Назад к кейсам

Westwing Russia: как мы переехали из AWS в облако MCS, чтобы снизить риски падения сервиса

Компания
Westwing Russia
Клиентов
более 5 млн
Отрасль
Ритейл / Интернет-магазин и e-commerce-проект с моделью Flash sales
Александр Пряхин
Технический директор

Немецкие корни Westwing Russia во многом определили предпочтения выборе IT-инфраструктуры. Компания несколько лет пользовалась американским сервисом AWS с дата-центрами в Европе, хотя не уходила от гибридной модели — часть данных изначально хранили локально.

Гибридная модель затрудняла масштабирование инфраструктуры. Плюс существовал риск блокировки иностранных IP-адреса в России, который мог привести к недоступности интернет-магазина для покупателей.

Чтобы снизить риски и упростить масштабирование инфраструктуры, компания решила мигрировать в российское облако. О том, почему в качестве партнера выбрали MCS и как прошел переезд, рассказывает технический директор Westwing Russia Александр Пряхин.

Westwing Russia: шопинг-клуб и интернет-магазин товаров для дома

Westwing — первый в России шопинг-клуб и интернет-магазин для тех, кто увлекается дизайном и хочет сделать дом уютнее.

Шопинг-клуб работает по принципу flash sales или «сделки дня»: когда за короткое время продается ограниченное количество товаров со скидками в 70-90%. Мы ежедневно предлагаем участникам клуба пять-семь идей для интерьера с продукцией известных брендов. Каждая акция — не просто набор предметов, а дизайнерская концепция.

Интернет-магазин Westwing, напротив, работает по традиционной модели. В любой момент на сайте можно купить мебель, декор, освещение, текстиль, аксессуары и другие товары для обустройства дома.

Наша ИТ-инфраструктура: colocation и облако

Сейчас Westwing Russia — самостоятельная компания, но раньше мы были частью немецкой Westwing и поэтому, как и многие европейские компании, изначально сотрудничали с Amazon Web Services (AWS).

В облаке AWS мы держали вспомогательные системы, а основные, с критичными данными систем интеграции – на базе колокейшн во Франкфурте. Персональные данные российских пользователей сервиса во исполнение 152-ФЗ хранились в третьем месте, в колокейшн на территории России.

Несколько лет нас устраивала гибридная инфраструктура в таком виде. AWS — действительно удобная, но далеко не идеальная платформа. Например, нам не нравился vendor lock, когда мы сильно зависим от продуктов и услуг конкретного поставщика. Но на тот момент это была справедливая плата: мы используем готовые решения as a service, а взамен нас избавляют от какой-то головной боли. Однако ситуация поменялась.

Переезд из-за сложностей масштабирования и риска блокировок

Однажды Роскомнадзор заблокировал иностранные IP-адреса во время попыток заблокировать Telegram — тогда на нашем сайте исчезли изображения. Мы поняли, что, если это повторится, в другой раз наши магазины могут оказаться вообще недоступны для российских пользователей.

Поскольку бизнес целиком зависит от функционирования сайта, мы решили уменьшить риск недоступности сервиса для пользователей. Мы полностью созрели к тому, чтобы отказаться от AWS в пользу альтернативного решения. Тем более, у нас было на примете несколько довольно интересных с точки зрения функционала и стоимости вариантов.

Помимо риска блокировок, наша гибридная схема затрудняла масштабирование инфраструктуры. И это стало второй причиной того, что мы пришли к идее миграции на нового провайдера.

Мы сравнили разные облачные варианты и colocation. И поняли, что реализовать одно и то же на локальных вычислительных мощностях в два-три раза дороже, чем в облаке. При этом даже с учетом таких больших вложений трудно будет нарастить мощности, достаточные для пиковых загрузок, и для масштабирования мощностей наиболее эффективным является облачное решение.

Однако полагаться на одного поставщика услуг все же рискованно. Поэтому мы решили перенести наши клиентские системы из колокейшнов в облако для масштабирования емкости. Причём это должно было стать российское облако, чтобы избежать каких-либо внешних рисков.

Почему мы выбрали MCS

На российском рынке не так много провайдеров, которые предлагают достаточно надежные облачные решения. Рассмотрев разные варианты, мы остановились на платформе Mail.ru Cloud Solutions:

  • MCS — крупный провайдер с большой инфраструктурой. На его примере мы увидели, что российские провайдеры способны предлагать облачные решения, которые не уступают западным.
  • Хороший клиентский сервис. Вначале нам предложили попробовать продукт и показали внутреннюю «кухню» — другие провайдеры не столь открыты.
  • Отсутствие vendor lock. Платформа MCS построена на open source и использует известные сервисы — это снижает риск зависимости от одного провайдера.
  • Помощь в организации миграции. Инженеры MCS консультировали наших DevOps-специалистов, чтобы выбрать оптимальный вариант миграции.
  • Снижение расходов на облака. В сравнении с AWS, MCS гораздо выгоднее, особенно сейчас, когда курс доллара высокий.

Как проходила миграция

Мы начали миграцию в конце 2019 года — переместили в облако MCS сайт интернет-магазина Westwing. Сайт шопинг-клуба с ежедневными распродажами остался на colocation в Германии.

Нам предстояло перенести порядка 80 виртуальных машин, которыми мы пользовались в AWS, плюс лямбды, балансировщики нагрузки и другие сетевые сервисы. Работы затянулись из-за vendor lock со стороны AWS — в нашем случае это действительно тормозит миграцию.

Затем мы переместили большую часть наших вспомогательных систем в MCS, и сейчас постепенно переносим их все. Миграция небыстрая, поскольку некоторые функции необходимо переписать, а затем настроить интеграцию с другими системами.

Результаты: рост производительности и возможность быстро масштабироваться

Сейчас на мощностях MCS размещается наш интернет-магазин с основным ассортиментом товаров для обустройства дома. Открыли его сравнительно недавно, но за это время он успешно пережил «черную пятницу».

До этого у нас был небольшой кластер виртуальных машин, которые страховали друг друга. О серьезных пиковых нагрузках до этого речи не было. Тем не менее на момент роста нагрузки мы смогли без проблем развернуть необходимое количество виртуальных машин, доставить код, включить балансировку и спокойно обслуживать посетителей. На выходе получили гибкую инфраструктуру, способную адаптироваться под рост нагрузки в такие дни.

Можно выделить следующие ключевые результаты миграции:

Рост производительности. Мы заметили его после переноса сайта интернет-магазина Westwing в облако MCS.

Возможность быстро масштабироваться. Представим, что интернет-магазин работает на собственных серверах, а не в облаке. Наступает «черная пятница», и количество посетителей на сайте увеличивается кратно. Если в такой ситуации откажет незарезервированное оборудование — ничего не успеешь сделать: на его поиск и установку потребуется минимум три часа.

Напротив, в облаке можно масштабироваться за 10 минут: в два клика собираешь и запускаешь виртуальную машину, добавляешь IP-адрес выкатки и пару нод. Что-то падает критично — тоже не беда, перемещаешь машину на другой гипервизор.

Экономия на администрировании. Сейчас нашу гибридную инфраструктуру, включая небольшой colocation, обслуживают два DevOps-инженера. Если же в компании есть только разработчики — ей выгоднее использовать PaaS и SaaS-сервисы, и не нанимать дорогостоящих DevOps-специалистов.

Снижение расходов на облачные решения. У AWS оплата в долларах, а у MCS — в рублях, за счет разницы в курсах валют экономия существенная.

Возможность кастомизировать решения. Mail.ru Cloud Solutions самостоятельно разрабатывают свое облако, и у них есть возможность дорабатывать решения по запросу клиентов.

Планы на будущее

Мы не первый год используем облачную инфраструктуру и прекрасно осознаем ее преимущества, потому выбрали миграцию в российское облако вместо того, чтобы полностью перейти на colocation.

После завершения миграции с AWS мы подумаем, стоит ли переносить всю инфраструктуру в одно облако. Скорее всего, сохраним гибридную модель: часть систем — в облаке, а часть — на colocation. Такое решение снижает риск простоя.

Основные результаты сотрудничества с MCS

  • Снизили риск блокировки сайта из-за использования иностранных IP-адресов.
  • Получили возможность быстро масштабироваться при росте нагрузки на сайт.
  • Повысили производительность сайта интернет-магазина Westwing.
  • Снизили зависимости от одного провайдера за счет открытого исходного кода.
  • Сократили расходы на оплату услуг облачного провайдера.

Попробуйте наши сервисы

После активации аккаунта вы сможете воспользоваться бонусом в размере 3 000 рублей и протестировать сервисы в течение 60 дней.
21 год
опыта поддержки высоконагруженных сервисов
100+ млн
пользователей по всему миру
7 лет
экспертизы развития облачной инфраструктуры