Истории успеха клиентов Mail.ru Cloud Solutions

Westwing Russia: мы переехали из AWS в облако MCS, чтобы предлагать российским клиентам все необходимое

Немецкие корни Westwing во многом определили предпочтения компании в выборе ИТ-инфраструктуры. Она несколько лет успешно пользовалась американским сервисом AWS с дата-центрами в Европе, хотя не уходила от гибридной модели – часть данных с самого начала хранили локально.

Почему Westwing пришлось отказаться от AWS, как проходила миграция в российское облако и насколько успешным оказался этот кейс, рассказывает технический директор Westwing Russia Александр Пряхин.

Компания
Westwing Russia
Клиентов
более 5 млн
Отрасль
Ритейл / Интернет-магазин и e-commerce-проект с моделью Flash sales
Технологии в облаке
Александр Пряхин
Александр Пряхин
Технический директор

О Westwing Russia

Westwing – первый в России шопинг-клуб и интернет-магазин для тех, кто увлекается дизайном и хочет сделать свой дом стильным и уютным. Шопинг-клуб работает по принципу flash sales – это флеш-распродажи или сделки дня, когда в течение короткого срока распродается ограниченное количество товаров с большими скидками (до 70–90 %). В Westwing мы ежедневно предлагаем участникам клуба пять-семь вариантов идей обстановки интерьера с продукцией известных брендов, отобранной экспертами вручную. Каждая акция включает не просто набор предметов интерьера, но и дизайнерскую концепцию.

В интернет-магазине Westwing, который работает чуть меньше года, мы используем традиционную модель продаж. Здесь в любой момент можно найти все необходимое для создания интерьера: мебель, декор, освещение, текстиль, аксессуары и прочее.

Наша ИТ-инфраструктура – колокейшн + облако

Сейчас Westwing Russia – самостоятельная компания, но когда мы были частью немецкой Westwing, то начали работать с популярным в Европе сервисом AWS. Размещали в нем сервисы логики, а персональные данные хранили в дата-центрах на территории РФ. AWS – действительно удобная, но далеко не идеальная платформа. Например, нам не нравится vendor lock, когда мы сильно зависим от продуктов и услуг одного поставщика. Но это была справедливая плата: мы используем готовые решения as a service, а взамен нас избавляют от какой-то головной боли.

Нам подходила гибкость и стоимость облачной инфраструктуры, но не все данные можно было размещать в облаке, поэтому мы параллельно пользовались (и продолжаем это делать) услугой «колокейшн». На своем железе держим большие объемы критичных данных – они относятся к системам интеграции – и используем под них мощные серверы.

Несколько лет нас устраивала гибридная инфраструктура в этом виде. С самого начала мы работали в соответствии с 152-ФЗ (Законом о персональных данных) и хранили данные наших клиентов на территории РФ. Но Роскомнадзор в любой момент мог заблокировать IP-адреса внешних ресурсов, и тогда бы мы оказались заблокированными для российских пользователей. Такой печальный опыт уже был. К счастью, тогда проблема решилась быстро и в нашу пользу. С одной стороны, мы больше не планировали так рисковать, с другой — полностью созрели к тому, чтобы отказаться от AWS в пользу альтернативного решения. Тем более, у нас было на примете несколько довольно интересных с точки зрения функционала и стоимости вариантов.

Что дальше: хранить данные локально или искать в РФ замену AWS

Мы рассмотрели все возможные варианты с облачными сервисами и колокейшеном, чтобы понять их стоимость и выбрать наиболее подходящий. И быстро поняли, что нам очень нравятся преимущества облачной инфраструктуры – это раз. И два – реализовать то же самое на локальных вычислительных мощностях в среднем в два-три раза дороже, чем в облаке. Пришлось бы покупать или арендовать серверы определенного типа, понести крупные капитальные расходы и расходы на амортизацию. Чего только стоит решение проблем с полетевшими деталями, которые нужно менять в срочном порядке! Или еще одна трудновыполнимая задача – быстро нарастить мощность на пиковых нагрузках.

В облаке все иначе. Здесь мы бóльшую часть забот перекладываем на провайдера. И теперь уже он занимается железом и разбирается с проблемами. Так как мы не планировали усложнять себе жизнь, то решили искать подходящий облачный сервис в России и готовиться к миграции.

Некоторые видят в передаче данных в облако риск – кто-то может получить доступ к аккаунту, подключиться к облаку и скачать данные из ЦОДа. Однако во всем есть золотая середина. У нас не было паранойи по поводу того, что мы отдаем данные в публичное облако — у нас уже был опыт работы с таким облаком. А пользуясь облаком, мы выигрываем в удобстве и экономим на операционных затратах. Тем не менее, мы также стремимся контролировать и обеспечивать необходимый уровень информационной безопасности.

Как мы выбирали облачный сервис в России

Пока мы использовали AWS, некоторые данные (и это не персональные данные наших пользователей!) мы обрабатывали на сервере во Франкфурте. Потому основным драйвером миграции в российское облако стали риски блокировки зарубежных IP-адресов со стороны Роскомнадзора. Чтобы их минимизировать, мы планировали найти провайдера в России, который бы одновременно соответствовал ряду наших требований.

Работа по схеме on demand. Нам выгодно платить только за использование – во время пиковых нагрузок мы оплачиваем дополнительные ресурсы, а в остальное время платим только за то, что реально потребляем.

Открытость облачного провайдера. Мы искали достойную альтернативу AWS и ждали, что новый облачный провайдер пойдет навстречу нашим пожеланиям, будет готов взаимодействовать в решении разных вопросов, помогать с миграцией и т. п.

Почему выбрали MCS

Мы вели переговоры с представителями нескольких облачных провайдеров в России, но в итоге остановились на облаке Mail.ru Cloud Solutions. Больше всего понравилось, как ребята организовали взаимодействие с клиентами – другие провайдеры не были столь открыты. Вначале нам предложили попробовать продукт, а потом принять решение, показали свою «кухню» и шли навстречу нашим пожеланиям. Учитывая, что в России облачная инфраструктура появилась недавно, это было круто! На примере MCS мы увидели, что российские провайдеры активно развиваются и предлагают продукты в облаке, которые не уступают западным. Второй момент — MCS построен на open source, использует известные сервисы. Это снимает проблемы vendor lock.

Что еще понравилось, так это помощь в организации миграции. Для нас проводили воркшопы, мы напрямую общались с техническими специалистами, инженеры MCS консультировали наших DevOps’ов – все для того, чтобы мы выбрали оптимальное решение.

О миграции данных в российское облако

Нам предстояло перенести порядка 80 виртуальных машин, которыми мы пользовались в AWS, плюс лямбды, балансировщики нагрузки и другие сетевые вещи. Уже в процессе стало понятно, что у MCS нас полностью устраивает SLA и уровень сервиса в целом, поэтому сейчас мы продолжаем переносить данные из AWS на мощности российского облака. Работы затянули из-за vendor lock, который в нашем случае действительно тормозит миграцию. Но часть виртуальных машин мы перенесли, и они уже взаимодействуют с нашим дата-центром.

Сейчас на мощностях MCS размещается наш интернет-магазин с основным ассортиментом товаров для обустройства дома. Открыли его сравнительно недавно, но за это время он успешно пережил «черную пятницу». Изначально у нас был небольшой кластер виртуальных машин, которые страховали друг друга. О серьезных пиковых нагрузках речи не было – посещаемость пока скромная, тот же шопинг-клуб клиенты знают уже восемь лет, и там цифры впечатляющие.

Тем не менее на момент роста нагрузки мы могли без проблем развернуть необходимое количество виртуальных машин, доставить код, включить балансировку и спокойно обслуживать посетителей. На выходе получили гибкую инфраструктуру, способную адаптироваться под рост нагрузки в такие дни.

Представим, что в «черную пятницу» интернет-магазины работали не в облаке, а на наших серверах. Если бы отказало нерезервированное оборудование, мы бы ничего не успели сделать: поиск и установка новой занимают минимум три часа при самом оптимистичном раскладе. В облаке на все уходит максимум 10 минут: за пару кликов собирают виртуальную машину, запускают ее, добавляют IP-адрес выкатки и пару нод. Если что-то падает критично, тоже не беда, мы просто перемещаем виртуальную машину на другое железо.

В перспективе мы стремимся перейти к IaaS-модели полностью, когда не придется заморачиваться с поддержкой железа и миграцией виртуальных машин. Но ни один облачный провайдер даже при самом высоком SLA не гарантирует стопроцентной работоспособности наших сервисов. Поэтому пока нам важно диверсифицировать риски, мы не храним яйца в одной корзине.

Переходить в облако или нет – наши рекомендации

Сейчас нашу гибридную инфраструктуру (включая колокейшн скромных размеров) поддерживают два DevOps-инженера. Если в компании нет таких специалистов, а есть разработчики, ей выгоднее пользоваться PaaS- и SaaS-сервисами, чем нанимать дорогостоящих DevOps’ов. А вообще универсального рецепта нет – в каждом конкретном случае будет свое решение. Если говорить о компании средней руки, то для нее переход в облако будет достаточно хорошим вариантом с точки зрения экономии денег.

Планы на будущее

Мы не первый год используем облачную инфраструктуру и прекрасно осознаем ее преимущества, потому выбрали миграцию в российское облако вместо того, чтобы полностью перейти на колокейшн. И это вопрос не столько выгоды, сколько стабильности и удобства работы. Уверен, что и в ближайшем будущем для обеспечения работы интернет-магазина и шопинг-клуба Westwing мы будем использовать ту же модель ИТ-инфраструктуры, а когда-то, возможно, полностью мигрируем в облако, если это будет экономически целесообразно.

Хотите попробовать сервисы MCS?

Нам доверяют свой бизнес

У нас есть технологии и сервисы, которые помогают компаниям решать самые важные задачи

21 год
опыта поддержки высоконагруженных сервисов
100+ млн
пользователей по всему миру
7 лет
экспертизы развития облачной инфраструктуры