«1С-Битрикс» — лидер российского рынка систем управления веб-проектами и корпоративными сайтами. Среди наших разработок — решения для e-commerce, государственного управления, здравоохранения и других отраслей.
Один из главных продуктов — «Битрикс24». Это корпоративный портал для коммуникации между сотрудниками, хранения файлов, документов, ведения CRM и подобных задач. Согласно исследованию рынка CRM, которое в 2019 году провел Институт проблем предпринимательства совместно с J’son & Partners Consulting, доля «Битрикса24» на российском рынке — 43,5%.
В 2012 году мы запускали «Битрикс24» сразу как облачный сервис. И перед нами стоял выбор: разворачивать собственную инфраструктуру или арендовать ее в виде сервиса у провайдера.
В итоге остановились на втором варианте — он позволял обойтись без капитальных вложений. К тому же на старте проекта невозможно спрогнозировать, как быстро будет расти сервис. А облачное решение позволяет использовать только необходимые ресурсы, не испытывая дефицита и не переплачивая лишнего.
На тот момент оптимальным решением для нас стал Amazon Web Services. На базе его хранилища мы запустили «Битрикс24» сразу на трех языках: русском, английском и немецком, сейчас их уже 18.
В целом AWS нас устраивал, но в конце 2014 года встал вопрос о переносе персональных данных российских клиентов на территорию страны. И мы стали искать облачного провайдера, у которого эти данные можно разместить.
Искали провайдера с двумя дата-центрами — наша архитектура построена так, чтобы резервироваться на двух площадках. В итоге персональные данные перенесли в облако CorpSoft24, а клиентские файлы остались в AWS. В России на тот момент не было решений для наших объемов — около 1 ПБ данных.
Затем у AWS случился сбой в S3, и мы решили все-таки перенести клиентские файлы в Россию. Миграция решала две задачи:
У нас было около 1 ПБ данных — требовалось надежное и масштабируемое хранилище. Нам хотелось не купить кастомное решение, разработанное специально под нас, а найти провайдера, который предоставляет хранилище как сервис в публичном облаке. Это позволило бы снизить затраты на размещение данных и быть уверенными, что хранилище работает стабильно.
Мы пообщались с несколькими провайдерами — никто, кроме VK Cloud Solutions, не был готов сразу разместить 1 ПБ данных. Так что мы начали готовиться к миграции в облако VK Cloud Solutions.
В итоге получилась следующая схема: файлы российских клиентов хранятся на мощностях VK Cloud Solutions, глобальных — на Amazon.
В 2018 году мы пострадали от сбоя доступа у Amazon, хотя резервировались в двух дата-центрах. После этого решили организовать бэкапы на уровне двух российских провайдеров: VK Cloud Solutions и CorpSoft24. Это бы позволило сохранять доступность данных даже при сбоях доступа к глобальным дата-центрам.
К тому моменту в VK Cloud Solutions запустили виртуальные машины — классический IaaS. Поскольку нас устраивало объектное хранилище, то решили протестировать и виртуальные машины.
Сейчас данные глобальных пользователей «Битрикс24» — у AWS. Мы арендуем мощности в двух дата-центрах: один — в Германии, другой — в США. Данные российских пользователей — у VK Cloud Solutions и CorpSoft24.
Чтобы следить за работой всех систем, у нас внедрена единая система мониторинга. В каждом регионе есть свой узел мониторинга, он собирает необходимые данные и передает в единую систему.
Работая с тремя облачными провайдерами, мы получили несколько преимуществ:
Мы довольны сотрудничеством с VK Cloud Solutions: нам нравится техподдержка и готовность команды дорабатывать решения под задачи клиента.
Недостаток Amazon — платная техподдержка. Доходит до смешного: очевидно, что сбой на стороне Amazon, но без оплаты ты даже не можешь об этом сообщить.
В VK Cloud Solutions по-другому: есть чат в Telegram, где можно решить любой вопрос буквально 24/7. Даже ночью в выходной заявку принимают за 5-10 минут, и дальше начинается устранение проблемы. Если возникают узкие вопросы — в чат добавляют специалистов, которые в них разбираются.
«Битрикс24» развивается, увеличивается количество клиентов. Пропорционально растет и инфраструктура: сейчас в VK Cloud Solutions у нас около 150 виртуальных машин, в объектном хранилище — около 1,5 ПБ данных.
Мы видим, что интернет все больше сегментируется, например, в разных странах появляются собственные требования к хранению персональных данных. Конечно, мы отслеживаем все изменения. И если появятся новые требования, то будем дорабатывать свою инфраструктуру в соответствии с ними.