Облачные вычислительные решения существуют на рынке уже около десяти лет. Первыми в России, ещё на заре эпохи облаков, появились небольшие локальные провайдеры, предлагающие дешевые виртуальные серверы и хранилища данных. Однако у маленьких компаний хронически не хватало ресурсов на разработку действительно качественных услуг, а опытные IT-гиганты в то время ещё не вышли на российский облачный рынок.

Именно по этой причине в IT-среде сложился устойчивый стереотип, что в России продаются исключительно маломощные, дорогие, функционально бедные и глючные решения, сопровождаемые недружелюбной техподдержкой. В результате российские IT-проекты стали массово закупаться облаками в других странах.

Однако, за последние годы ситуация с отечественным облачным рынком изменилась — на него подтянулись большие парни, которые догадались поставить на надёжность и удобство сервисов. Так что теперь у российских инженеров появились весомые причины переехать со своими продуктами в отечественные облака. Какие же это причины?

Регулэйшн комплаэнс

То есть, соответствие требованиям регулятора. С 2017 года в России действует закон «О персональных данных» (aka 152-ФЗ), который обязывает IT-компании хранить все персональные данные пользователей в зоне действия российского права. Так что, хотите вы этого или нет, но теперь все личные данные пользователей вы обязаны хранить в России. Игнор этого чреват юридическими проблемами. Лекарство от этих проблем — хранить данные в дата-центрах российских провайдеров.

Пинг и лэйтенси

А проще — скорость связи. Допустим, вы разрабатываете крупный продукт для внутреннего российского рынка и хостите его в датацентрах за границей. В этом случае ваш клиент из Твери вынужден запрашивать данные и файлы с ваших серверов, скажем, в Ирландии. Походы туда и обратно по сети занимают ощутимое количество времени, что плохо сказывается на скорости работы вашего сервиса.

Задержки, казалось бы, погоды не делают — но нет, в ряде случаев даже маленькие лаги вызывают большие проблемы. Вы стримите видео, а картинка постоянно зависает у зрителей на экране — такое глючное видео никто смотреть не захочет. Или вы хостите онлайн-игру, и из-за сетевых тормозов играть невозможно. Один игрок стреляет в другого, а попадает в стену, потому что из-за лагов получает неактуальную информацию о расположении противника.

За каждую лишнюю долю секунды, которую ваше приложение тратит на походы в Ирландию за данными, некоторый процент ваших пользователей скажет “Фу, че так долго и глючно” и уйдёт в сервис ваших конкурентов, у которых данные лежат в Москве или Екатеринбурге. Несправедливость? Не думаем.

Эвэйлэбилити

Доступность и надёжность. Инженеры, использующие облачные решения, знают, что периодически эти самые решения уходят в даун (то есть, становятся недоступны). По разным причинам – обновления ПО на серверах, сгоревшие маршрутизаторы, ошибки админов и многие другие непредсказуемые факторы.

Такие вынужденные простои плохо сказываются на бизнесе, поэтому лучшие из облачных провайдеров дают пользователям гарантии бесперебойной работы. Эти гарантии называются service-level agreement (SLA) — соглашение об уровне услуг, в котором оговаривается время гарантированной доступности сервиса. Если в SLA с провайдером прописана доступность 99,9% в год — это означает, что в течение года серверы провайдера могут уйти в даун не более чем на 8 с небольшим часов. Все остальное время серверы должны быть доступны.

Крупные российские провайдеры облачных серверов гарантируют доступность облачных машин на уровне 99,95% — максимум 4-5 часов даунтайма в год. И эти гарантии подкреплены финансово — в случае затянувшегося простоя вы получите денежную компенсацию. Если нужна доступность больше, провайдеры часто идут на встречу в рамках кастомных проектов.

SLA 99.95% доктор Стрендж и железный человек. Завтра облачно

Таким образом, ситуации, когда всё внезапно легло на неизвестный период времени, а вы платите за лежащие серверы, остались в прошлом.

Йор мессидж из вери импортант тю ас

Хотя весь айтишный мир и говорит на английском, общение с техподдержкой бывает весьма болезненным. Языковые навыки программеров в основном заточены на чтение документации, поэтому им бывает трудно правильно сформулировать свои проблемы и понять ответы иностранных инженеров.

Кроме того, в случае работы с западными сервисами запросы чаще всего приходится отправлять на почту и потом часами, а то и днями, ждать ответа. Конечно, можно попробовать позвонить, но коммуникации голосом непросты — собеседники на той стороне частенько оперируют сложными английскими словами, да еще и с труднопонимаемым акцентом. Попробуйте, например, понять речь жителей штата Луизиана — тот еще квест!

Работа с российскими облачными провайдерами дает возможность быстро получить понятные ответы на своем родном языке. А в критических случаях можно позвонить и пообщаться с саппортом голосом без тяжелого процесса дешифровки иностранного собеседника.

Кое-что кроме серверов

Впрочем, пора уже понять, что «сервер в облаке» — это прошлый век. Наверное, собственный облачный сервер скоро будет у каждой бабушки в деревне, даже у каждой белки в лесу.

А вот разработчикам и IT-отделам компаний нужны не просто серверы. Нужны настроенные и готовые к использованию инструменты для разработки приложений и облачных информационных систем. Речь о так называемых PaaS (платформах в виде сервиса) и настроенных облачных приложениях, которые обычно размещают в маркетплейсах.

Ведущие российские провайдеры предлагают вот это вот самое, позволяют построить всю IT-экосистему внутри одного облака. Для этого они предлагают «строительные блоки» для построения инфосистем, приложений и сред разработки прямо в облаке: контейнеры, кластеры видеокарт, настроенные серверы приложений, СУБД, кластеры обработки и хранения BigData, среды машинного обучения, инструменты разработки (мониторинг, построение CI/CD и многое другое).

В итоге вы можете построить всю разработку и настроить предоставление сервисов своим клиентам по более низкой стоимости по сравнению с западными провайдерами.

Ключевые тэйкэвэи

Почему выбирают российских провайдеров

  • выполнение требований закона
  • передача данных быстрее
  • надёжность и SLA с финансовыми гарантиями
  • быстрая русскоязычная поддержка
  • PaaS и другие «кубики лего» для построения приложений и сервисов