается выдачей банковских гарантий для участия в тендерах. Компания работает в сфере B2B, так что система нагружена только в рабочее время: утром клиенты компании пришли на работу — нагрузка есть, вечером ушли домой — нагрузки нет. В такой ситуации логичным решением стала возможность автомасштабирования, которую можно получить в Kubernetes в облаке. В рабочее время в облаке для приложения выделяются дополнительные мощности, а ночью они автоматически отключаются.
  • У Burger King digital-каналы обеспечивают до 40% выручки, при этом в период пиковых нагрузок наблюдается взрывной рост заказов.

    Раньше в «черную пятницу» собственная IT-инфраструктура компании с трудом выдерживала возросшую нагрузку и иногда давала сбой. Проблема решилась после миграции в облако, где можно оперативно выделить нужное количество ресурсов.

Облака упрощают доступ к инновационным технологиям

Современным цифровым сервисам часто нужны инновационные технологии: машинное обучение, инструменты работы с Big Data или компьютерное зрение. Например, в медицинской платформе Arterys машинное обучение используют для распознавания патологий на снимках. А в концепт-каре Chrysler Portal компьютерное зрение распознает личность водителя и автоматически подстраивает под него различные системы: регулирует кресло, температуру в салоне, включает любимую музыку.

Решения, которые нужны для запуска подобных проектов, доступны в облаке. Вот несколько историй реальных компаний, которые внедрили прорывные технологии:

  • В «Инвитро» запустили пилотный проект Face Detection по распознаванию лиц клиентов. Его суть в следующем: администраторам клиник требуется время, чтобы найти в базе клиента и открыть его карточку, — пока он ищет, очередь увеличивается. Используя изображения с камер видеонаблюдения, Face Detection распознает личность пациента и заранее открывает его карточку в компьютере у регистратора. В итоге время на обслуживание сокращается, а лояльность клиентов растет.
  • В «Ашане» используют решения на базе машинного обучения для прогнозирования спроса, определения оптимальной цены и сегментации клиентов. Для их развития компании не хватало современной инфраструктуры и технологий для работы с Big Data. В итоге в компании построили единую облачную платформу для ML-экспериментов, Data Science и аналитики. Она позволяет обрабатывать аналитические запросы любой сложности и строить прогнозные модели.
  • «Кометрика» и «Мегафон» развивают «Цифровую управляющую компанию» — платформу для управления жилыми домами. Сейчас разрабатывают решение, которое позволит автоматически выставлять счета, получая данные от умных счетчиков на базе интернета вещей. В итоге УК могут автоматически получать данные по расходу коммунальных ресурсов. При этом система легко масштабируется — можно быстро подключать новые дома.
  • Botkin.AI — российская платформа, которую используют в региональных больницах и медцентрах. Она анализирует снимки и помогает выявлять на ранних стадиях некоторые заболевания и воспалительные процессы.

    Искусственный интеллект анализирует изображения, опираясь на массивы данных. Если есть подозрение на патологию, то сервис подсвечивает для врача нужный участок на снимке. В основе решения технологии Big Data, машинного обучения и компьютерное зрение.

Как облака помогают быстрее выпускать IT-продукты

  1. Ускорить разработку можно, используя DevOps-подход и облачные инструменты для автоматизации.
  2. Чтобы запустить проект в облаке, не нужно ждать поставок оборудования — проще развернуть инфраструктуру и использовать платформенные решения, которые уже готовы к работе.
  3. Обслуживание инфраструктуры можно делегировать облачному провайдеру и обойтись минимумом штатных сотрудников.
  4. Облако растет вместе с проектом: дополнительные ресурсы можно подключить в пару кликов или использовать автомасштабирование.
  5. В облаке доступны новые технологии, которые часто нужны современным цифровым сервисам: компьютерное зрение или технологии, упрощающие работу с машинным обучением, например рабочие места для Data Scientist.

Оригинал статьи на VC.ru.