VK Cloud

Назад к кейсам

«1С-Битрикс»: как мы реализовали стратегию Multicloud, снизив зависимость от одного провайдера

Frame 39-2.png
1c-bitrix_success-stories.svg
Компания

«1С-Битрикс»

Отрасль

Информационные технологии

Мощности

1,5 ПБ в S3Б 150 виртуальных серверов

  • cloud storage.svg
  • cloud servers.svg

Когда компания «1С-Битрикс» запускала софт по сервисной модели, то сразу задействовала глобального облачного провайдера. По мере роста бизнеса возникли новые потребности: перенести персональные данные в Россию, повысить скорость и производительность сервиса, снизить зависимость от одного вендора.

О том, как найти партнера, который закроет все потребности и поможет выполнить миграцию, рассказывает руководитель направления облачных сервисов «Битрикс24» Александр Демидов.

О компании

«1С-Битрикс» — лидер российского рынка систем управления веб-проектами и корпоративными сайтами. Среди наших разработок — решения для e-commerce, государственного управления, здравоохранения и других отраслей.

Один из главных продуктов — «Битрикс24». Это корпоративный портал для коммуникации между сотрудниками, хранения файлов, документов, ведения CRM и подобных задач. Согласно исследованию рынка CRM, которое в 2019 году провел Институт проблем предпринимательства совместно с J’son & Partners Consulting, доля «Битрикса24» на российском рынке — 43,5%.

Перенос персональных данных в Россию

В 2012 году мы запускали «Битрикс24» сразу как облачный сервис. И перед нами стоял выбор: разворачивать собственную инфраструктуру или арендовать ее в виде сервиса у провайдера.

В итоге остановились на втором варианте — он позволял обойтись без капитальных вложений. К тому же на старте проекта невозможно спрогнозировать, как быстро будет расти сервис. А облачное решение позволяет использовать только необходимые ресурсы, не испытывая дефицита и не переплачивая лишнего.

На тот момент оптимальным решением для нас стал Amazon Web Services. На базе его хранилища мы запустили «Битрикс24» сразу на трех языках: русском, английском и немецком, сейчас их уже 18.

В целом AWS нас устраивал, но в конце 2014 года встал вопрос о переносе персональных данных российских клиентов на территорию страны. И мы стали искать облачного провайдера, у которого эти данные можно разместить.

Искали провайдера с двумя дата-центрами — наша архитектура построена так, чтобы резервироваться на двух площадках. В итоге персональные данные перенесли в облако CorpSoft24, а клиентские файлы остались в AWS. В России на тот момент не было решений для наших объемов — около 1 Пб данных.

Поиск провайдера для размещения 1 Пб данных

Затем у AWS случился сбой в S3, и мы решили все-таки перенести клиентские файлы в Россию. Миграция решала две задачи:

  1. Повысить скорость и производительность сервиса за счет приближения файлов к клиентам.
  2. Организовать резервное копирование данных, хранимых в России, на уровне двух провайдеров: в случае сбоя у одного из них клиенты ничего не заметят.

У нас было около 1 Пб данных — требовалось надежное и масштабируемое хранилище. Нам хотелось не купить кастомное решение, разработанное специально под нас, а найти провайдера, который предоставляет хранилище как сервис в публичном облаке. Это позволило бы снизить затраты на размещение данных и быть уверенными, что хранилище работает стабильно.

Мы пообщались с несколькими провайдерами — никто, кроме VK Cloud, не был готов сразу разместить 1 Пб данных. Так что мы начали готовиться к миграции в облако VK Cloud.

Миграция данных происходила в два этапа:
  1. Сначала использовали хранилище VK Cloud в качестве резервного: дублировали файлы из AWS, но не давали рабочую нагрузку.
  2. На втором этапе стали переключать пользователей с AWS на VK Cloud. И так постепенно перевели на новое облако всех российских клиентов.

В итоге получилась следующая схема: файлы российских клиентов хранятся на мощностях VK Cloud, глобальных — на Amazon.

Резервное копирование у двух провайдеров

В 2018 году мы пострадали от сбоя доступа у Amazon, хотя резервировались в двух дата-центрах. После этого решили организовать бэкапы на уровне двух российских провайдеров: VK Cloud и CorpSoft24. Это бы позволило сохранять доступность данных даже при сбоях доступа к глобальным дата-центрам.

К тому моменту в VK Cloud запустили виртуальные машины — классический IaaS. Поскольку нас устраивало объектное хранилище, то решили протестировать и виртуальные машины.

Миграцию осуществляли в два этапа:
  1. Перевели часть пользовательских порталов на схему, при которой половина рабочей нагрузки — у CorpSoft24, а половина — у VK Cloud. Проверили резервное копирование и схему переключения между провайдерами — все прошло успешно.
  2. Распределили поровну рабочую нагрузку между двумя провайдерами. Теперь они в режиме реального времени реплицируют данные в обе стороны.

Сейчас данные глобальных пользователей «Битрикс24» — у AWS. Мы арендуем мощности в двух дата-центрах: один — в Германии, другой — в США. Данные российских пользователей — у VK Cloud и CorpSoft24.

Чтобы следить за работой всех систем, у нас внедрена единая система мониторинга. В каждом регионе есть свой узел мониторинга, он собирает необходимые данные и передает в единую систему.

Преимущества стратегии Multicloud

Работая с тремя облачными провайдерами, мы получили несколько преимуществ:

  • Экономия на облачных услугах. Для нас важно, чтобы расходы в каждом из регионов были в той же валюте, что и доходы. Пока данные российских клиентов хранились в AWS, мы получали доходы в рублях, а платили в долларах. Сейчас этот вопрос решен, а с учетом разницы в курсах валют расходы на содержание инфраструктуры сократились.
  • Снижение зависимости от одного провайдера. Данные российских клиентов реплицируются у двух провайдеров, глобальных — в двух регионах AWS. В случае сбоя мы можем переключиться, и клиенты не пострадают.
  • Повышение доступности файлов. Миграция позволила повысить скорость работы «Битрикс24» для российских пользователей.
  • Обслуживание инфраструктуры силами небольшой команды. Сейчас администрированием всей инфраструктуры «Битрикс24» занимаются шесть сотрудников.

Преимущества VK Cloud: хорошая поддержка и доработка решений под клиентов

Мы довольны сотрудничеством с VK Cloud: нам нравится техподдержка и готовность команды дорабатывать решения под задачи клиента.

Недостаток Amazon — платная техподдержка. Доходит до смешного: очевидно, что сбой на стороне Amazon, но без оплаты ты даже не можешь об этом сообщить.

В VK Cloud по-другому: есть чат в Telegram, где можно решить любой вопрос буквально 24/7. Даже ночью в выходной заявку принимают за 5-10 минут, и дальше начинается устранение проблемы. Если возникают узкие вопросы — в чат добавляют специалистов, которые в них разбираются.

Планы на будущее

«Битрикс24» развивается, увеличивается количество клиентов. Пропорционально растет и инфраструктура: сейчас в VK Cloud у нас около 150 виртуальных машин, в объектном хранилище — около 1,5 Пб данных.

Мы видим, что интернет все больше сегментируется, например, в разных странах появляются собственные требования к хранению персональных данных. Конечно, мы отслеживаем все изменения. И если появятся новые требования, то будем дорабатывать свою инфраструктуру в соответствии с ними.

Основные результаты сотрудничества с VK Cloud

  1. Сократили расходы на облачные услуги и можем обслуживать инфраструктуру силами небольшой команды.
  2. Повысили скорость доступа к сервису для российских клиентов и надежность его работы за счет возможности переключаться между облаками в случае сбоя.
  3. Снизили зависимость от одного провайдера за счет распределения услуг между несколькими платформами.
  4. Возможность доработок инфраструктуры по запросу и быстрое реагирование техподдержки на возникающие вопросы.

Попробуйте наши сервисы

После активации аккаунта мы свяжемся с вами и начислим 3 000 рублей на ваш счет VK Cloud, чтобы вы смогли протестировать сервис в течение 60 дней.

Или оставьте с индивидуальным расчетом

40+ готовых сервисов